27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: ""Сколково" – для всех!"

Архивная публикация 2011 года: ""Сколково" – для всех!"

Можно ли распространить опытиннограда на всю Россию? Людвиг Эрхард, бывший канцлером ФРГ в далекие 1963-1966 годы, покорил Западную Германию лозунгом "Благосостояние - для всех!". Что самое любопытное, это не просто красивый лозунг. Это научный принцип теории социального рыночного хозяйства, одним из основоположников которой и был Эрхард. Перед Россией сегодня стоит не менее масштабная задача - модернизация. Пока ее решение в значительной мере остается в сфере теории, и, чтобы перевести его в сферу практики, необходимо реализовать лозунг, созвучный эрхардовскому: "Сколково" - для всех!"

Можно ли распространить опытиннограда на всю Россию? Людвиг Эрхард, бывший канцлером ФРГ в далекие 1963-1966 годы, покорил Западную Германию лозунгом "Благосостояние - для всех!". Что самое любопытное, это не просто красивый лозунг. Это научный принцип теории социального рыночного хозяйства, одним из основоположников которой и был Эрхард. Перед Россией сегодня стоит не менее масштабная задача - модернизация. Пока ее решение в значительной мере остается в сфере теории, и, чтобы перевести его в сферу практики, необходимо реализовать лозунг, созвучный эрхардовскому: "Сколково" - для всех!"

РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ
В начале марта главный куратор "Сколково" от российского государства Владислав Сурков на встрече с представителями организации "ОПОРА России" пригласил к участию в проекте всех, у кого есть перспективные идеи. Причем приглашение Суркова можно трактовать весьма широко.
С одной стороны, "тех, кто захочет там работать, мы приглашаем в "Сколково" - и из Дубны, и из всех научных центров мира". С другой стороны, "дверь открыта, и финансирование "Сколково" могут получать и Дубна, и Саров". То есть анонсируется двустороннее движение: в "Сколково" - лучшие умы отовсюду, из "Сколково" - финансирование в другие наукограды и техниковнедренческие зоны.
Эту идею можно только приветствовать. Ведь какую главную претензию предъявляют "Сколково" критики? Что это, мол, резервация, для которой созданы особые тепличные условия и которая не будет иметь никакого отношения к остальной России. Что, мол, нет никакого "приводного механизма", с помощью которого можно было бы передать модернизационный импульс "Сколково" (если он будет) национальной экономике. В этом случае "Сколково" просто обречено остаться локальным проектом, чем-то вроде "потешного" войска молодого Петра. Предложение Суркова говорит о том, что в Кремле если и не готовы предложить решение данной проблемы, по крайней мере, видят саму проблему.
А есть ли вообще альтернатива "сколковоцентрической" модели распространения инноваций? Можно ли устроить в России "Сколково" для всех"?
Идея раздвинуть границы "Сколково" основана на очевидной неразрывной связи инновационного обновления и привлечения прямых иностранных инвестиций. Инноград потому и пришел на смену наукоградам и технико-внедренческим зонам, что его предшественники оказались недостаточно привлекательными для иностранных инвестиций в пионерные отрасли. А без инвестиций, за которыми следуют технологии, инноваций не будет.
И если уж совершать рывок, то, тут Сурков совершенно прав, следует придерживаться "мировых стандартов, работать по гамбургскому счету", для чего нужно привлекать прежде всего иностранные инвестиции.
И президент Дмитрий Медведев сделал шаг, как представляется, в правильном направлении. Речь идет об учреждении фонда, специализирующегося на привлечении иностранных инвестиций. Впервые о его создании Дмитрий Медведев говорил на форуме в Санкт-Петербурге летом 2010 года. Ему же он в значительной мере посвятил свое выступление в Давосе в январе 2011 года, там он пообещал, что фонд разделит риски с иностранными инвесторами через совместные инвестиции в проекты модернизации российской экономики.
Что общего у этого фонда со "Сколково"?

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ
Главное в "Сколково", что ре-волюционно отличает этот проект от наукоградов или технико-внедренческих зон, не то, что он строится в чистом поле, а управление - тот факт, что во главе проекта стоит не министр или чиновник кремлевской администрации, а Виктор Вексельберг - известный и в России, и в мире бизнесмен, ранее уже занимавшийся не только нефтедобычей или сбором яиц Фаберже, но иинновациями. То есть привлечение частных инвесторов и инноваторов поднимается на уровень их участия, причем на первых позициях, в управлении всем проектом. Это стартовая мощная инновация "Сколково".
Главное в учреждаемом фонде привлечения иностранных инвестиций не его объем и не только закладываемый в основу его деятельности механизм международного частно-государственного партнерства (от лица российского государства инвестициями будет заниматься Внешэкономбанк).
Самое ценное не это. Как сообщает Theпо предложению Москвы во главе нового фонда может оказаться один из крупнейших мировых инвестиционных банков - Goldman Sachs.
Аналогия со "Сколково", во главе которого стоит Виктор Вексельберг, прямая: как "Сколково" будет строить не чиновник, а крупный и умелый предприниматель, так и привлекать иностранных инвесторов, соучаствуя в их российских начинаниях, будут не краснобаи-чиновники, а сами иностранные инвесторы. Это и есть распространение самого ценного, что есть в "Сколково", на всю Россию.
Конечно, может оказаться, что и Виктор Вексельберг, и Goldman Sachs (если, конечно, банк примет приглашение) на самом деле станут ширмами-зазывалами, а решать будут все те же поставленные комиссарами в эти проекты чиновники. Но такой исход будет потерей шанса, который сейчас у России есть.
Фактически оказавшиеся неэффективными наукограды (закон об их статусе принят в 1999 году), технико-внедренческие зоны (созданные при президенте Путине) или ручная система привлечения иностранных инвестиций, когда все решает правительственная комиссия во главе с премьером, в которой если не первую скрипку, то уж точно значительную роль играет ФСБ, - это путинская экономическая модель взаимодействия с иностранными инвесторами.
Из позитивных результатов ей предъявить, кроме точечных проектов, нечего. "Сколково" же и учреждаемый международный инвестиционный фонд, построенные на принципиально иной управленческой технологии,- это элементы новой, медведевской экономической модели.
Совершенно очевидно, что перспективы модернизации станут тем ближе, чем шире будет сделан шаг от путинской модели к медведевской.
В противном случае... Что будет в противном случае, нам рассказывает Центробанк. 4 марта он опубликовал данные о чистом оттоке капиталов из России. В 2010 году, когда экономика уже не падала, а выросла на 4%, отток составил $38,3 млрд. Продолжается он и в 2011 году: в январе, по предварительным данным, из страны "утекло" $13 млрд.
Когда капитал бежит, тут уж не до инноваций с модернизацией!

Главное в "Сколково" - то, что руководит проектом не министр или чиновник кремлевской администрации, а бизнесмен. Главное в учреждаемом фонде привлечения иностранных инвестиций не его объем, а то, что во главе его может встать один из крупнейших мировых инвестиционных банков - Goldman Sachs. Аналогия со "Сколково" прямая - привлекать иностранных инвесторов будут сами иностранные инвесторы. Это и есть распространение самого ценного, что есть в "Сколково", на всю Россию.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».