Наверх
29 января 2022
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Скандал в iPod City, или Как китайцы Apple подставили"

Цивилизованный мир случайно обнаружил непосредственную связь между mp3-плеерами iPod — второго после персонального компьютера успешного изделия Apple — и непростыми условиями жизни китайских рабочих. Чтобы понять, что такое китайская компания Foxconn, надо несколько минут постоять возле ее стенда на какой-нибудь крупной компьютерной выставке, например, ганноверской CeBIT или тайваньской Computex. Даже совсем свежий человек, не догадывающийся о существовании IT-индустрии, быстро сообразит, что Foxconn — явление культовое. Продукция этой компании представляет интерес для огромного числа весьма разных, от подростков до торговцев, людей. Нет такого сорта компьютерной начинки, который Foxconn не производил бы, причем в количествах, достаточных для того, чтобы завалить всю планету.

Еще у этого китайского монстра есть пара фабрик, на которых делают iPod. Фабрики большие. Вместе с инфраструктурой, которая включает общежития для рабочих, их называют iPod City (население — 200 тыс. человек). В конце августа из-за iPod City произошел скандал. Поначалу он развивался в пределах Поднебесной и едва ли стал бы достоянием цивилизованного мира. Однако Foxconn сделала невозможное, и о случившемся узнали во всех странах, где печатают и читают газеты.

Во всем виноваты журналисты

В конце августа коллеги из China Business News написали о бесстыдной эксплуатации рабочих на фабриках Hon Hai Precision Industry (таково официальное название Foxconn). Статья была выдержана в духе ленинской «Искры», так что невозможно не посочувствовать китайским пролетариям, чей рабочий день длится 15 часов в кошмарной жаре, с одним выходным днем не каждую неделю и с ночным отдыхом в помещении, более похожем на барак концлагеря, чем на общежитие. Этим летом три сборщицы умерли прямо в цехе.

Все это действительно ужасно, но, строго говоря, новостью ни для кого, тем более для китайских читателей China Business News, не является. Статья не имела бы мирового успеха, но тут Foxconn делает удивительную и чрезвычайно эффективную глупость, предъявляя иск на 30 млн. юаней ($3,75 млн.) — причем не изданию, а непосредственно журналистам.

Масс-медиа немедленно, ну кто бы мог такое подумать, выходят на тропу войны с китайской компанией. «Apple iPod собирают рабочие-женщины, которые зарабатывают 27 фунтов в месяц. Население iPod City больше, чем в Ньюкасле. Рабочие живут в помещениях, рассчитанных на сотни человек, и им запрещено приглашать гостей. Фабрики, где они собирают iPod Nano, охраняются полицейскими», — это уже не China Business News, а британский Macworld UK. Специализированное IT-издание, не пишущее ни о политике, ни о социальных проблемах. Foxconn удалось раззадорить даже эту мирную газету.

«Материковый Китай и Тайвань в смысле условий труда — две большие разницы. На Тайване жесткие экологические требования, $600 минимальной зарплаты. Ничего подобного, включая пенсионное обеспечение, нет на материке. И при чем тут Foxconn? Все тайваньские компании держат производство в Big China, их рабочие имеют те же условия труда, — говорит издатель 3DNews.Ru, IT-эксперт Андрей Кузин. — Я сам блевал в фабричном цеху, чуть не помер, честное слово! На фабрике Glasialtech (китайский производитель компьютерных вентиляторов — кулеров. — «Профиль»). От жары. Какие кондиционеры, о чем ты говоришь! На улице 45 градусов, а цех стоит без стен, представляешь? Смена длится 12 часов. А они еще и работают. Жены, дети — все тут же, еду готовят и едят прямо в цеху. Возле кучи алюминиевых заготовок к колышкам привязаны сторожевые собаки. Зачем, спрашиваю. А чтоб не крали, алюминий недешев. Ну, вообще!»

Справедливости ради отметим, что есть в КНР и совершенно цивилизованные предприятия, куда охотно пускают европейских журналистов. Например, фабрики тайваньской же BenQ.

iPod-контрреволюция

Главный пострадавший в этой истории (если не считать китайских рабочих) — не Foxconn, а Apple Computers. По данным английской The Mail, в прошлом году в мире было продано 22,5 млн. плееров Apple iPod, что увеличило состояние главы и отца основателя калифорнийской компании Стива Джобса до трех миллиардов. Последняя модель, iPod Nano, разошлась в количестве миллиона штук за 17 дней, причем один экземпляр оказался у папы Бенедикта XVI.

А теперь оказалось, что Джобс пьет кровь китайских младенцев.

«Себестоимость iPod составляет от силы $25, а продают его за $300. Не понимаю, кто и почему его покупает. Сервис iTunes (интернет-магазин Apple. — «Профиль») действительно хорош, но iPod далеко не лучший выбор. Красная цена mp3-плеера, причем отличного качества, составляет $35—40», — говорит Андрей Кузин.

Эту точку зрения разделяют многие. В Интернете нарастает движение against iPod, сайты которого (например, iDont.com, smashmyipod.com) пропагандируют отказ от культового гаджета в пользу разумного потребительского выбора.

Объявлена цена Windows Vista

Цена новой операционной системы Microsoft лежит в диапазоне от $199 до $389, сообщает Webplanet.ru со ссылкой на AP. Самой дешевой будет Vista Home Basic, идущая на смену Windows XP Home Edition. Microsoft просит за Vista Home Basic $199 (обновление пользователям Windows XP обойдется еще дешевле — $99). Для домашнего мультимедийного центра подготовлена Vista Home Premium по цене $239. С помощью этой операционной системы можно записывать телепередачи и редактировать видео в высоком разрешении.

Для офисного применения предназначена Vista Business ($299). В нее включены средства подготовки и ведения документов, планирования задач, инструменты коллективной работы, в том числе для разграничения прав доступа. В Vista Enterprise благодаря развитым средствам шифрования данные застрахованы даже на случай утери или кражи компьютера. Примечательна возможность запуска приложений Unix прямо в Windows. Наиболее полной поставкой станет Vista Ultimate ($399). В ее состав включены все возможности новой линейки операционных систем от Microsoft.

По мнению CNET, объявление цен свидетельствует о скором выходе Windows Vista на рынок.

Samsung планирует открыть собственную музыкальную службу

Компания объявила о своем намерении разработать собственную музыкальную службу вместе с новым семейством портативных плееров, чтобы эффективнее конкурировать с Apple iTunes, сообщает CNET. Для исполнения проекта корейцы подрядили нью-йоркскую компанию MusicNet. Сначала сервис будет работать в Великобритании, Франции и Германии, в дальнейшем Samsung планирует предложить его всей Европе и Азии. MusicNet будет работать с несколькими MP3-плеерами Samsung, включая новый К5 со встроенными динамиками.

После многолетних попыток справиться с экспансией сервиса iTunes и плееров iPod конкуренты Apple теперь пытаются создать собственные интегрированные устройства и музыкальные службы. Так, в июле Microsoft объявила о планах выпуска плеера Zune и открытия собственного музыкального магазина. В начале сентября Nokia объявила о своем намерении приобрести дистрибьютора цифровой музыки Loudeye.

Правообладатели и юристы против изменения российского законодательства

На прошлой неделе в Калининграде прошел организованный Некоммерческим партнерством поставщиков программных продуктов при поддержке правительства Калининградской области межведомственный семинар по защите интеллектуальной собственности, в работе которого участвовали более 200 человек, включая известных юристов и правообладателей. Они сочли, отметив это в решении семинара, «нецелесообразным принятие законопроекта части 4 Гражданского Кодекса, внесенного на рассмотрение в Государственную думу, в связи с отсутствием объективной необходимости реформирования законодательства в сфере интеллектуальной собственности, а также отрицательными последствиями для сложившейся правоприменительной практики в данной области».

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое