29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Раскинулись сети широко"

Архивная публикация 2008 года: "Раскинулись сети широко"

В начале года развитие рынка телекоммуникаций набрало серьезные обороты, которые пришлось сбросить в четвертом квартале. Но с резким торможением большинство компаний справились, удержав управление в своих руках и сумев не сбросить скорость до нуля. Нынешний год начинался для телекоммуникационных компаний прекрасно. Каждая из них объявила о грандиозных планах. Прогнозы давались на длительный срок — 3—5 лет. Огромные бюджеты тратились на рекламные кампании. Ради наращивания абонентской базы операторы не стеснялись снижать цены себе в убыток. Генеральный директор ОАО «Национальные кабельные сети» Виктор Пинчук объясняет это следующим образом: «Поскольку на растущем рынке капитализация компаний оценивалась из высоких коэффициентов, сам факт привлечения абонента вносил более весомый вклад в капитализацию компании, нежели та прибыль, которую он приносил». Операторы закрывали глаза на то, что зачастую привлечение абонента обходилось очень дорого и долго окупалось. Именно поэтому многие компании, когда осуществляли сделки по слияниям/поглощениям и подключали абонентов, в первую очередь смотрели не на экономический эффект, который даст это подключение, а на то, как повлияет его результат на оценки акционеров.
Виктор Пинчук также отмечает, что в сегменте кабельного телевидения в 2006—2007 годах происходила активная консолидация рынка, совершалось большое количество сделок по приобретению и поглощению компаний. В 2008 году этот процесс усугубился, в итоге вместо большого количества мелких, разрозненных операторов сформировалось несколько крупных холдингов, которые фактически контролируют большую часть рынка.
Президент ОАО «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев отмечает как ключевое событие года дальнейшую демонополизацию рынка дальней связи, а также интерес ведущих операторов как мобильной, так и фиксированной связи к беспроводным технологиям доступа (Wi-Max, Wi-Fi, 3G).
Генеральный директор национального оператора «Синтерра» Виталий Слизень также считает важной тенденцией продолжение укрупнения компаний связи, формирование холдинговых структур по признаку основного владельца. Наиболее ярким примером называет поглощение «Голден Телекома» «ВымпелКомом», которое произошло в начале текущего года. В феврале мобильный оператор приобрел 100% компании «Голден Телеком» за $4,35 млрд.
Однако кризис сменил приоритеты компаний сферы телекоммуникаций. Говорит директор по продажам Amdocs OSS в России и странах СНГ Виктор Тамбовцев: «Многие операторы либо полностью отказались от своих планов по развитию на следующий год, что привело как к приостановке текущих проектов, так и к отмене результатов новых тендеров, либо значительно сократили свои CAPEX- и OPEX-бюджеты на следующий год. Хотя IT-бюджеты сократились практически во всех телекоммуникационных компаниях».
А на широкой полосе цветы
Одной из главных и многообещающих тенденций года эксперты называют дальнейшее развитие широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в регионах. Виталий Слизень говорит, что планы игроков этого рынка впечатляют: «Общую сумму инвестиций на заявленные проекты мы оцениваем в $10 млрд. О своих проектах по построению сетей «последней мили» в крупных региональных городах в этом году заявили «ВымпелКом» (проект «Корбины»), «Ростелеком», «Транстелеком», «Комстар-ОТС». Также в этом направлении продолжает двигаться МРК».
Некоторые эксперты ожидают замедления темпов развития ШПД в регионах в связи с кризисом. Пинчук говорит, что тенденции развития рынка сильно меняются в зависимости от региона. Например, в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге активно росла абонентская база ключевых операторов за счет новых абонентов, а проникновение ШПД колебалось на уровне 40—50%. В Москве, напротив, рынок ШПД практически достиг своего насыщения, и операторы борются за тех абонентов, которые переходят от одного провайдера к другому. Это же подтверждает Сергей Приданцев: «На конец 2007 года, по нашим данным и исследованиям аналитиков, проникновение в Москве составляло 49%, к концу 2008 года оно достигнет примерно 55%». В связи с этим президент «Комстар-ОТС» считает главной задачей для операторов на этом рынке не столько наращивание абонентской базы, сколько повышение лояльности собственных абонентов. При выборе потребители будут ориентироваться на тех провайдеров, которые смогут предоставить максимальный спектр услуг наиболее эффективно и качественно. Именно это, по мнению Сергея Приданцева, определит лидеров рынка. «Здесь кризис мало что поменял, москвичи пока что не готовы сокращать свои расходы за счет средств, выделяемых из семейного бюджета на телефон и Интернет», — оптимистичен глава «Комстар-ОТС».
А вот на региональном рынке ШПД Сергей Приданцев предполагает возможность замедления развития своих проектов: «Действительно, за этот год в регионах начали активно развиваться несколько крупных игроков, большинство из которых заявили о сокращении инвестиций в свое региональное развитие. В связи с кризисом мы не планируем менять стратегические планы в отношении регионального развития, однако сроки их реализации могут быть увеличены». Сегодня группа «Комстар» присутствует в 67 городах России, до конца года планирует завершить сделки по присоединению «Стрим-ТВ». А в будущем году оператор собирается модернизировать все свои сети и расширить спектр услуг за счет предоставления triple play (телефония, доступ в Интернет и ТВ из одного кабеля).
Контент — всему голова
Сегодня динамика абонентских баз операторов такова, что наиболее активный их рост наблюдается не в столицах, а в регионах. Именно поэтому Виталий Слизень уверен, что операторам нужно выдвигать контент в регионы, а значит, нужны качественные региональные площадки для хранения больших объемов данных, имеющие высокую степень связанности с местной и столичной телекоммуникационной инфраструктурой. Он отмечает, что в нынешнем телекоме доля услуги предоставления широкополосного доступа в ARPU (средний счет одного абонента в месяц) оператора неуклонно падает. Эта цифра стабилизируется на незначительном числе процентов общего ARPU. «Остальную часть доходов операторов от абонентов должны занять сервисы и контент, доступ к которым абонент получает с помощью оператора. В перспективе точкой монетизации станет именно контент», — уверен эксперт. И здесь он видит несколько проблем. Первая — это высокие оптовые цены на интернет-трафик в регионах. В Сибири и на Дальнем Востоке цены в несколько раз выше, чем в Москве. Но в регионах нет достаточного количества технологических площадок для размещения ресурсов — центров обработки данных (ЦОД). Кроме того, в регионах остра проблема нехватки квалифицированных IT-кадров, способных оперативно обслуживать оборудование, находящееся в ЦОД. Пожалуй, развитием ЦОД не только в Москве, но и в регионах из крупных операторов занимается только «Синтерра», которая в этом году построила дата-центры в Томске, Новосибирске, Краснодаре и Ставрополе. При этом строительство ЦОД в регионах оказывается довольно выгодным — там дешевле арендуемые площади, электричество. А в Москве уже год назад можно было говорить о дефиците подходящих для строительства ЦОД площадей.
Текучая субстанция
В целом, несмотря на прогнозы по снижению темпов развития ШПД в регионах, операторы смотрят в будущее с оптимизмом. Виктор Пинчук не ожидает серьезного оттока абонентов: «Скорее всего, от сравнительно недорогих телеком-услуг — ШПД, интерактивного цифрового телевидения и телефонии, — равно как и от сотовой связи, будут отказываться в последнюю очередь». Правда, он уверен, что рост рынка замедлится: «Если в начале 2008 года мы планировали, что 2009-й станет последним годом активного прироста абонентской базы в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, то из-за кризиса этот период может растянуться на 1,5—2 года». А Виталий Слизень говорит, что если планы российских операторов хотя бы наполовину реализуются, то развитие будет продолжаться: «Уже сейчас в среднем компании МРК получают около 50% выручки от услуг ШПД. Возможно, в терминах выручки динамика несколько снизится (за счет снижения тарифов), однако в терминах роста объема интернет-трафик возрастет не менее чем в два раза».
На днях компания «Комстар-ОТС» отчиталась за первое полугодие текущего года. По сравнению с тем же периодом 2007 года выручка оператора выросла на 22% и составила $834,2 млн, исключая компенсацию из федерального бюджета в размере $27 млн во втором квартале 2008 года. А чистая прибыль увеличилась на 38% по сравнению с первым кварталом прошлого года и составила $84 млн. Эти результаты соответствуют прогнозам. Но, скорее всего, прогнозы по второму кварталу кризис откорректирует.
Подсмотрели у Европы
В сфере мобильной связи в течение всего года наблюдается нешуточная активность. Рынок поворачивает свое развитие на 180 градусов и становится операторским. «Большая тройка» делит сотовый ритейл. Розничные сети в условиях кризиса потеряли внешние источники финансирования и вынуждены продаваться либо сворачивать бизнес. Мобильные операторы пользуются моментом, чтобы укрепить свои позиции на высококонкурентном рынке. «Большая тройка», забирая под контроль розничные сети, получает инструмент воздействия на продажи своих контрактов.
Первой сделкой такого рода стала покупка «Евросети» Александром Мамутом за $400 млн и последующая продажа 49,9% компании за $225 млн «ВымпелКому».
После этого МТС договорилась с владельцем «Беталинка» о переходе салонов под бренд оператора, без покупки акций. По словам анонимных источников, близких к участникам соглашения, этот брендинг обходится МТС ежемесячно примерно в $2 млн. О такой же схеме партнерства МТС пытается договориться с сетью «Телефон.ру». Также недавно МТС договорилась с компанией «Связной» о передаче ей под управление своих салонов, которые развивала «ТС-Ритейл».
«Большая тройка» мобильных операторов пошла дальше по европейскому пути, укрепив свои позиции также и на аппаратном рынке. «ВымпелКом» и «МегаФон» в декабре начали продажи мобильных телефонов под собственным брендом, стоит ожидать такого же шага от МТС. Основатель и совладелец сети «Связной» Максим Ноготков считает, что вскоре операторские телефоны могут занять 5% рынка. Этот ход был сделан после выхода на рынок iPhone. Этот аппарат производства Apple продается исключительно с контрактами операторов и защитой от использования его в другой сети. Именно так продается подавляющее большинство телефонов в Европе. Но судьба iPhone в России грустна — все, кто хотел получить этот аппарат, заказали его за $400 в США. Когда начались официальные продажи, цена оказалась гораздо выше — около $1000. Естественно, хитом продаж аппарат, мягко говоря, не стал.
Будущее не спешит наступать
Другая тенденция, которую можно наблюдать на рынке мобильной связи, — конвергенция. После покупки «ВымпелКомом» компании «Голден телеком» оператор со своим брендом вышел на рынок проводного ШПД и городского Wi-Fi. О необходимости предоставления совместных услуг говорил также Александр Гончарук, когда еще возглавлял АФК «Система». Правда, дальше оплаты доступа в Интернет с помощью SMS-сервиса у МТС дело не пошло.
«МегаФон» пока делает ставку на развитие 3G. Официально приоритетным для России стандартом 3G признается WCDMA, впрочем, как и в других европейских странах. Первым в России начал предоставлять услуги третьего поколения стандарта WCDMA именно «МегаФон», запустив сеть в Санкт-Петербурге в октябре 2007 года. Помимо этого оператор сразу запустил сеть в стандарте HSDPA, который определяется как 3,5G и позволяет передавать данные на скорости до 3,6 Мбит/с. В планах компании до конца 2008 года запустить сеть в Сочи. Вторым оператором, запустившим 3G-сеть, стала МТС, начав предоставлять в мае 2008 года 3G-услуги в Санкт-Петербурге. По данным компании МТС, по итогам июня 2008 около 170 тыс. ее абонентов пользовались 3G-услугами. «ВымпелКом» последним из операторов запустил 3G-услуги в коммерческую эксплуатацию в сентябре 2008 года сразу в 4 регионах — Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Тольятти, а также в Челябинске, став первым оператором и на Урале.
В Москве и Московской области аналитики J'son & Partners ожидают внедрение 3G-услуг в лучшем случае в будущем году. Вопрос с освобождением частот, занятых военными, так и не решился. Зато компаниям разрешили использовать эти частоты внутри зданий и в метро. Так что, возможно, уже в будущем году можно будет принимать электронную почту и смотреть ТВ прямо в вагоне подземки.
Второй стандарт 3G, который активно используется в России, развивает компания «СкайЛинк» — это CDMA2000. «СкайЛинк» первым в России запустил сеть третьего поколения в декабре 2005 года в Москве и Санкт-Петербурге. Теоретически технология, используемая оператором, позволяет абонентам увеличить скорость мобильной передачи данных в 15 раз — с 153 Кбит/с до 2,4 Мбит/с. На данный момент, согласно отчету J'son & Partners, услугами на базе передачи данных пользуются более 64% активных абонентов «СкайЛинка», из них 3G-связь используют более 60%.
В январе 2008 года «СкайЛинк» в Екатеринбурге запустил услуги на базе технологии EV-DO Rev.A, которая позволяет увеличить скорость передачи данных от абонента до 1,8 Мбит/с, а скорость скачивания — до 3,1 Мбит/с. В мае 2008 года был осуществлен переход на данную технологию в Москве и Санкт-Петербурге, а в июне 2008 года — в Челябинске и Магнитогорске.
По мнению аналитиков J'son & Partners, недостаточная популярность 3G-сетей на первом этапе их запуска связана не только с ценовым критерием и ограниченным количеством 3G-терминалов, но и неготовностью рядового абонента воспринимать дополнительные мобильные сервисы как норму жизни. «Пока еще для большинства абонентов лишь использование голосовой связи стало предметом первой необходимости, тогда как новые услуги не относятся к разряду жизненно важных», — сообщается в отчете агентства.
В целом за год стоимость акций МТС и «ВымпелКома» сильно упала. Настолько, что теперь аналитики рекомендуют их покупать и прогнозируют рост их стоимости на уровне 100%.
Куски пирога
Согласно исследованиям J'son & Partners, в октябре 2008 года количество зарегистрированных в России sim-карт выросло практически до 181,5 млн. Уровень проникновения в целом по России достиг 127%, а в Московской лицензионной зоне (МЛЗ) составил 177%. Совокупный ежемесячный прирост абонентов в октябре 2008 года составил 2,5 млн (+1,4%) — на 15,5% больше, чем в октябре 2007 года
(+ 342 тыс. абонентов). Лидером по приросту абонентской базы в общероссийском масштабе за 12 месяцев остался «МегаФон» (+7,9 млн абонентов), тогда как до сентября 2008 года лидерство на протяжении 9 месяцев удерживала МТС. Согласно этому отчету, доля «ВымпелКома» на рынке сотовой связи составила 25%, «МегаФона» — 23%, МТС — 35%, и другие игроки занимают 17%. По итогам октября в 12-месячном приросте абонентской базы МТС на Московскую лицензионную зону приходится 20% общероссийского прироста абонентской базы оператора, тогда как аналогичный показатель для России в целом составляет 9%.
При этом аналитики Альфа-банка прогнозируют снижение доходов операторов в будущем году по причине сокращения количества и длительности звонков. Эксперты сравнивают нынешнюю ситуацию с событиями 10-летней давности, когда произошел первый мировой кризис, и считают, что показатели мобильных операторов в будущем году следует оценивать как минимум на 18% ниже.
На фоне размытия брендов мобильных операторов перспективным выглядит запуск первого в России проекта мобильного Wi-Max. Сети в Москве и в Санкт-Петербурге развернула новая компания «Скартел», существующая чуть больше года. Оператор планирует запустить сеть под брендом Yota в апреле 2009 года в коммерческую эксплуатацию. Сейчас использовать Mobile WiMax можно в тестовом режиме, причем совершенно бесплатно. Если «Скартел» включит в линейку своих услуг VoIP-телефонию, лидерство «большой тройки» сотовых операторов на рынке мобильной связи может пошатнуться. Как минимум, «Скартел» потеснит «ВымпелКом» в плане развития Wi-Fi (проект, который раньше назывался «Голден Wi-Fi).
Прекрасное далеко
На рынке услуг дальней связи продолжается процесс демонополизации. По крайней мере, на словах. В этом году специальным указом Минсвязи было увеличено до четырех количество цифр в префиксе для выхода на межгород, начиная с апреля 2009 года. То есть теперь абоненты при выборе альтернативного оператора дальней связи после восьмерки должны будут набрать четыре специальных цифры. Это дает потенциальную возможность выхода на рынок новым операторам. Напомним, что по сей день услуги дальней связи для конечных пользователей предоставляют практически всего лишь два оператора — «Ростелеком» (до недавнего времени абсолютный монополист) и МТТ. Остальные 6 операторов дальней связи, у которых есть лицензии и префиксы из двух цифр, используют дальнюю связь лишь в комплекте с другими услугами для своих корпоративных клиентов. Теперь ситуация может измениться. В частности, на рынок услуг дальней связи в декабре вышла компания «Комстар-ОТС». Впрочем, аналитики уверены, что увеличение префикса до четырех цифр не принесет ожидаемых результатов. Убедить пользователей набирать после восьмерки целых четыре лишних цифры будет сложно, как и мотивировать их запомнить нужную комбинацию наизусть.
Директор по связям с общественностью компании «МТТ» Кирилл Ладыгин говорит, что кризис на ситуацию на рынке МГ/МН-связи никак серьезно не повлияет: «Как до его начала, так и сейчас наблюдается острая конкурентная борьба в корпоративном секторе между теми операторами, которые получили лицензии и коды, а на рынке физических лиц борьба идет между все теми же двумя операторами, которые оказывают в нашей стране услуги МГ/МН-связи населению, — «Ростелекомом» и МТТ». Осень была ознаменована введением двух тарифов, которые привели к серьезной экономии средств пользователей, — «Ростелеком» ввел тариф «Ветер перемен», а следом МТТ ввел беспрецедентно низкий тариф «Тет-а-тет» (1,5 рубля за минуту для внутрисетевых «прямых» абонентов МТТ, заключивших договор на постоянное обслуживание с 1 ноября 2008 года). К каким результатам в конкурентной борьбе приведут эти шаги, пока говорить рано. Эксперт отмечает, что динамика снижения тарифов МГ/МН при обеспечении высокого уровня качества связи и так достаточно высокая: тарифы снижались и будут снижаться очень плавно и по мере появления для этого возможностей. Кроме того, он ожидает, что расширение префикса до четырех цифр приведет к росту рекламной активности новых игроков, предоставляющих услуги физическим лицам.
Об итогах года можно судить только по финансовым показателям «Ростелекома». Согласно неаудированным результатам деятельности за первое полугодие 2008 года по МСФО, чистая прибыль компании увеличилась в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 9,8 млрд рублей. Доходы от новых и прочих услуг, реализованных оператором в первом полугодии 2008 года в рамках процесса диверсификации бизнеса, увеличились на 45% и составили более 4 млрд рублей. А показатель OIBDA за первое полугодие 2008 года составил 7,8 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 14%, рентабельность по OIBDA составила 25%.
Взгляд в туманное будущее
Несмотря на неопределенность, которую создал кризис на всех рынках, операторы связи не меняют своих стратегий, но предполагают, что со временем это может случиться. В частности, по словам Сергея Приданцева, могут ужесточиться требования к срокам окупаемости клиентских проектов. Вице-президент компании ТТК Федор Крупянский говорит, что в условиях кризиса оператор находится в более выгодном положении по сравнению с другими: «Мы принадлежим крупной государственной компании, у нашего акционера сильная государственная поддержка. Помимо этого мы не делали больших займов». При этом он отмечает, что кризисом не затронута основная масса населения, и в этом принципиальное его отличие от событий 1998 года: «Тогда ударило по государству, по простым людям, а сейчас — в первую очередь по инвестбанкам, по предприятиям, бравшим крупные кредиты на развитие». Конечно, говорит эксперт, не обошел кризис и телекоммуникации, хотя бы потому, что крупнейшими клиентами операторов связи являются финансовые структуры. Однако, по его словам, в розничных сегментах ситуация более спокойная, в частности, рынок МГ/МН-связи растет на 3—5% в год, он достаточно предсказуем. Что касается сотовой связи, то и она едва ли пострадает. Таким образом, на широкие слои населения кризис не повлияет. Инфляция, по мнению Федора Крупянского, конечно будет, но на услуги связи она не распространяется, потому что тарифы на них, в отличие от цен на продукты питания, падают. Виктор Пинчук считает, что операторы будут более аккуратно тратить свои деньги. Поскольку многие компании задействовали в процессе консолидации активов заемные средства, то сегодня, во время кризиса, движения по консолидации практически остановлены. Также эксперт предполагает, что в ближайшее время серьезных сделок на рынке ШПД и цифрового ТВ не будет. Поскольку долгосрочных прогнозов сейчас давать никто не берется, возможно, будут заморожены и те сделки, которые готовились еще в начале года. Вероятны разве что объединения компаний с целью выжить и сохранить свою ликвидность в меняющихся рыночных условиях. Кроме того, Виктор Пинчук уверен, что в ближайшее время компании будут повышать цены на услуги. А в связи с сокращением рекламных бюджетов будет значительно сокращено количество рекламных кампаний и маркетинговых акций.
По отчетам крупнейших операторов за 9 месяцев прошедшего года видно, что кризис внесет коррективы в динамику развития российского телекома. «Скорее всего, темпы снизятся до 10—15%, по отношению к прошлогодним 27%», — уверен Виталий Слизень. Кроме того, небольшие инвесторы и операторы начнут активнее осваивать менее затратные с точки зрения инвестиций технологии, такие как Wi-Max, идеально подходящие для российской глубинки.

В начале года развитие рынка телекоммуникаций набрало серьезные обороты, которые пришлось сбросить в четвертом квартале. Но с резким торможением большинство компаний справились, удержав управление в своих руках и сумев не сбросить скорость до нуля. Нынешний год начинался для телекоммуникационных компаний прекрасно. Каждая из них объявила о грандиозных планах. Прогнозы давались на длительный срок — 3—5 лет. Огромные бюджеты тратились на рекламные кампании. Ради наращивания абонентской базы операторы не стеснялись снижать цены себе в убыток. Генеральный директор ОАО «Национальные кабельные сети» Виктор Пинчук объясняет это следующим образом: «Поскольку на растущем рынке капитализация компаний оценивалась из высоких коэффициентов, сам факт привлечения абонента вносил более весомый вклад в капитализацию компании, нежели та прибыль, которую он приносил». Операторы закрывали глаза на то, что зачастую привлечение абонента обходилось очень дорого и долго окупалось. Именно поэтому многие компании, когда осуществляли сделки по слияниям/поглощениям и подключали абонентов, в первую очередь смотрели не на экономический эффект, который даст это подключение, а на то, как повлияет его результат на оценки акционеров.
Виктор Пинчук также отмечает, что в сегменте кабельного телевидения в 2006—2007 годах происходила активная консолидация рынка, совершалось большое количество сделок по приобретению и поглощению компаний. В 2008 году этот процесс усугубился, в итоге вместо большого количества мелких, разрозненных операторов сформировалось несколько крупных холдингов, которые фактически контролируют большую часть рынка.
Президент ОАО «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев отмечает как ключевое событие года дальнейшую демонополизацию рынка дальней связи, а также интерес ведущих операторов как мобильной, так и фиксированной связи к беспроводным технологиям доступа (Wi-Max, Wi-Fi, 3G).
Генеральный директор национального оператора «Синтерра» Виталий Слизень также считает важной тенденцией продолжение укрупнения компаний связи, формирование холдинговых структур по признаку основного владельца. Наиболее ярким примером называет поглощение «Голден Телекома» «ВымпелКомом», которое произошло в начале текущего года. В феврале мобильный оператор приобрел 100% компании «Голден Телеком» за $4,35 млрд.
Однако кризис сменил приоритеты компаний сферы телекоммуникаций. Говорит директор по продажам Amdocs OSS в России и странах СНГ Виктор Тамбовцев: «Многие операторы либо полностью отказались от своих планов по развитию на следующий год, что привело как к приостановке текущих проектов, так и к отмене результатов новых тендеров, либо значительно сократили свои CAPEX- и OPEX-бюджеты на следующий год. Хотя IT-бюджеты сократились практически во всех телекоммуникационных компаниях».
А на широкой полосе цветы
Одной из главных и многообещающих тенденций года эксперты называют дальнейшее развитие широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в регионах. Виталий Слизень говорит, что планы игроков этого рынка впечатляют: «Общую сумму инвестиций на заявленные проекты мы оцениваем в $10 млрд. О своих проектах по построению сетей «последней мили» в крупных региональных городах в этом году заявили «ВымпелКом» (проект «Корбины»), «Ростелеком», «Транстелеком», «Комстар-ОТС». Также в этом направлении продолжает двигаться МРК».
Некоторые эксперты ожидают замедления темпов развития ШПД в регионах в связи с кризисом. Пинчук говорит, что тенденции развития рынка сильно меняются в зависимости от региона. Например, в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге активно росла абонентская база ключевых операторов за счет новых абонентов, а проникновение ШПД колебалось на уровне 40—50%. В Москве, напротив, рынок ШПД практически достиг своего насыщения, и операторы борются за тех абонентов, которые переходят от одного провайдера к другому. Это же подтверждает Сергей Приданцев: «На конец 2007 года, по нашим данным и исследованиям аналитиков, проникновение в Москве составляло 49%, к концу 2008 года оно достигнет примерно 55%». В связи с этим президент «Комстар-ОТС» считает главной задачей для операторов на этом рынке не столько наращивание абонентской базы, сколько повышение лояльности собственных абонентов. При выборе потребители будут ориентироваться на тех провайдеров, которые смогут предоставить максимальный спектр услуг наиболее эффективно и качественно. Именно это, по мнению Сергея Приданцева, определит лидеров рынка. «Здесь кризис мало что поменял, москвичи пока что не готовы сокращать свои расходы за счет средств, выделяемых из семейного бюджета на телефон и Интернет», — оптимистичен глава «Комстар-ОТС».
А вот на региональном рынке ШПД Сергей Приданцев предполагает возможность замедления развития своих проектов: «Действительно, за этот год в регионах начали активно развиваться несколько крупных игроков, большинство из которых заявили о сокращении инвестиций в свое региональное развитие. В связи с кризисом мы не планируем менять стратегические планы в отношении регионального развития, однако сроки их реализации могут быть увеличены». Сегодня группа «Комстар» присутствует в 67 городах России, до конца года планирует завершить сделки по присоединению «Стрим-ТВ». А в будущем году оператор собирается модернизировать все свои сети и расширить спектр услуг за счет предоставления triple play (телефония, доступ в Интернет и ТВ из одного кабеля).
Контент — всему голова
Сегодня динамика абонентских баз операторов такова, что наиболее активный их рост наблюдается не в столицах, а в регионах. Именно поэтому Виталий Слизень уверен, что операторам нужно выдвигать контент в регионы, а значит, нужны качественные региональные площадки для хранения больших объемов данных, имеющие высокую степень связанности с местной и столичной телекоммуникационной инфраструктурой. Он отмечает, что в нынешнем телекоме доля услуги предоставления широкополосного доступа в ARPU (средний счет одного абонента в месяц) оператора неуклонно падает. Эта цифра стабилизируется на незначительном числе процентов общего ARPU. «Остальную часть доходов операторов от абонентов должны занять сервисы и контент, доступ к которым абонент получает с помощью оператора. В перспективе точкой монетизации станет именно контент», — уверен эксперт. И здесь он видит несколько проблем. Первая — это высокие оптовые цены на интернет-трафик в регионах. В Сибири и на Дальнем Востоке цены в несколько раз выше, чем в Москве. Но в регионах нет достаточного количества технологических площадок для размещения ресурсов — центров обработки данных (ЦОД). Кроме того, в регионах остра проблема нехватки квалифицированных IT-кадров, способных оперативно обслуживать оборудование, находящееся в ЦОД. Пожалуй, развитием ЦОД не только в Москве, но и в регионах из крупных операторов занимается только «Синтерра», которая в этом году построила дата-центры в Томске, Новосибирске, Краснодаре и Ставрополе. При этом строительство ЦОД в регионах оказывается довольно выгодным — там дешевле арендуемые площади, электричество. А в Москве уже год назад можно было говорить о дефиците подходящих для строительства ЦОД площадей.
Текучая субстанция
В целом, несмотря на прогнозы по снижению темпов развития ШПД в регионах, операторы смотрят в будущее с оптимизмом. Виктор Пинчук не ожидает серьезного оттока абонентов: «Скорее всего, от сравнительно недорогих телеком-услуг — ШПД, интерактивного цифрового телевидения и телефонии, — равно как и от сотовой связи, будут отказываться в последнюю очередь». Правда, он уверен, что рост рынка замедлится: «Если в начале 2008 года мы планировали, что 2009-й станет последним годом активного прироста абонентской базы в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, то из-за кризиса этот период может растянуться на 1,5—2 года». А Виталий Слизень говорит, что если планы российских операторов хотя бы наполовину реализуются, то развитие будет продолжаться: «Уже сейчас в среднем компании МРК получают около 50% выручки от услуг ШПД. Возможно, в терминах выручки динамика несколько снизится (за счет снижения тарифов), однако в терминах роста объема интернет-трафик возрастет не менее чем в два раза».
На днях компания «Комстар-ОТС» отчиталась за первое полугодие текущего года. По сравнению с тем же периодом 2007 года выручка оператора выросла на 22% и составила $834,2 млн, исключая компенсацию из федерального бюджета в размере $27 млн во втором квартале 2008 года. А чистая прибыль увеличилась на 38% по сравнению с первым кварталом прошлого года и составила $84 млн. Эти результаты соответствуют прогнозам. Но, скорее всего, прогнозы по второму кварталу кризис откорректирует.
Подсмотрели у Европы
В сфере мобильной связи в течение всего года наблюдается нешуточная активность. Рынок поворачивает свое развитие на 180 градусов и становится операторским. «Большая тройка» делит сотовый ритейл. Розничные сети в условиях кризиса потеряли внешние источники финансирования и вынуждены продаваться либо сворачивать бизнес. Мобильные операторы пользуются моментом, чтобы укрепить свои позиции на высококонкурентном рынке. «Большая тройка», забирая под контроль розничные сети, получает инструмент воздействия на продажи своих контрактов.
Первой сделкой такого рода стала покупка «Евросети» Александром Мамутом за $400 млн и последующая продажа 49,9% компании за $225 млн «ВымпелКому».
После этого МТС договорилась с владельцем «Беталинка» о переходе салонов под бренд оператора, без покупки акций. По словам анонимных источников, близких к участникам соглашения, этот брендинг обходится МТС ежемесячно примерно в $2 млн. О такой же схеме партнерства МТС пытается договориться с сетью «Телефон.ру». Также недавно МТС договорилась с компанией «Связной» о передаче ей под управление своих салонов, которые развивала «ТС-Ритейл».
«Большая тройка» мобильных операторов пошла дальше по европейскому пути, укрепив свои позиции также и на аппаратном рынке. «ВымпелКом» и «МегаФон» в декабре начали продажи мобильных телефонов под собственным брендом, стоит ожидать такого же шага от МТС. Основатель и совладелец сети «Связной» Максим Ноготков считает, что вскоре операторские телефоны могут занять 5% рынка. Этот ход был сделан после выхода на рынок iPhone. Этот аппарат производства Apple продается исключительно с контрактами операторов и защитой от использования его в другой сети. Именно так продается подавляющее большинство телефонов в Европе. Но судьба iPhone в России грустна — все, кто хотел получить этот аппарат, заказали его за $400 в США. Когда начались официальные продажи, цена оказалась гораздо выше — около $1000. Естественно, хитом продаж аппарат, мягко говоря, не стал.
Будущее не спешит наступать
Другая тенденция, которую можно наблюдать на рынке мобильной связи, — конвергенция. После покупки «ВымпелКомом» компании «Голден телеком» оператор со своим брендом вышел на рынок проводного ШПД и городского Wi-Fi. О необходимости предоставления совместных услуг говорил также Александр Гончарук, когда еще возглавлял АФК «Система». Правда, дальше оплаты доступа в Интернет с помощью SMS-сервиса у МТС дело не пошло.
«МегаФон» пока делает ставку на развитие 3G. Официально приоритетным для России стандартом 3G признается WCDMA, впрочем, как и в других европейских странах. Первым в России начал предоставлять услуги третьего поколения стандарта WCDMA именно «МегаФон», запустив сеть в Санкт-Петербурге в октябре 2007 года. Помимо этого оператор сразу запустил сеть в стандарте HSDPA, который определяется как 3,5G и позволяет передавать данные на скорости до 3,6 Мбит/с. В планах компании до конца 2008 года запустить сеть в Сочи. Вторым оператором, запустившим 3G-сеть, стала МТС, начав предоставлять в мае 2008 года 3G-услуги в Санкт-Петербурге. По данным компании МТС, по итогам июня 2008 около 170 тыс. ее абонентов пользовались 3G-услугами. «ВымпелКом» последним из операторов запустил 3G-услуги в коммерческую эксплуатацию в сентябре 2008 года сразу в 4 регионах — Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Тольятти, а также в Челябинске, став первым оператором и на Урале.
В Москве и Московской области аналитики J'son & Partners ожидают внедрение 3G-услуг в лучшем случае в будущем году. Вопрос с освобождением частот, занятых военными, так и не решился. Зато компаниям разрешили использовать эти частоты внутри зданий и в метро. Так что, возможно, уже в будущем году можно будет принимать электронную почту и смотреть ТВ прямо в вагоне подземки.
Второй стандарт 3G, который активно используется в России, развивает компания «СкайЛинк» — это CDMA2000. «СкайЛинк» первым в России запустил сеть третьего поколения в декабре 2005 года в Москве и Санкт-Петербурге. Теоретически технология, используемая оператором, позволяет абонентам увеличить скорость мобильной передачи данных в 15 раз — с 153 Кбит/с до 2,4 Мбит/с. На данный момент, согласно отчету J'son & Partners, услугами на базе передачи данных пользуются более 64% активных абонентов «СкайЛинка», из них 3G-связь используют более 60%.
В январе 2008 года «СкайЛинк» в Екатеринбурге запустил услуги на базе технологии EV-DO Rev.A, которая позволяет увеличить скорость передачи данных от абонента до 1,8 Мбит/с, а скорость скачивания — до 3,1 Мбит/с. В мае 2008 года был осуществлен переход на данную технологию в Москве и Санкт-Петербурге, а в июне 2008 года — в Челябинске и Магнитогорске.
По мнению аналитиков J'son & Partners, недостаточная популярность 3G-сетей на первом этапе их запуска связана не только с ценовым критерием и ограниченным количеством 3G-терминалов, но и неготовностью рядового абонента воспринимать дополнительные мобильные сервисы как норму жизни. «Пока еще для большинства абонентов лишь использование голосовой связи стало предметом первой необходимости, тогда как новые услуги не относятся к разряду жизненно важных», — сообщается в отчете агентства.
В целом за год стоимость акций МТС и «ВымпелКома» сильно упала. Настолько, что теперь аналитики рекомендуют их покупать и прогнозируют рост их стоимости на уровне 100%.
Куски пирога
Согласно исследованиям J'son & Partners, в октябре 2008 года количество зарегистрированных в России sim-карт выросло практически до 181,5 млн. Уровень проникновения в целом по России достиг 127%, а в Московской лицензионной зоне (МЛЗ) составил 177%. Совокупный ежемесячный прирост абонентов в октябре 2008 года составил 2,5 млн (+1,4%) — на 15,5% больше, чем в октябре 2007 года
(+ 342 тыс. абонентов). Лидером по приросту абонентской базы в общероссийском масштабе за 12 месяцев остался «МегаФон» (+7,9 млн абонентов), тогда как до сентября 2008 года лидерство на протяжении 9 месяцев удерживала МТС. Согласно этому отчету, доля «ВымпелКома» на рынке сотовой связи составила 25%, «МегаФона» — 23%, МТС — 35%, и другие игроки занимают 17%. По итогам октября в 12-месячном приросте абонентской базы МТС на Московскую лицензионную зону приходится 20% общероссийского прироста абонентской базы оператора, тогда как аналогичный показатель для России в целом составляет 9%.
При этом аналитики Альфа-банка прогнозируют снижение доходов операторов в будущем году по причине сокращения количества и длительности звонков. Эксперты сравнивают нынешнюю ситуацию с событиями 10-летней давности, когда произошел первый мировой кризис, и считают, что показатели мобильных операторов в будущем году следует оценивать как минимум на 18% ниже.
На фоне размытия брендов мобильных операторов перспективным выглядит запуск первого в России проекта мобильного Wi-Max. Сети в Москве и в Санкт-Петербурге развернула новая компания «Скартел», существующая чуть больше года. Оператор планирует запустить сеть под брендом Yota в апреле 2009 года в коммерческую эксплуатацию. Сейчас использовать Mobile WiMax можно в тестовом режиме, причем совершенно бесплатно. Если «Скартел» включит в линейку своих услуг VoIP-телефонию, лидерство «большой тройки» сотовых операторов на рынке мобильной связи может пошатнуться. Как минимум, «Скартел» потеснит «ВымпелКом» в плане развития Wi-Fi (проект, который раньше назывался «Голден Wi-Fi).
Прекрасное далеко
На рынке услуг дальней связи продолжается процесс демонополизации. По крайней мере, на словах. В этом году специальным указом Минсвязи было увеличено до четырех количество цифр в префиксе для выхода на межгород, начиная с апреля 2009 года. То есть теперь абоненты при выборе альтернативного оператора дальней связи после восьмерки должны будут набрать четыре специальных цифры. Это дает потенциальную возможность выхода на рынок новым операторам. Напомним, что по сей день услуги дальней связи для конечных пользователей предоставляют практически всего лишь два оператора — «Ростелеком» (до недавнего времени абсолютный монополист) и МТТ. Остальные 6 операторов дальней связи, у которых есть лицензии и префиксы из двух цифр, используют дальнюю связь лишь в комплекте с другими услугами для своих корпоративных клиентов. Теперь ситуация может измениться. В частности, на рынок услуг дальней связи в декабре вышла компания «Комстар-ОТС». Впрочем, аналитики уверены, что увеличение префикса до четырех цифр не принесет ожидаемых результатов. Убедить пользователей набирать после восьмерки целых четыре лишних цифры будет сложно, как и мотивировать их запомнить нужную комбинацию наизусть.
Директор по связям с общественностью компании «МТТ» Кирилл Ладыгин говорит, что кризис на ситуацию на рынке МГ/МН-связи никак серьезно не повлияет: «Как до его начала, так и сейчас наблюдается острая конкурентная борьба в корпоративном секторе между теми операторами, которые получили лицензии и коды, а на рынке физических лиц борьба идет между все теми же двумя операторами, которые оказывают в нашей стране услуги МГ/МН-связи населению, — «Ростелекомом» и МТТ». Осень была ознаменована введением двух тарифов, которые привели к серьезной экономии средств пользователей, — «Ростелеком» ввел тариф «Ветер перемен», а следом МТТ ввел беспрецедентно низкий тариф «Тет-а-тет» (1,5 рубля за минуту для внутрисетевых «прямых» абонентов МТТ, заключивших договор на постоянное обслуживание с 1 ноября 2008 года). К каким результатам в конкурентной борьбе приведут эти шаги, пока говорить рано. Эксперт отмечает, что динамика снижения тарифов МГ/МН при обеспечении высокого уровня качества связи и так достаточно высокая: тарифы снижались и будут снижаться очень плавно и по мере появления для этого возможностей. Кроме того, он ожидает, что расширение префикса до четырех цифр приведет к росту рекламной активности новых игроков, предоставляющих услуги физическим лицам.
Об итогах года можно судить только по финансовым показателям «Ростелекома». Согласно неаудированным результатам деятельности за первое полугодие 2008 года по МСФО, чистая прибыль компании увеличилась в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 9,8 млрд рублей. Доходы от новых и прочих услуг, реализованных оператором в первом полугодии 2008 года в рамках процесса диверсификации бизнеса, увеличились на 45% и составили более 4 млрд рублей. А показатель OIBDA за первое полугодие 2008 года составил 7,8 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 14%, рентабельность по OIBDA составила 25%.
Взгляд в туманное будущее
Несмотря на неопределенность, которую создал кризис на всех рынках, операторы связи не меняют своих стратегий, но предполагают, что со временем это может случиться. В частности, по словам Сергея Приданцева, могут ужесточиться требования к срокам окупаемости клиентских проектов. Вице-президент компании ТТК Федор Крупянский говорит, что в условиях кризиса оператор находится в более выгодном положении по сравнению с другими: «Мы принадлежим крупной государственной компании, у нашего акционера сильная государственная поддержка. Помимо этого мы не делали больших займов». При этом он отмечает, что кризисом не затронута основная масса населения, и в этом принципиальное его отличие от событий 1998 года: «Тогда ударило по государству, по простым людям, а сейчас — в первую очередь по инвестбанкам, по предприятиям, бравшим крупные кредиты на развитие». Конечно, говорит эксперт, не обошел кризис и телекоммуникации, хотя бы потому, что крупнейшими клиентами операторов связи являются финансовые структуры. Однако, по его словам, в розничных сегментах ситуация более спокойная, в частности, рынок МГ/МН-связи растет на 3—5% в год, он достаточно предсказуем. Что касается сотовой связи, то и она едва ли пострадает. Таким образом, на широкие слои населения кризис не повлияет. Инфляция, по мнению Федора Крупянского, конечно будет, но на услуги связи она не распространяется, потому что тарифы на них, в отличие от цен на продукты питания, падают. Виктор Пинчук считает, что операторы будут более аккуратно тратить свои деньги. Поскольку многие компании задействовали в процессе консолидации активов заемные средства, то сегодня, во время кризиса, движения по консолидации практически остановлены. Также эксперт предполагает, что в ближайшее время серьезных сделок на рынке ШПД и цифрового ТВ не будет. Поскольку долгосрочных прогнозов сейчас давать никто не берется, возможно, будут заморожены и те сделки, которые готовились еще в начале года. Вероятны разве что объединения компаний с целью выжить и сохранить свою ликвидность в меняющихся рыночных условиях. Кроме того, Виктор Пинчук уверен, что в ближайшее время компании будут повышать цены на услуги. А в связи с сокращением рекламных бюджетов будет значительно сокращено количество рекламных кампаний и маркетинговых акций.
По отчетам крупнейших операторов за 9 месяцев прошедшего года видно, что кризис внесет коррективы в динамику развития российского телекома. «Скорее всего, темпы снизятся до 10—15%, по отношению к прошлогодним 27%», — уверен Виталий Слизень. Кроме того, небольшие инвесторы и операторы начнут активнее осваивать менее затратные с точки зрения инвестиций технологии, такие как Wi-Max, идеально подходящие для российской глубинки.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама