Архивная публикация 2009 года: "СПЕШИТЬ НЕ СТОИТ"
Скоропалительное введение уголовной ответственности за использование инсайдерской информации может отпугнуть участников фондового рынка. В конце 2008 года правительство приняло стратегию развития финансового рынка, которая предусматривала ужесточение административной ответственности и введение уголовной ответственности за манипулирование ценами на фондовом рынке, а также за использование инсайдерской информации. В течение 2009 года сначала была ужесточена административная ответственность за использование служебной информации (до введения понятия "инсайдерская информация" законодатель продолжает использовать это понятие), введена отсутствовавшая ранее административная ответственность за манипулирование ценами, а следом за этим введена уголовная ответственность за манипулирование ценами. Впереди - введение уголовной ответственности за использование инсайдерской информации.
Наложение административной ответственности как за использование служебной информации, так и за манипулирование возложено на ФСФР. Вероятнее всего, служба будет инициировать и уголовные дела по статье "манипулирование". Выбор между административной и уголовной ответственностью зависит от причиненного ущерба - уголовным правонарушение признается в случае причинения ущерба или извлечения дохода в крупном размере - от 1 млн рублей.
Однако существует огромная проблема, связанная с привлечением как к административной, так и к уголовной ответственности за манипулирование. Высока степень неясности состава правонарушений, а решение этого вопроса зависит от квалификации правоохранительных органов и судей, от независимости судов, а главным образом - от влияния государственных органов. В делах, связанных с манипулированием, неясность неизбежна: в этом случае при привлечении к ответственности большая роль отводится оценочным суждениям и применению косвенных доказательств.
Неспроста это стало вызовом и для законодателя - на этапе подготовки формулировки понятия "манипулирование" были предприняты все усилия для того, чтобы добиться его максимальной юридической определенности. Свою активную роль в этом сыграла и НАУФОР. Но результат, по нашему мнению, должен быть проверен практикой применения административной ответственности - и административному, и уголовному процессуальному законодательству свойственны одни и те же подходы к выявлению вины и применению доказательств. К тому же сотрудники ФСФР отличаются более глубоким пониманием отношений на фондовом рынке, чем сотрудники иных органов и судьи. Мы полагали, что должно было пройти несколько лет применения административной ответственности за манипулирование и, вероятно, уточнение законодательства с учетом ее применения, прежде чем появится возможность "криминализации" данного деяния. К сожалению, и административная, и уголовная ответственность вводятся одновременно без учета практики ФСФР. До изменения законодательства опыт привлечения к ответственности был единичен, а опыт применения нового определения отсутствует вовсе.
Правильность данного решения весьма сомнительна, несмотря на его яркую "упаковку" - мол, ведется активная борьба за преодоление образа российского рынка как манипулятивного. Но эффект от действий властей может быть обратным. Российский рынок до сих пор очень уязвим: его объем относительно невелик, и подозрения в манипулировании могут возникать и тогда, когда речь идет об обычных операциях. Неопределенность составов правонарушений может привести не к увеличению, а к снижению активности на российском фондовом рынке, негативно отразиться на его объемах, рост которых и является лучшим защитником от манипулирования. Недоверие к правоохранительным органам, к независимости российских судов и их способности четко следовать принципу презумпции невиновности будет пугать не только российских, но и иностранных участников.
Хотелось бы надеяться, что эти соображения будут учтены при рассмотрении вопроса о введении уголовной ответственности за использование инсайдерской информации, которое связывается с принятием закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".
Скоропалительное введение уголовной ответственности за использование инсайдерской информации может отпугнуть участников фондового рынка. В конце 2008 года правительство приняло стратегию развития финансового рынка, которая предусматривала ужесточение административной ответственности и введение уголовной ответственности за манипулирование ценами на фондовом рынке, а также за использование инсайдерской информации. В течение 2009 года сначала была ужесточена административная ответственность за использование служебной информации (до введения понятия "инсайдерская информация" законодатель продолжает использовать это понятие), введена отсутствовавшая ранее административная ответственность за манипулирование ценами, а следом за этим введена уголовная ответственность за манипулирование ценами. Впереди - введение уголовной ответственности за использование инсайдерской информации.
Наложение административной ответственности как за использование служебной информации, так и за манипулирование возложено на ФСФР. Вероятнее всего, служба будет инициировать и уголовные дела по статье "манипулирование". Выбор между административной и уголовной ответственностью зависит от причиненного ущерба - уголовным правонарушение признается в случае причинения ущерба или извлечения дохода в крупном размере - от 1 млн рублей.
Однако существует огромная проблема, связанная с привлечением как к административной, так и к уголовной ответственности за манипулирование. Высока степень неясности состава правонарушений, а решение этого вопроса зависит от квалификации правоохранительных органов и судей, от независимости судов, а главным образом - от влияния государственных органов. В делах, связанных с манипулированием, неясность неизбежна: в этом случае при привлечении к ответственности большая роль отводится оценочным суждениям и применению косвенных доказательств.
Неспроста это стало вызовом и для законодателя - на этапе подготовки формулировки понятия "манипулирование" были предприняты все усилия для того, чтобы добиться его максимальной юридической определенности. Свою активную роль в этом сыграла и НАУФОР. Но результат, по нашему мнению, должен быть проверен практикой применения административной ответственности - и административному, и уголовному процессуальному законодательству свойственны одни и те же подходы к выявлению вины и применению доказательств. К тому же сотрудники ФСФР отличаются более глубоким пониманием отношений на фондовом рынке, чем сотрудники иных органов и судьи. Мы полагали, что должно было пройти несколько лет применения административной ответственности за манипулирование и, вероятно, уточнение законодательства с учетом ее применения, прежде чем появится возможность "криминализации" данного деяния. К сожалению, и административная, и уголовная ответственность вводятся одновременно без учета практики ФСФР. До изменения законодательства опыт привлечения к ответственности был единичен, а опыт применения нового определения отсутствует вовсе.
Правильность данного решения весьма сомнительна, несмотря на его яркую "упаковку" - мол, ведется активная борьба за преодоление образа российского рынка как манипулятивного. Но эффект от действий властей может быть обратным. Российский рынок до сих пор очень уязвим: его объем относительно невелик, и подозрения в манипулировании могут возникать и тогда, когда речь идет об обычных операциях. Неопределенность составов правонарушений может привести не к увеличению, а к снижению активности на российском фондовом рынке, негативно отразиться на его объемах, рост которых и является лучшим защитником от манипулирования. Недоверие к правоохранительным органам, к независимости российских судов и их способности четко следовать принципу презумпции невиновности будет пугать не только российских, но и иностранных участников.
Хотелось бы надеяться, что эти соображения будут учтены при рассмотрении вопроса о введении уголовной ответственности за использование инсайдерской информации, которое связывается с принятием закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".