Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "САМ СЕБЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ"

Социальные сети породили огромное число людей, которые хотят делать свое, частное ТВ, считает член Российской академии телевидения Анатолий Малкин.    Осень в России — начало нового те-левизионного сезона, время, когда многие каналы представля-ют свои новые проекты. Впрочем, сегодня уместно поговорить не только о телепремьерах и ближайшей перспективе, но и о вещах стра-тегических: цифровизации ТВ, переделе рекламного рынка, соперничестве с Интернетом и нехватке качес-твенного контента. Обо всем этом корреспондент «Про-филя» и побеседовал с известным отечественным те-левизионщиком, президентом «Авторского телевидения» Анатолием Малкиным.
   
   — Около пяти лет назад Россия заявила о намерении вступить в эру цифрового телевидения. Предполагается, что с 2015 года все жители страны смогут получать десятки каналов и выбирать их по своему вкусу. По-вашему, переход на «цифру» для России — это благо?
   — «Цифра» — это безусловное благо. У зрителя будет свобода выбора: только представьте, триста каналов на одной платформе. Сейчас общество делится на разнообразные комьюнити, сообщества — автомобилистов, огородников, любителей животных и т.д. И это очень заметно. Члены сообщества не просто увлечены чем-то, они хотят объединиться с себе подобными, обмениваться идеями, встречаться. Это нор-мально. И процесс разделения общества на комьюнити будет только нарастать. Наши люди, которые более не объединены одной идеей — раньше это была коммунистическая идеология, — теперь будут создавать свои частные «идеологии». И телевидение, и Интернет дают им такую возможность. Сообщества потребуют для себя какого-то медиавыражения — появится множество разнообразных специализированных каналов. К примеру, можно будет открыть телевизионный канал, где о твоей любимой породе собак или кошек не просто расскажут, а ты сможешь заказывать программы — беседу с вете-ринаром, производителем ле-карств, кормов. Как только будет разрушена монополия больших каналов на показ, тут же появится масса свободных зон, где начнется нор-мальное развитие. Я очень жду этого момента. Кстати, на Западе самые интересные каналы — нишевые, они заняты конкретной и практической работой. Недавно я смотрел передачу на одном канале: 45 минут ведущий учил меня рисовать — оторваться невозможно. Чем больше будет нишевых каналов, тем больше будет умных зрителей. Но нас подстерегает главная проблема нашего телевидения — это нехватка контента. Сейчас мне, например, совершенно непонятно, что будут показывать на этих трехстах каналах, а главное, кто будет делать для них программы. У нас не хватает профессиональных кадров, нет достаточного числа художников-постановщиков, операторов-постановщиков, осветителей, дизайнеров и др. А не хватает их потому, что не развито российское телепроизводство. Очень хочется дождаться того времени, когда телевидение будет с трепетом относиться к производителю российских программ. При этом у нас формируется интересная тенденция: социальные сети породили огромное число людей, которые хотят делать свое, частное телевидение. Я полагаю, каждый из нас имеет право как на книгу о себе, так и на свое телевидение. Например, на Сицилии один итальянец с дочкой готовят свою собственную двухчасовую программу о мафии, и она идет на одном из кабельных частных каналов. Думаю, на нишевых каналах на цифровом ТВ у людей появится возможность представить свой продукт.
   — Совсем недавно был принят закон, по которому доля одного продавца рекламы на телевидении не должна превышать 35%, то есть на рынке должен быть не один игрок, а несколько. Что будет с рекламой при переходе на «цифру»?
   — Реклама будет выбирать каналы с реальной аудиторией. Она пойдет в нишевые каналы, к тому зрителю, который реально смотрит эти каналы, а не к общедоступным, которым придется развиваться в сторону социального ТВ. И, конечно, изменится система подсчета аудитории. За этими цифрами должна стоять абсолютная достоверность. В структуре рейтингового агентства не должно быть никаких связей с каналами. Как известно, рекламный бизнес заинтересован в получении достоверных цифр, а не тех, которые выдаются сегодня. Реклама не должна быть сосредоточена в руках одного продавца. Думаю, скоро рекламодатели создадут свое независимое рейтинговое агентство.
   — По данным опросов «Ле-вада-Центра», доля россиян, смотрящих телевизор каждый день, в сравнении с началом 2000-х годов снизилась с 92% до 86%. Молодежь до 24 лет и вовсе телевизором не интересуется: она находит все, что ей нужно, в Интернете, получает там видео- и аудиоинформацию — передачи, фильмы, музыкальные клипы и т.д. У вас нет ощущения, что Интернет активно теснит телевизор?
   — Часть аудитории из телевизора Интернет, конечно, перетянул. И телевизор пытается их сейчас себе вернуть. Но Интернет — место для одиночек. Телевизор больше объединяет, в нем есть какая-то магия. В Интернете этого нет. Интернет — служебная вещь, и он долго ею будет. Тем более что Интернет во многом место для графоманов, которые пользуются тем, что там можно творить под псевдонимом. Уверен, в ближайшем будущем телевизор и Интернет будут совмещены — получится некий киберпродукт с расширенными возможностями для аудитории. Мы идем к тому, что в скором времени появится технология, с помощью которой в онлайн можно будет бесплатно или недорого смотреть все каналы.
   — Каким программам и каналам вы лично отдаете предпочтение?
   — Я смотрю все понемногу. С вниманием отношусь к документалистике. Сериалы почти не смотрю — интрига понятна, актеры играют неважно. Мне любопытно западное кино, советское кино пересматриваю с интересом — оно совсем не обветшало. На «Культуре» люблю оперные циклы и дискуссионные проекты. Сейчас канал стал меняться в лучшую сторону. Смотрю также программы, исходя из личности человека, который их делает, — мне интересно, что выпустил Парфенов, как поживают Поз-нер, Ургант, Дибров. Люблю то, что удивляет. Люблю кра-сивое итальянское ТВ, французскую публицистику и очень нравится английское ТВ.
   — Какая программа должна нравиться современному зрителю, искушенному Интернетом и другими благами цивилизации?
   — Человек включает телевизор не для того, чтобы развлекаться, а для получения информации в первую очередь, хоть он и может думать, что это не так. Зрителю всегда нравилась правда и полноценная информация. В любом из сегментов показа должна быть не изношенная, не старая, не пережеванная, не пошлая, а полноценная информация. Все должно быть предельно информативно. Уверен, с приходом «цифры» появится больше ка-налов, где на первом месте будет качество исполнения, правдивые ток-шоу, незави-симые информационные про-граммы, замечательные человеческие портреты, множество оригинальных телевизионных проектов.
   — Легко ли выживать «Авторскому телевидению» в сегодняшних условиях?
   — Мы научились делать коммерческий продукт. Таково время. Когда-то выпус-кали и некоммерческие проекты — «Уроки русского», например. Сейчас сделать подобное очень трудно. А между тем в России очень много денег тратится на покупку западных форматов, тем самым стимулируется телепроизводство Голландии, Америки, Франции, Англии. Телевидение из интеллектуального сотворчества народа и средств коммуникации превращается в тупую жвачку, когда каналы похожи друг на друга. Все подчинено идее одного человека. Если бы была возможность частной компании получать средства на производство отечественного контента от государства, то таланты развивались бы очень быстро. Посмотрите на Би-би-си, вокруг Channel 4 крутится очень много частных продакшн-компаний, и все они получают средства от государства. Почему у нас нет такого? Мы уже вплотную подошли к дикому кризису идей. И все это спровоцировано весьма талантливыми людьми. У нас очень мало круп-ных производителей контента. В основном это малень-кие продюсерские центры, которые заточены на одну идею, которую дает канал. Многие из них рассматрива-ют телевидение лишь как биз-нес. Зритель очень тонко это чувствует и не смотрит один канал с утра до ночи. Он выбирает, самостоятельно выстра-ивая себе сетку просмотра из предложений различных каналов. Важно предуга-дать зоны зрительского внимания, стараясь найти «экологическую» нишу зрительского внимания.
{PAGE}
   — Кстати, сколько стоит сделать телепрограмму?
   — Бюджет разный, все зависит от формата и жанра. Ток-шоу могут стоить от $30 тыс. Например, только одно изготовление декораций для программы «Народ хочет знать» может обойтись и в $80 тыс. Так что много стоит.
   — Что вы приготовили для нового телесезона?
   — Мы делаем обновление программы «Народ хочет знать», которая более семи лет выходит на ТВ Центре. В студии появятся новые декорации, но самое главное — мы попытаемся перевести программу в формат реше-ния задач, а не просто постановки проблемы и криков по ее поводу. В студии окажет-ся несколько экспертов, ко-торые будут обсуждать, на-пример, тему войны в Афганистане — ее исторические, культурологические, наркологические и другие аспекты. Зритель тоже будет участвовать в дискуссии. Если вся трибуна голосует красным цветом, то мы будем говорить эксперту: «Извините, вас слушать не хотят». И наоборот, если зал голосует зеленым. На том же канале, возможно, появятся две наши новые программы. Одна — продолжение традиции больших интервью с женами знаменитых и не очень людей. Еще в стенах АТВ готовится программа «Однофамильцы». Это будет двухчасовое фантазийное развлекательное шоу смешанного жанра с массой розыгрышей и выдумок — остальное секрет. Увидите в эфире. На «Культуре» расширяется ток-шоу «Пресс-клуб 21», что нас очень радует. Теперь передача будет выходить четыре раза в неделю. Телекомпания де-лает несколько документальных проектов — один из них посвящен судьбе знаменито-го штангиста Василия Алек-сеева, второй — истории талантов. Мы выясним, что такое уникум, почему он рож-дается, как родить гения и нужно ли это делать. Наша кинокомпания начинает съем-ки двух художественных сериалов. Планируем модернизацию популярного формата «100 вопросов к взрослому» — совершим попытку создания интеллектуального видео про Сколково — внутри этой программы будут истории талантливой молодежи. На базе нашего канала «Про деньги» планируем создать канал АТВ+, на который может вернуться программа «Времечко», в формате проекта социальной помощи. Как видите, много идей и много работы.
   

   ДОСЬЕ
   МАЛКИН АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
   РОДИЛСЯ 28 АПРЕЛЯ 1946 ГОДА В ГОРОДЕ УКМЕРГЕ ЛИТОВСКОЙ ССР.
   ОКОНЧИЛ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ ПО СПЕ-ЦИАЛЬНОСТИ «РЕЖИССЕР ТЕЛЕВИДЕНИЯ».
   РАБОТАЕТ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (РАНЕЕ — ГОСТЕЛЕРАДИО СССР) С 1969 ГОДА.
   В СЕНТЯБРЕ 1988 ГОДА ВМЕСТЕ С КИРОЙ ПРОШУТИНСКОЙ СОЗДАЛ ПЕРВУЮ В СТРАНЕ НЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ТЕЛЕКОМПАНИЮ АТВ.
   В ИЮЛЕ 1992 ГОДА ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ РУКОВОДСТВА КОМПАНИИ АНАТОЛИЙ МАЛКИН ВОЗГЛАВИЛ ДИРЕКЦИЮ IV КАНАЛА «ОС-ТАНКИНО», ПРИ НЕМ НА КАНАЛЕ ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ДЛЯ ОТЕ-ЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ПРЯМЫЕ ЭФИРЫ С ИНТЕРАК-ТИВНЫМ ОБЩЕНИЕМ СО ЗРИТЕ-ЛЯМИ.
   ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ ЗНАМЕНИТОЙ ТЕЛЕПРОГРАММЫ ВРЕМЕН ПЕРЕСТРОЙКИ — «ВЗГЛЯД», А ТАКЖЕ ПЕРЕДАЧ «12 ЭТАЖ», ПРОГРАММ «ВРЕМЕЧКО», «СТАРАЯ КВАРТИРА», «СТО ВОПРОСОВ К ВЗРОСЛОМУ».
   АКАДЕМИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK