26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Русь, куда несешься ты?"

Архивная публикация 2002 года: "Русь, куда несешься ты?"

Чем обеспеченнее становятся россияне, тем больше они приобретают автомобилей. Чем больше автомобилей -- тем меньше число россиян, потенциально готовых их приобрести.Если в мире все дороги ведут в Рим, то российские, похоже, на кладбище. Именно такой вывод напрашивается из статистики ДТП за первую половину нынешнего года: за этот срок под колесами авто у нас в стране погибли свыше 17 тысяч человек -- это на 13% превышает показатель за аналогичный период года прошлого (всего за 2001 год автоаварии унесли 30 916 человеческих жизней). Такие цифры приводит ГУ ГИБДД МВД РФ.
Впрочем, эти нерадостные цифры могли бы быть и больше, поскольку наезд на пешеходов -- самый распространенный в России вид ДТП (48,6%). К счастью, из 100 пострадавших только 16 человек получают смертельные травмы. При этом, как говорит статистика, в 2001 году в каждом пятом случае наезда водители пытались скрыться или скрывались с места происшествия.
По заявлению работников Минтранса РФ, в целом по России в 70% ДТП виновны именно сидящие за рулем. В ходе плановых проверок на дорогах России в нынешнем году было выявлено около 1,6 млн. водителей, управлявших авто в состоянии алкогольного опьянения -- на их долю приходится 20% дорожно-транспортных происшествий.
Другая, помимо пьянства, причина роста ДТП -- увеличение числа водителей с низким уровнем подготовки. В неофициальных беседах сотрудники автошкол не скрывают, что сейчас соотношение по-настоящему сдавших все экзамены на права и тех, кто этот документ купил (средняя цена -- $300), составляет 50 на 50. В нынешнем году по вине водителей со стажем управления транспортным средством до двух лет только на легковом транспорте было совершено более 40% ДТП, на грузовом -- 23%.
Число ДТП растет и из-за неудовлетворительного состояния дорожного хозяйства. За прошлый год количество аварий, происшедших из-за отсутствия освещения проезжей части, разметок, необходимых дорожных знаков и т.д., увеличилось по сравнению с 2000 годом на 29%.
Еще одна печальная тенденция -- отмечаемый у нас в стране в последние три года рост аварийности на пассажирском транспорте. В 2001 году в 3377 таких происшествиях погибли 636 и получили ранения 4662 человека. По мнению специалистов Минтранса, основная причина этого -- старение автобусного парка. Более 70% всего пассажирского автобусного парка России полностью выработали свой ресурс. Лишь 18,4% общего парка автобусов РФ моложе 5 лет, 38% составляют машины со сроком эксплуатации до 10 лет, а 43,6% -- свыше 10 лет.
К счастью, пока доля происшествий, случившихся по вине водителей общественного транспорта, не очень велика -- всего 5,5% от общего количества ДТП в 2001 году. Однако эта цифра растет с устрашающей скоростью: только за 4 месяца нынешнего года по сравнению с 2001 годом число ДТП с участием пассажирского транспорта увеличилось почти на 20%. И похоже, такая тенденция сохранится в обозримом будущем. Ведь средств на обновление автобусного парка у муниципалитетов нет. По данным Минтранса, за январь--июнь 2002 года убытки предприятий наземного городского пассажирского транспорта превысили 1 млрд. рублей. Среди пассажиров 60% ездят бесплатно на официальных основаниях -- как льготники, еще 20% оплачивают проезд частично.

Основные причины ДТП (%)*

Чем обеспеченнее становятся россияне, тем больше они приобретают автомобилей. Чем больше автомобилей -- тем меньше число россиян, потенциально готовых их приобрести.Если в мире все дороги ведут в Рим, то российские, похоже, на кладбище. Именно такой вывод напрашивается из статистики ДТП за первую половину нынешнего года: за этот срок под колесами авто у нас в стране погибли свыше 17 тысяч человек -- это на 13% превышает показатель за аналогичный период года прошлого (всего за 2001 год автоаварии унесли 30 916 человеческих жизней). Такие цифры приводит ГУ ГИБДД МВД РФ.

Впрочем, эти нерадостные цифры могли бы быть и больше, поскольку наезд на пешеходов -- самый распространенный в России вид ДТП (48,6%). К счастью, из 100 пострадавших только 16 человек получают смертельные травмы. При этом, как говорит статистика, в 2001 году в каждом пятом случае наезда водители пытались скрыться или скрывались с места происшествия.

По заявлению работников Минтранса РФ, в целом по России в 70% ДТП виновны именно сидящие за рулем. В ходе плановых проверок на дорогах России в нынешнем году было выявлено около 1,6 млн. водителей, управлявших авто в состоянии алкогольного опьянения -- на их долю приходится 20% дорожно-транспортных происшествий.

Другая, помимо пьянства, причина роста ДТП -- увеличение числа водителей с низким уровнем подготовки. В неофициальных беседах сотрудники автошкол не скрывают, что сейчас соотношение по-настоящему сдавших все экзамены на права и тех, кто этот документ купил (средняя цена -- $300), составляет 50 на 50. В нынешнем году по вине водителей со стажем управления транспортным средством до двух лет только на легковом транспорте было совершено более 40% ДТП, на грузовом -- 23%.

Число ДТП растет и из-за неудовлетворительного состояния дорожного хозяйства. За прошлый год количество аварий, происшедших из-за отсутствия освещения проезжей части, разметок, необходимых дорожных знаков и т.д., увеличилось по сравнению с 2000 годом на 29%.

Еще одна печальная тенденция -- отмечаемый у нас в стране в последние три года рост аварийности на пассажирском транспорте. В 2001 году в 3377 таких происшествиях погибли 636 и получили ранения 4662 человека. По мнению специалистов Минтранса, основная причина этого -- старение автобусного парка. Более 70% всего пассажирского автобусного парка России полностью выработали свой ресурс. Лишь 18,4% общего парка автобусов РФ моложе 5 лет, 38% составляют машины со сроком эксплуатации до 10 лет, а 43,6% -- свыше 10 лет.

К счастью, пока доля происшествий, случившихся по вине водителей общественного транспорта, не очень велика -- всего 5,5% от общего количества ДТП в 2001 году. Однако эта цифра растет с устрашающей скоростью: только за 4 месяца нынешнего года по сравнению с 2001 годом число ДТП с участием пассажирского транспорта увеличилось почти на 20%. И похоже, такая тенденция сохранится в обозримом будущем. Ведь средств на обновление автобусного парка у муниципалитетов нет. По данным Минтранса, за январь--июнь 2002 года убытки предприятий наземного городского пассажирского транспорта превысили 1 млрд. рублей. Среди пассажиров 60% ездят бесплатно на официальных основаниях -- как льготники, еще 20% оплачивают проезд частично.


Основные причины ДТП (%)*

Превышение скорости36,0%

Управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии14,5%

Нарушение правил обгона11,0%

Нарушение правил проезда перекрестков10,2%

Маневрирование1,1%

Иные27,2%

* По данным ГУ ГИБДД.

Число совершенных дорожно-транспортных происшествий в России (тыс.)*

1995167

1996161

1997157

1998160

1999160

2000158

2001164

* По данным ГУ ГИБДД.


* По данным Госкомстата РФ.

Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях (тыс. чел.)*

199532,8

199629,5

199727,7

199829,0

199929,7

200029,6

200130,9

* По данным ГУ ГИБДД.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.


В России за январь--июль 2002 года произведено 72,7 млн. декалитров водки и ликероводочных изделий, что на 10,5% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Объем розничной продажи водки и ликероводочных изделий населению за этот период текущего года составил 118 млн. декалитров, что на 5,2% больше, чем в январе--июле 2001 года. Такие данные предоставил Госкомстат РФ.

По мнению президента Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, увеличение продаж связано не столько с реальным ростом потребления, сколько с постепенным выходом из "тени" части алкогольного рынка.

Дело в том, что с 1 июля 2001 года в России вступила в силу новая система взимания акциза с алкогольной продукции, существенно сужающая поле деятельности для "самогонщиков". В полной мере эта система заработала лишь к концу прошлого года.

Как заявляет Павел Шапкин, на 30 крупнейших предприятий отрасли приходится порядка 50% всей производимой в стране водки.

Среди них "Кристалл" (Москва), "Исток" (Северная Осетия), "СПИ-РВВК" (Калининградская область), "Башспирт" (Башкортостан), Черноголовский завод алкогольной продукции (Московская область), "Веда" (Ленинградская область), "Топаз" (Московская область), "Родник" (Самара) и др.


Структура потребления алкогольных напитков в России (%)*

Водка и ликероводочные изделия66,2

Пиво23,8

Вино7,0

Коньяк1,6

Шампанское1,4

* По данным ГУ ГИБДД.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.

Производство алкогольных напитков в России (млн. дал.)*

1996307,0

1997372,4

1998449,7

1999610,0

2000674,4

2001820,9

* По данным ГУ ГИБДД.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.

С начала нынешнего года в лесах России произошло 32 тыс. пожаров, повредивших свыше 1 млн. гектаров леса, или более 20 млн. кубометров древесины, что втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит Государственная лесная служба России.

Причин для роста числа лесных пожаров, помимо на редкость засушливой погоды, три.

Самым главным коллективным -- осознанным или несознательным -- поджигателем продолжает выступать население. На долю грибников и прочих отдыхающих в лесу приходится около 70% всех случаев возгораний. По данным Министерства природных ресурсов РФ, только в Московской области с началом охотничьего сезона число лесных пожаров возросло в 2,5 раза. На сегодняшний день по представлению МПР России в правоохранительные органы передано около 5 тыс. дел о нарушении правил пожарной безопасности в лесных зонах.

Вторая причина участившихся лесных пожаров -- упадок лесозаготовительной отрасли. При огромных запасах (более чем 82 млрд. кубометров, или четверть лесных ресурсов планеты) промышленная заготовка леса в России просто мизерна. За год вырубается 85,4 млн. кубометров, тогда как без ущерба для природы эту цифру можно было бы увеличить в 6--7 раз. Это "недопользование" зачастую ведет к старению лесов, увеличению в них сухостоя и, как следствие, к повышению пожароопасности.

И наконец, третья причина -- в том, что в последние годы в полный упадок пришло мелиоративное хозяйство, а точнее, та его часть, которая связана с обеспечением противопожарного состояния осушенных торфяников. А возгорание именно последних привело к резкому росту числа лесных пожаров.

С начала нынешнего лета на тушение лесных пожаров в России затрачено уже свыше 775 млн. рублей.

Общий ущерб от лесных пожаров, уничтоживших миллионы кубометров древесины, еще предстоит определить. По предварительным подсчетам, он составит 10 млрд. рублей.


Лесные территории, уничтоженные лесными пожарами в РФ (млн. га)*

19970,7

19983,2

19990,8

20001,3

20010,9

20021,0

* По данным ГУ ГИБДД.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.

СВЕТЛАНА ПЕРЦОВА, ИРИНА ШАБАНОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».