Наверх
27 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Стратегия успеха"

22 ноября исполняется четырнадцать лет со дня образования Московского Индустриального банка. Если учитывать тот факт, что его основу составил коллектив Московской городской конторы Промстройбанка СССР, а часть отделений работала еще в далекие 30-е годы, то у банка весьма почитаемый в финансовом мире возраст. Вот что рассказал о работе коллектива и своем видении путей развития российской банковской системы кандидат экономических наук президент Московского Индустриального банка Абубакар АРСАМАКОВ.— Абубакар Алазович, ваш банк входит в число тридцати крупнейших кредитно-финансовых организаций страны. Он имеет четко выверенную программу действий, основа которой — инвестиции в модернизацию и строительство предприятий промышленности и наукоемких отраслей, совершенствование методов и форм работы коллектива, представляющего сегодня собой единую команду проектно-ориентированных финансовых менеджеров. Название банка очень точно характеризует вашу клиентскую базу.

— Действительно, большинство из 57 тысяч юридических лиц — это предприятия авиационной и автомобильной промышленности, машиностроения, строительства и транспорта. Ранее росту числа клиентов во многом способствовала отраслевая специализация банка, в сегодняшних экономических условиях, когда субъекты рынка независимы, все хотят обслуживаться в надежном банке. Мы также стараемся делать все возможное, чтобы быть конкурентоспособными в основных сегментах финансового рынка. Благодаря большому выбору услуг и тому, что в 51 городе страны открыты наши отделения, филиалы и фронтофисы, нас по праву называют универсальным банком федерального значения.

В числе наших клиентов немало ведущих предприятий страны. Это, в частности, ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени Яковлева», ОАО «Московское машиностроительное предприятие имени Чернышева», ОАО «Ковровский электромеханический завод», ОАО «Трансинжстрой», ОАО «Севкабель» из Санкт-Петербурга, автозавод ЗИЛ, ОАО «Туполев», где в настоящее время создаются модели воздушных пассажирских судов Ту-334, Ту-204-300, Ту-204С, Ту-214 и Ту-214-120, которые конкурентоспособны на мировом рынке. Юридическим лицам мы выдали кредитов на общую сумму более 12 миллиардов рублей, но значительную часть средств получили именно предприятия реального сектора.

Банк активно работает в восемнадцати регионах страны. В качестве примера назову Южный федеральный округ, в котором строительным организациям и промышленным предприятиям выдано кредитов почти на 1,7 миллиарда рублей. Так, ОАО «ПСК «Строитель Астрахани», которое принимает участие в реализации государственной программы «Ветхое жилье», значительную часть заемных средств направило на приобретение современного технологического оборудования и оснастки для строительства домов в Астрахани.

С помощью нашего 50-миллионного рублевого кредита уже возведено два жилых дома, а на ближайшие три года запланировано строительство еще тридцати. На эти цели банк выделяет 300 миллионов рублей. В нескольких российских городах мы финансируем строительство небольших ТЭЦ. После их ввода в эксплуатацию стоимость электроэнергии и тепла будет ниже почти в два раза по сравнению с существующими. Чтобы в нашей стране также снижались цены, например, на жилье и автомобили, необходимо техническое перевооружение многих предприятий. Подобная работа требует немало времени, поэтому отрицательное влияние на инвестиционные программы банков оказывает высокая инфляция. Учитывая это, мы тщательно подходим к созданию и реализации каждого инвестиционного проекта, а их у нас сейчас шестнадцать. Качество обслуживания наших клиентов мы повышаем за счет широкого использования банком электронных систем удаленного доступа. Таким образом в настоящее время осуществляется большая часть платежей, что удобно и безопасно.

С целью расширения своих финансовых возможностей и перечня услуг Московский Индустриальный банк открыл свое представительство в Германии. Мы поддерживаем корреспондентские отношения со 130 ведущими банками мира, плодотворно сотрудничаем с зарубежными государственными экспортными агентствами по страхованию экспортных рисков. Среди них — Австрийский Контрольный банк, EGAP (Чехия), CEISE (Испания), OND (Бельгия) и лидер европейского рынка Hermes (Германия). Сотрудничество позволило банку только в нынешнем году получить для технического перевооружения российских предприятий около 28 миллионов евро, а общая сумма выданных 380 гарантий превысила $100 миллионов.

— Благодаря чему достигается надежная работа вашего банка?
— Прежде всего за счет воплощения в жизнь тех правил и законов, что изложены в классических экономических учебниках, и постоянного мониторинга текущего состояния экономики страны в целом и финансового сегмента в частности. В какой валюте мы привлекаем инвестиции, в такой и размещаем, причем на срок, не превышающий среднего срока привлечения «длинных» денег. Клиентские средства «до востребования» направляются только в ликвидные активы, что дает возможность в случае необходимости возвратить их в любое время. Взвешенная финансовая политика и разумная осторожность позволяют банку все годы сохранять оптимальное соотношение между допустимой степенью риска и уровнем получаемых доходов. Если посмотреть на состояние нашего кредитного портфеля, то можно сделать положительный для наших клиентов и деловых партнеров вывод: в нем нет неликвидных активов и непросчитанных инвестиций, как и невозвращенных кредитов.

— Абубакар Алазович, МИнБ входит в число лидеров российского рынка, обслуживающих физических лиц. Их у вас свыше 180 тысяч. Клиенты говорят, что здесь европейский уровень сервиса и возможность не только сохранить, но и приумножить свои средства.
— Для обслуживания физических лиц у нас есть богатый «продуктовый портфель», начиная от выгодных депозитов на различные сроки и заканчивая пластиковыми карточками ведущих международных платежных систем. Об этом, кстати, красноречиво свидетельствует и тот факт, что в потребительском рейтинге банков, подготовленном Агентством потребительской информации и журналом «Профиль», наш банк находится в первой пятерке.

— В настоящее время Центральный банк проводит работу по отбору кредитно-финансовых организаций в систему страхования вкладов. В какой мере важна такая работа? И не нуждается ли в увеличении сумма гарантированно сохраняемого вклада?
— Летний кризис доверия между банками и их клиентами раскрыл глаза на многое. В частности, на то, что стране давно уже необходима четко продуманная и законодательно закрепленная система взаимоотношений «банк—клиент», одно из основных звеньев которой как раз и есть страхование вкладов. Российские вкладчики имеют богатый горький опыт, и они вправе ставить вопрос: «А когда мой банк вступит в систему страхования?»

Так как это процесс довольно длительный, его надо проводить корректно и осторожно, чтобы не вызвать нового всплеска волнений среди вкладчиков. Средства населения — это в основном вклады «до востребования» и по действующему закону могут быть сняты со счета в любое время. Такие деньги очень рискованно использовать как «длинные». По-моему, нужно в законодательном порядке ввести такие виды вкладов, деньги с которых могут быть сняты только по взаимному согласию банка и вкладчика. Возможно, для них будут установлены повышенные годовые проценты, но это позволит использовать для реализации государственных инвестиционных проектов много средств населения.

События минувшего лета дали возможность ЦБ осуществить серьезные проверки банков. Исправление выявленных недочетов и недостатков пошло только на пользу всей банковской системе. Наш банк успешно прошел такую проверку, потому что мы все годы придерживаемся «золотого правила»: в отчете то, что и в действительности. Прошедшие события показали исключительную важность откровенного и доверительного разговора денежных властей с обществом. Если бы представители Центрального банка вместе с руководителями ста крупнейших банков, в которых хранится основная масса денег населения, не один раз выступили в электронных и печатных СМИ с разъяснением создавшейся ситуации, то путь кризиса доверия был бы гораздо короче. Что касается гарантированного сохранения 100 тысяч рублей, то эта сумма, конечно, мала. Вот и приходится части клиентов, у кого вклады больше, «разбивать» свои деньги и, тратя время и нервы, бегать и открывать новые счета.

— Должен ли ЦБ в кризисной ситуации быть кредитором последней инстанции, выдавая стабилизационные кредиты тем, кто попал в сложное положение?
— Российская экономика во многом зависит от стабильности национальной банковской системы. Ее нередко сравнивают с кровеносной системой. Ответственность за поддержание финансового порядка в стране обязан нести Центробанк, у которого есть все необходимые механизмы и рычаги воздействия. За какие-то моменты летних событий ЦБ можно критиковать, но в целом он отреагировал довольно быстро и грамотно. Например, за счет снижения отчислений в фонд обязательного резервирования с 9% до 3,5% добавил в финансовую систему много ликвидности и совместными действиями с банками снял временную напряженность в обществе.

— Какие проблемы банковского сообщества больше всего волнуют вас, банкира с двадцатилетним стажем?
— В первую очередь — открытость национального финансового рынка России.
В мире мало найдется стран, в экономику которых так легко пускают зарубежные банки, от чьих действий напрямую зависит экономическая безопасность всего государства.

В нашей стране иностранному банку несложно начать работу, а вот российский банк за границей сталкивается совсем с другой картиной. Кстати, объем чистых иностранных активов банковского сектора в России увеличился за январь—сентябрь более чем на треть и составил почти 2,8 трлн. рублей. Хочу, чтобы мою точку зрения верно поняли. Я не против прихода на российский рынок иностранного капитала и товаров.

Глобализация — это общемировой вектор экономического развития, но для избежания возможных рисков нашему государству следует задействовать весь механизм протекционистских мер, чтобы все отрасли экономики могли успешно работать и на равных конкурировать с зарубежными финансовыми институтами и предприятиями. К числу вопросов, требующих решения, относится и формирование равных условий для развития внутренней конкуренции в банковской среде, чтобы не было монополизма со стороны нескольких крупных государственных кредитно-финансовых организаций. Это, в конечном счете, будет способствовать как повышению конкурентоспособности, так и созданию эффективного механизма «сбережения—вклады—инвестиции» в отечественной экономике.

— Абубакар Алазович, у банков есть две категории клиентов: одни деньги приносят, а другие их просят. В день рождения Московского Индустриального банка и накануне Нового года хочется пожелать вашему банку, чтобы одни клиенты приносили денег все больше, а другие брали на срок как можно дольше.
— Спасибо за пожелание. Для того чтобы клиенты приходили, нужно постоянно трудиться с настроением и отдачей. Радует, что у нашего коллектива это получается хорошо.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK