Архивная публикация 2011 года: "Рейс отменяется"
В России альтернативой IPO является продажа бизнеса "правильным" людям. Аэропорт "Домодедово" не будет размещать свои акции на бирже. По официальной версии компании, ее не устроила цена, которую были готовы заплатить инвесторы за бумаги. Но многие аналитики уверены: дело в сложных отношениях нынешних хозяев "Домодедово" с властями. А в России так принято: бизнесмены, не поладившие с властью, продают свой бизнес новым, "правильным" акционерам. Продают полностью или частично, с уголовными делами или без, с отъездом в Лондон или без такового. С большой долей вероятности можно предполагать, что так произойдет и с крупнейшим аэропортом страны.
В России альтернативой IPO является продажа бизнеса "правильным" людям. Аэропорт "Домодедово" не будет размещать свои акции на бирже. По официальной версии компании, ее не устроила цена, которую были готовы заплатить инвесторы за бумаги. Но многие аналитики уверены: дело в сложных отношениях нынешних хозяев "Домодедово" с властями. А в России так принято: бизнесмены, не поладившие с властью, продают свой бизнес новым, "правильным" акционерам. Продают полностью или частично, с уголовными делами или без, с отъездом в Лондон или без такового. С большой долей вероятности можно предполагать, что так произойдет и с крупнейшим аэропортом страны.
МАЛО ДАЛИ
В апреле этого года стало известно, что аэропорт "Домодедово" может провести первичное размещение своих акций (IPO). Рассматривался также вариант размещения акций по закрытой подписке. По неофициальной информации, предполагалось продать до 25% акций, выручив за этот пакет не менее $1 млрд. В мае компания сообщила, что планирует IPO на Лондонской фондовой бирже.
В ходе подготовки к размещению была раскрыта структура собственности аэропорта. Владельцем комплекса формально является холдинговая компания DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн. Из материалов, которые представила DME, следует, что ее единственным бенефициаром является Дмитрий Каменщик, глава совета директоров оператора аэропорта - компании "ИстЛайн".
И вдруг в конце мая компания сообщила, что отказывается от размещения акций. Менеджмент и акционеры компании посчитали, что в нынешних рыночных условиях бумаги не могут быть оценены на справедливом уровне. Дмитрий Адамидов из "Инвесткафе" говорит, что акционеры поступили не очень дальновидно, считая, что лучших рыночных условий, чем сегодня, они не получат.
Впрочем, помимо простой бизнес-версии отказа от IPO есть и другая, политическая. Менеджмент и акционеры аэропорта вошли в клинч с российскими властями после теракта в "Домодедово" 24 января этого года. Президент России Дмитрий Медведев в жесткой форме раскритиковал работу служб безопасности аэропорта. Однако в ответ представители "Домодедово" заявили, что "действовали строго в соответствии с требованиями в области авиационной безопасности". По мнению менеджмента аэропорта, их зона ответственности начинается там, где находятся зарегистрированные пассажиры. Эти слова еще больше разозлили главу государства. Он назвал подобные высказывания безнравственными и заявил, что здесь есть предмет для работы правоохранительных органов.
Затем президент велел Генпрокуратуре разобраться со структурой собственников "Домодедово", которая, по его мнению, крайне непрозрачна. Стоит отметить, что прокуроры так и не смогли выяснить, кто же эти загадочные владельцы аэропорта, заявив, что комплекс управляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорах. В ответ "Домодедово" вновь не смолчало, а заявило, что структура управления аэропортом соответствует законодательству России.
ПРИВЫЧНЫЙ МЕТОД
Наблюдатели сошлись на том, что такое поведение "Домодедово" не слишком адекватно, ведь в России не принято вступать в публичные дискуссии с первыми лицами государства и хорошо известно, чем подобные споры заканчиваются. Примеров того, как собственники теряли свой бизнес, очень много. Вариантов же всего два - мирный, когда предприниматель сам продает свои активы "правильным" людям или структурам, или жесткий, когда бизнес фактически изымается под давлением правоохранительных органов.
Первыми "лишенцами" в путинскую эпоху стали Борис Березовский и Владимир Гусинский. Один вынужден был все активы продать Роману Абрамовичу, а второй даже успел посидеть в тюрьме, после чего его медиаимперия перешла под контроль "Газпрома". А затем последовало "дело ЮКОСа", которое показало всем, что нынешняя власть не остановится ни перед чем и что в тюрьме могут оказаться даже люди, которых ранее считали неприкосновенными. Недавно по тому же пути прошли Андрей Бородин и Банк Москвы.
Поведение Дмитрия Каменщика и партнеров тем более странно, что у него проблемы с госорганами возникали постоянно. Росимущество и другие ведомства периодически пытались оспорить законность получения его структурами в управление аэропортового комплекса "Домодедово" (группа "ИстЛайн" стала управлять аэропортом "Домодедово" с 1997 года). За прошедшие годы "Домодедово" из захудалого регионального авиакомплекса превратилось в крупнейший аэропорт страны. Впрочем, сколько денег было потрачено на инвестиции, достоверно неизвестно, ведь компания не ведет публичную отчетность. Но финансовые данные за 2010 год, которые были опубликованы в ходе подготовки к IPO, показали, что бизнес весьма рентабельный. При выручке в районе 30 млрд рублей чистая прибыль составила 7,7 млрд. Для аэропортов это очень хорошо, подчеркивают аналитики. За такие финансовые потоки стоит бороться.
И у российских властей некоторое время назад возникло желание объединить управление московским авиаузлом в одних руках, чтобы конкурировать с европейскими транспортными хабами. "Нам не нужно денег в казну, нужно, чтобы в Москве был первоклассный аэропорт, способный конкурировать со своими европейскими партнерами, и это решение мы должны подготовить и принять", - подчеркивал вице-премьер Игорь Шувалов. Но сделать это непросто: "Внуково" и "Шереметьево" находятся в госсобственности, а "Домодедово" нет. Теракт и последовавшие за ним события могут решить эту проблему.
СМЕНА КАРАУЛА
Когда "Домодедово" объявило о подготовке к IPO, аналитики решили, что тем самым хозяева аэропорта пытаются застраховаться от возможного захвата комплекса российскими властями или близкими к ним структурами. Это своего рода защита от возможной национализации компании, полагает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Но те же проблемы с властями, по мнению аналитика ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, являлись риском для инвесторов и могли стать поводом требовать от владельцев дисконт при размещении акций. Итог известен - цена инвесторов не устроила хозяев "Домодедово".
Зато появилась информация о том, что купить блокпакет акций аэропорта хотел бы Игорь Юсуфов. Экс-министр энергетики до недавнего времени работал в администрации президента спецпредставителем по энергетическому сотрудничеству. Его увольнение многие связывали с тем, что его сын Виталий неожиданно для всех стал покупателем пакета акций Банка Москвы, который принадлежал экс-президенту банка Андрею Бородину. Говорили, что Юсуфов-старший якобы впал в немилость, но его участие в истории с "Домодедово" эти слухи опровергает. Правда, менеджмент "Домодедово" факт ведения переговоров с Юсуфовым отрицает.
Между тем, по версии обозревателя "Эха Москвы" Юлии Латыниной, за Игорем Юсуфовым может стоять другой известный бизнесмен - Сулейман Керимов. В прошлом году Керимов с партнерами купил у Дмитрия Рыболовлева "Уралкалий". Рыболовлев, как известно, тоже навлек на себя гнев властей - из-за аварии на руднике в Березняках в 2006-2008 годах.
Дмитрий Адамидов считает, что появление Юсуфова в числе акционеров "Домодедово" свидетельствовало бы о том, что проблемы аэропорта с властями решены. "Он умеет улаживать и более сложные конфликты", - считает аналитик.
В СМИ появлялись и другие версии того, кто мог бы поучаствовать в перераспределении имущества Дмитрия Каменщика. Но на текущий момент не так важно конкретное имя или название компании. Очевидно, что в составе собственников аэропорта назревают перемены. Возможно, они даже уже согласованы с властями и именно поэтому DME не стала проводить IPO. Косвенным свидетельством этого является тот факт, что Минтранс за несколько дней до отмены размещения объявил о принятии решения о строительстве новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) в "Домодедово". Ранее премьер Владимир Путин называл приоритетным строительство новой ВПП в "Шереметьево".
{PAGE}
КАК МЕНЯЛИСЬ СОБСТВЕННИКИ В КРУПНЫХ КОМПАНИЯХ Андрей БОРОДИН, Банк Москвы После отставки Юрия Лужкова с поста столичного градоначальника в Москве начался масштабный передел собственности. В частности, банк ВТБ в феврале 2011 года купил у мэрии 46,48% акций Банка Москвы и блокпакет Столичной страховой группы, миноритарного акционера банка, за 103 млрд рублей. Андрей Бородин, возглавлявший банк с момента его создания, некоторое время сопротивлялся ВТБ, но затем уехал в Лондон, а в апреле он и его партнер Лев Алалуев продали свой пакет акций (20,3%) структурам бизнесмена Виталия Юсуфова - сына бывшего министра энергетики Игоря Юсуфова. По словам самого банкира, за акции было уплачено $1,1 млрд. Фактором давления на банкира стало уголовное дело по факту выдачи 13 млрд рублей кредита структурам, близким к компании "Интеко". Банкиру было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, он объявлен в международный розыск. Дмитрий РЫБОЛОВЛЕВ, Урал РАХИМОВ, Яков ГОЛДОВСКИЙ, Евгений ЧИЧВАРКИН, |
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».