7 мая 2024
USD 91.31 -0.38 EUR 98.47 -0.09
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Саудовская Аравия и США: развод?"

Архивная публикация 2002 года: "Саудовская Аравия и США: развод?"

Может, и нет, но отношения портятся очень быстро.Обычно президент Джордж Буш (George W. Bush) не снисходит до иностранных послов, когда он занят своим ранчо в Кроуфорде (штат Техас). Однако серьезная встреча один на один 27 августа с принцем Бандаром бен Султаном (Bandar bin Sultan), влиятельным в Вашингтоне представителем Саудовской Аравии, стала заметным исключением из правил. И саудовцы, и американцы постарались, чтобы все это поняли. После часового разговора с президентом и техасского барбекю для членов семей президента и принца -- племянника короля Фахда (Fahd) и сына могущественного саудовского министра обороны -- официальные лица с обеих сторон превозносили "крепкую дружбу" между США и Саудовской Аравией.
Увы, одной дружеской техасской вечеринкой сложно остановить беспрецедентное ухудшение отношений в рамках одного из самых стабильных, долгосрочных и взаимовыгодных альянсов в американской истории. Спешно организованная встреча -- признак серьезной озабоченности с обеих сторон и готовности что-то предпринять. Однако недобрые чувства дают о себе знать. Даже жестко контролируемая пресса Саудовской Аравии начала открыто сообщать о необходимости "пересмотреть стратегические отношения с США", как написала 16 августа саудовская ежедневная Al-Riyadh. Это явный признак того, что даже традиционно проамерикански настроенный королевский дом Саудов не в состоянии сдерживать нарастающие в королевстве антиамериканские настроения. "Мне кажется, что дело идет к разводу", -- говорит Юссеф Ибрагим (Youssef Ibrahim), ближневосточный эксперт-координатор спецгруппы по американо-саудовским отношениям при нью-йоркском Council on Foreign Relations.
Возможно, это преувеличение. Но развод больше не считается чем-то невероятным. Еще до 11 сентября Саудовская Аравия начала закупать оружие не у США, а наследный принц Абдалла (Abdullah), реальный правитель страны, вовсю укрепляет отношения с Россией, Китаем и ЕС. В самой королевской семье идут разговоры о том, что американский стратегический щит можно заменить, обратившись к соседним странам, например Пакистану. "Это будет дешевле, и проблем будет намного меньше", -- говорит советник из Министерства иностранных дел Саудовской Аравии. В качестве вероятного союзника и защитника упоминается даже Индия, несмотря на то, что Дели после 11 сентября стал гораздо теснее сотрудничать с Израилем и США.
Все это уже привело к некоторым далеко идущим последствиям. Саудовская Аравия против силовой акции по отстранению Саддама Хусейна (Saddam Hussien) от власти, и это осложняет реализацию военных планов Пентагона. К тому же из-за непримиримой позиции Саудовской Аравии другим традиционно проамерикански настроенным странам региона поддерживать направленные против Ирака меры трудно, если не невозможно. Примеру саудовцев последовал стратегически важный Катар, где Пентагон, чтобы уменьшить зависимость от баз в Саудовской Аравии, готовит базу ВВС Аль-Удейд. 26 августа, когда вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) выступал с разъяснениями необходимости американского удара, министр иностранных дел Катара Хамед бен Джассим (Hamed bin Jassim) обнимался с Саддамом Хусейном в Багдаде.
Дают о себе знать и экономические последствия. Американские частные банкиры в Европе признают, что если раньше саудовские инвесторы традиционно предпочитали инвестиции в США, то теперь это не так. Причина -- политическое отчуждение между двумя странами и опасения среди саудовцев, что мстительный Вашингтон может в один прекрасный день заморозить саудовские инвестиции, которые оцениваются в $600 млрд. И хотя инвесторы в основном уходят с рынка, чтобы диверсифицировать свои портфели акций, а не по политическим мотивам, известие о том, что, согласно одному из опубликованных в середине августа докладов, саудовцы вывезли из США не менее $200 млрд., вызвало небольшой переполох.
Отчуждение отразилось и на мировой нефтяной индустрии, где Саудовская Аравия является одним из самых влиятельных игроков и традиционно ратует за умеренность в ценах на нефть. Теперь на фоне нарастающих в Саудовской Аравии антиамериканских настроений ее правители не могут допустить, чтобы на встрече ОПЕК 19 сентября сложилось впечатление, что они идут на уступки Западу. Даже при том, что Эр-Рияд обещал продолжать поставки нефти и в случае начала конфликта с Ираком. "Цена нефти намного выше, чем можно было предположить в начале года, и ОПЕК вместе с Саудовской Аравией, скорее всего, предпочтут сохранить статус-кво", -- говорит Питер Жинью (Peter Gignoux), старший нефтяной трейдер компании Salomon Smith Barney.
Из-за сложившейся ситуации сорвались переговоры между Саудовской Аравией и такими крупными нефтяными компаниями, как Exxon Mobil, Royal Dutch/Shell Group и Total Fina Elf, по поводу $25-миллиардных инвестиций в разработку крупных газовых месторождений. Этих проектов очень ждали. Они должны были бы стать первым шагом на пути к открытию богатейших нефтяных и газовых запасов страны для иностранных инвестиций -- впервые после национализации нефтедобывающей отрасли страны в 1970-х годах. "Но сейчас это политически невозможно, потому что Эр-Рияд не может быть против политики США по таким вопросам, как Ирак, и в то же время говорить "да" Exxon. Получается, что мы в тупике", -- сообщает обескураженный руководитель европейской нефтяной компании -- участницы переговоров.
Почему отношения продолжают ухудшаться? Многие американцы, включая тех, кто определяет политические решения, считают, что саудовцы должны признать свою ответственность за события 11 сентября, когда 15 из 19 угонщиков-террористов оказались гражданами Саудовской Аравии. Кроме того, есть мнение, что Саудовская Аравия не особенно спешит с реформированием устаревшей системы образования, которая воспитывает в людях нетерпимость. "В Вашингтоне отношение к саудовцам такое: "Вы -- часть проблемы", -- говорит Вахан Заноян (Vahan Zanoyan), президент вашингтонской консалтинговой фирмы Petroleum Finance Co. и специалист по региону.
Антиамериканские настроения в Саудовской Аравии между тем нарастают. Обострение израильско-палестинского конфликта, который активно освещается панарабским спутниковым телевидением, только подливает масла в огонь. Саудовцы и другие арабы считают, что Вашингтон слишком некритично относится к политике Израиля. Когда Буш называет израильского премьера Ариэля Шарона (Ariel Sharon) "человеком мира", это, кажется, подтверждает опасения Саудовской Аравии: Вашингтон больше не может быть беспристрастной третьей силой на бурлящем Ближнем Востоке.
Признаки нарастающего недовольства видны в Саудовской Аравии на каждом шагу. Из-за бойкота американских товаров рядовыми гражданами, организованного при помощи Интернета, прессы и текстовых сообщений по мобильному телефону, американский экспорт упал на 30%. Это самый низкий уровень за последние 12 лет. Объемы продаж таких типично американских товаров, как Marlboro и Coca-Cola, снизились в этом году более чем наполовину. "Чем больше американские СМИ давят на саудовцев, тем сильнее становятся антиамериканские настроения", -- считает бывший торговец оружием из Саудовской Аравии Аднан Хашоги (Adnan Khashogi).
Саудовцев также раздражает то, что они воспринимают как неоконсервативное и фундаменталистское христианское влияние в Вашингтоне. Многие арабы мгновенно приводят десятки высказываний журналистов и политиков, начиная от известного консервативного журналиста Уильяма Кристола (William Kristol), предлагающего американским войскам захватить нефтяные месторождения Персидского залива, до сына преподобного Билли Грэма (Billy Graham), Франклина (Franklin), тоже в своем роде проповедника-евангелиста, называющего ислам "религией злобы и ненависти". Такие заявления могут остаться почти незамеченными в США, но в Персидском заливе пресса тут же поднимает шумиху. "То, что говорят об исламе и Саудовской Аравии в программах, подобных Fox News, отвратительно, -- заявляет известный бизнесмен из Саудовской Аравии. -- Если бы не 11 сентября, на них подали бы в суд. Это напоминает нацистскую антисемитскую пропаганду".
Однако две страны по-прежнему многое связывает. Саудовская Аравия остается самым крупным импортером сырой нефти в США, хотя ее доля в общем объеме импорта за последние годы снизилась. Несколько поколений саудовских специалистов получили образование в ведущих американских университетах. А королевская семья, по крайней мере, пока еще считает США защитником на случай критической ситуации. Но после 11 сентября начался опасный процесс, способный сломать старую дружбу. Чтобы предотвратить это, одного дружеского президентского пикника недостаточно.

Джон Россант (John Rossant) в Париже. -- Business Week.

Может, и нет, но отношения портятся очень быстро.Обычно президент Джордж Буш (George W. Bush) не снисходит до иностранных послов, когда он занят своим ранчо в Кроуфорде (штат Техас). Однако серьезная встреча один на один 27 августа с принцем Бандаром бен Султаном (Bandar bin Sultan), влиятельным в Вашингтоне представителем Саудовской Аравии, стала заметным исключением из правил. И саудовцы, и американцы постарались, чтобы все это поняли. После часового разговора с президентом и техасского барбекю для членов семей президента и принца -- племянника короля Фахда (Fahd) и сына могущественного саудовского министра обороны -- официальные лица с обеих сторон превозносили "крепкую дружбу" между США и Саудовской Аравией.

Увы, одной дружеской техасской вечеринкой сложно остановить беспрецедентное ухудшение отношений в рамках одного из самых стабильных, долгосрочных и взаимовыгодных альянсов в американской истории. Спешно организованная встреча -- признак серьезной озабоченности с обеих сторон и готовности что-то предпринять. Однако недобрые чувства дают о себе знать. Даже жестко контролируемая пресса Саудовской Аравии начала открыто сообщать о необходимости "пересмотреть стратегические отношения с США", как написала 16 августа саудовская ежедневная Al-Riyadh. Это явный признак того, что даже традиционно проамерикански настроенный королевский дом Саудов не в состоянии сдерживать нарастающие в королевстве антиамериканские настроения. "Мне кажется, что дело идет к разводу", -- говорит Юссеф Ибрагим (Youssef Ibrahim), ближневосточный эксперт-координатор спецгруппы по американо-саудовским отношениям при нью-йоркском Council on Foreign Relations.

Возможно, это преувеличение. Но развод больше не считается чем-то невероятным. Еще до 11 сентября Саудовская Аравия начала закупать оружие не у США, а наследный принц Абдалла (Abdullah), реальный правитель страны, вовсю укрепляет отношения с Россией, Китаем и ЕС. В самой королевской семье идут разговоры о том, что американский стратегический щит можно заменить, обратившись к соседним странам, например Пакистану. "Это будет дешевле, и проблем будет намного меньше", -- говорит советник из Министерства иностранных дел Саудовской Аравии. В качестве вероятного союзника и защитника упоминается даже Индия, несмотря на то, что Дели после 11 сентября стал гораздо теснее сотрудничать с Израилем и США.

Все это уже привело к некоторым далеко идущим последствиям. Саудовская Аравия против силовой акции по отстранению Саддама Хусейна (Saddam Hussien) от власти, и это осложняет реализацию военных планов Пентагона. К тому же из-за непримиримой позиции Саудовской Аравии другим традиционно проамерикански настроенным странам региона поддерживать направленные против Ирака меры трудно, если не невозможно. Примеру саудовцев последовал стратегически важный Катар, где Пентагон, чтобы уменьшить зависимость от баз в Саудовской Аравии, готовит базу ВВС Аль-Удейд. 26 августа, когда вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) выступал с разъяснениями необходимости американского удара, министр иностранных дел Катара Хамед бен Джассим (Hamed bin Jassim) обнимался с Саддамом Хусейном в Багдаде.

Дают о себе знать и экономические последствия. Американские частные банкиры в Европе признают, что если раньше саудовские инвесторы традиционно предпочитали инвестиции в США, то теперь это не так. Причина -- политическое отчуждение между двумя странами и опасения среди саудовцев, что мстительный Вашингтон может в один прекрасный день заморозить саудовские инвестиции, которые оцениваются в $600 млрд. И хотя инвесторы в основном уходят с рынка, чтобы диверсифицировать свои портфели акций, а не по политическим мотивам, известие о том, что, согласно одному из опубликованных в середине августа докладов, саудовцы вывезли из США не менее $200 млрд., вызвало небольшой переполох.

Отчуждение отразилось и на мировой нефтяной индустрии, где Саудовская Аравия является одним из самых влиятельных игроков и традиционно ратует за умеренность в ценах на нефть. Теперь на фоне нарастающих в Саудовской Аравии антиамериканских настроений ее правители не могут допустить, чтобы на встрече ОПЕК 19 сентября сложилось впечатление, что они идут на уступки Западу. Даже при том, что Эр-Рияд обещал продолжать поставки нефти и в случае начала конфликта с Ираком. "Цена нефти намного выше, чем можно было предположить в начале года, и ОПЕК вместе с Саудовской Аравией, скорее всего, предпочтут сохранить статус-кво", -- говорит Питер Жинью (Peter Gignoux), старший нефтяной трейдер компании Salomon Smith Barney.

Из-за сложившейся ситуации сорвались переговоры между Саудовской Аравией и такими крупными нефтяными компаниями, как Exxon Mobil, Royal Dutch/Shell Group и Total Fina Elf, по поводу $25-миллиардных инвестиций в разработку крупных газовых месторождений. Этих проектов очень ждали. Они должны были бы стать первым шагом на пути к открытию богатейших нефтяных и газовых запасов страны для иностранных инвестиций -- впервые после национализации нефтедобывающей отрасли страны в 1970-х годах. "Но сейчас это политически невозможно, потому что Эр-Рияд не может быть против политики США по таким вопросам, как Ирак, и в то же время говорить "да" Exxon. Получается, что мы в тупике", -- сообщает обескураженный руководитель европейской нефтяной компании -- участницы переговоров.

Почему отношения продолжают ухудшаться? Многие американцы, включая тех, кто определяет политические решения, считают, что саудовцы должны признать свою ответственность за события 11 сентября, когда 15 из 19 угонщиков-террористов оказались гражданами Саудовской Аравии. Кроме того, есть мнение, что Саудовская Аравия не особенно спешит с реформированием устаревшей системы образования, которая воспитывает в людях нетерпимость. "В Вашингтоне отношение к саудовцам такое: "Вы -- часть проблемы", -- говорит Вахан Заноян (Vahan Zanoyan), президент вашингтонской консалтинговой фирмы Petroleum Finance Co. и специалист по региону.

Антиамериканские настроения в Саудовской Аравии между тем нарастают. Обострение израильско-палестинского конфликта, который активно освещается панарабским спутниковым телевидением, только подливает масла в огонь. Саудовцы и другие арабы считают, что Вашингтон слишком некритично относится к политике Израиля. Когда Буш называет израильского премьера Ариэля Шарона (Ariel Sharon) "человеком мира", это, кажется, подтверждает опасения Саудовской Аравии: Вашингтон больше не может быть беспристрастной третьей силой на бурлящем Ближнем Востоке.

Признаки нарастающего недовольства видны в Саудовской Аравии на каждом шагу. Из-за бойкота американских товаров рядовыми гражданами, организованного при помощи Интернета, прессы и текстовых сообщений по мобильному телефону, американский экспорт упал на 30%. Это самый низкий уровень за последние 12 лет. Объемы продаж таких типично американских товаров, как Marlboro и Coca-Cola, снизились в этом году более чем наполовину. "Чем больше американские СМИ давят на саудовцев, тем сильнее становятся антиамериканские настроения", -- считает бывший торговец оружием из Саудовской Аравии Аднан Хашоги (Adnan Khashogi).

Саудовцев также раздражает то, что они воспринимают как неоконсервативное и фундаменталистское христианское влияние в Вашингтоне. Многие арабы мгновенно приводят десятки высказываний журналистов и политиков, начиная от известного консервативного журналиста Уильяма Кристола (William Kristol), предлагающего американским войскам захватить нефтяные месторождения Персидского залива, до сына преподобного Билли Грэма (Billy Graham), Франклина (Franklin), тоже в своем роде проповедника-евангелиста, называющего ислам "религией злобы и ненависти". Такие заявления могут остаться почти незамеченными в США, но в Персидском заливе пресса тут же поднимает шумиху. "То, что говорят об исламе и Саудовской Аравии в программах, подобных Fox News, отвратительно, -- заявляет известный бизнесмен из Саудовской Аравии. -- Если бы не 11 сентября, на них подали бы в суд. Это напоминает нацистскую антисемитскую пропаганду".

Однако две страны по-прежнему многое связывает. Саудовская Аравия остается самым крупным импортером сырой нефти в США, хотя ее доля в общем объеме импорта за последние годы снизилась. Несколько поколений саудовских специалистов получили образование в ведущих американских университетах. А королевская семья, по крайней мере, пока еще считает США защитником на случай критической ситуации. Но после 11 сентября начался опасный процесс, способный сломать старую дружбу. Чтобы предотвратить это, одного дружеского президентского пикника недостаточно.


Джон Россант (John Rossant) в Париже. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».