Наверх
16 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Таблетка от жадности"

Резкое подорожание лекарств после Нового года заставило правительство всерьез взяться за производителей медпрепаратов. Контролировать цены на рынке с годовым оборотом под $3 млрд. и средней рентабельностью производства в 100% вскоре начнет специальная — фармацевтическая — полиция.Им — патенты

В недавнем советском прошлом Россия — вкупе с 14 братскими республиками — во всем, что касалось лекарств, находилась почти что на полном самообслуживании. Триста фармзаводов на 80% удовлетворяли потребность всего Союза в пилюлях и инъекциях. Субстанции, то есть сырье для лекарств, на 60% тоже производились внутри страны. Все остальное приобретали в странах СЭВ.
Сейчас ситуация серьезно изменилась.
Сегодня только в одной России больше 700 предприятий, имеющих лицензию на выпуск лекарственных средств. При этом на долю лишь 50 из них, доставшихся РФ от СССР, приходится 95% всех выпускаемых у нас лекарств.
Первая десятка наших фармпроизводителей сплошь состоит из гигантов советской мединдустрии, появившихся еще в 30-х годах: «Ферейн» (бывший завод им. Карпова), «Акрихин», «Биосинтез», «Мосхимфармпрепараты им. Семашко», «Синтез», «Красфарма», «Биохимик», «Нижфарм», «Дальхимфарм» и питерский «Ай Си Эн Октябрь».
Абсолютное большинство компаний отрасли принадлежит их собственному топ-менеджменту. Исключение составляют «Акрихин», контролируемый «Альфа-групп», и шесть заводов, принадлежащих международной компании «Ай Си Эн Фармасьютикалс».
Разделить производителей по группам, взяв за определяющий признак тип выпускаемых ими лекарств, невозможно. В СССР подобное разделение действительно существовало: скажем, «Биопрепарат» специализировался на инсулине, а подмосковный «Акрихин» выпускал исключительно субстанции, в том числе и на экспорт. Сейчас же фармкомпании изготавливают лекарства всех, говоря научным языком, фармакологических групп (каждый завод выпускает не менее 200 наименований лекарств), отдавая предпочтение сердечно-сосудистым, а также препаратам, действующим на центральную нервную систему, противоопухолевым и противодиабетическим. Попросту говоря, лечащих наиболее распространенные хвори. Объединяет крупнейшие фармкомпании одно: все их лекарства — это дженерики, то есть копии препаратов, изобретенных не один десяток лет назад.
Дело в том, что первые 18—20 лет со дня появления нового лекарства исключительным правом на его изготовление обладает фирма-разработчик. В течение этого срока препарат именуется оригинальным. Как только срок действия патента фирмы-изобретателя заканчивается, право на производство лекарства может получить любая фармацевтическая компания. С этого момента бывшее оригинальное лекарство переходит в разряд дженериков. Тот, кто первым успеет выбросить на рынок дженерик, получит максимальную прибыль среди всех производителей дженериковых медикаментов.
Так вот, наши компании в основном насыщают рынок старыми дженериками. Это значит, что в мире уже существуют два-три аналога оригинального препарата, который в четвертый-пятый и т.д. раз копируют российские производители. В результате некоторыми старыми дженериками российский рынок перенасыщен. К примеру, дротаверин гидрохлорит (аналог знаменитой но-шпы) производят 18 компаний.
Выбиваются из этого ряда лишь уже упомянутые «Акрихин» и заводы «Ай Си Эн Фармасьютикалс», выпускающие, скажем так, новые дженерики. На «Акрихине», к примеру, создан специальный отдел, который отслеживает срок окончания патентов на популярные заграничные лекарства, просчитывает выгоду от его выпуска, приобретает технологию и подготавливает всю необходимую документацию. За последние 10 лет «Акрихин» освоил выпуск почти 70 новейших дженериков (всего комбинат выпускает 174 препарата).
Это что касается 50 лидеров отечественного фармбизнеса. Поле деятельности большинства оставшихся 650 российских компаний — фасовка и упаковка импортных дженериков. Сия простая операция составляет 25% от оптовой стоимости лекарства, затраты же на нее очень небольшие — требуется лишь помещение и упаковочный аппарат.
Помимо упаковки часть предприятий (как правило, старые фармзаводы) продолжают выпускать лекарства, которые они выпускали и при советской власти. Речь идет о препаратах вроде люминала, анальгина, цитрамона, пользующихся неизменной популярностью у нашего населения.
И, наконец, считанные единицы (не больше 10 компаний, появившихся в последнее десятилетие) освоили выпуск оригинальных препаратов. Причем каждая компания, как правило, специализируется на одном препарате. Например, компания «Полидан» производит одноименный, не имеющий аналогов противораковый препарат, фирма «Полисан» — современнейший иммуномодулятор. Рентабельность производства оригинальных медикаментов зашкаливает за 500%. Но прежде чем подсчитывать прибыль, производителю такого лекарства нужно потратиться на научные изыскания, на длительные клинические испытания препарата, а самое главное — на знакомство с ним врачей, для чего новым медикаментом в первое время бесплатно снабжают больницы и проводят многочисленные семинары, где рассказывают о нем врачам и провизорам.
Поэтому упоминавшимся отечественным гигантам, несмотря на суперприбыльность выпуска оригинальной продукции, выгодней производить уйму дженериков — хорошо известных медикаментов, включенных в перечень жизненно важных лекарственных средств. Этот перечень, ежегодно утверждаемый Минздравом, сейчас состоит из 398 непатентованных лекарственных наименований, что соответствует 10 тысячам оригинальных препаратов и дженериков. Из сочетаний этих лекарств состоят схемы лечения всех категорий заболеваний. Но рецепты больным-льготникам врачи выписывают на более дешевые (читай — отечественные) дженерики, ведь платит за эти медикаменты государство. А потому выпуск дженерика, чье непатентованное название указано в перечне, обеспечивало отечественным производителям до 1 января этого года существенное преимущество — освобождение от налога на прибыль и НДС.
Только льготников в России — 30 млн. человек. Неудивительно, что на лекарственные нужды из федерального и регионального бюджетов ежегодно выделяют около $1,5 млрд., из них $600 млн. уходит на покупку отечественных препаратов и $900 млн. — зарубежных.
Всего же на долю отечественных предприятий приходится 40% фармацевтического рынка в России. В этой оценке сходятся три весьма солидных ведомства — Минздрав, ассоциация международных фармацевтических производителей (она объединяет 50 ведущих мировых компаний) и ассоциация отечественных производителей «Росмедпром» (в «Росмедпром» входят 112 российских предприятий).
Английский пациент

Оставшиеся 60% продаж приходится на импортные медикаменты. Для таких компаний США и Западной Европы, как Aventis, Novo Nordisk, Novartis, Berlin — Chemie, Hoffmann — La Roche, Bristol-Myers Squibb, Eli Lilly, Hoechst, Россия — один из самых ценных покупателей оригинальных лекарств и дорогих дженериков. Вернее, той их части, которая входит в уже упоминавшийся перечень жизненно важных медикаментов. А это, прежде всего, антибиотики последних поколений, противораковые препараты и, конечно же, инсулин (монополисты в производстве инсулина — Novo Nordisk и Hoechst).
Если же говорить о «нельготных» новинках, то продать их у нас, по словам представителей международных компаний, довольно сложно. Они хотя и дешевле (в среднем процентов на двадцать), чем на родине фирмы-разработчика (объяснение сему простое — низкая покупательная способность россиян), но для подавляющего большинства наших граждан все равно непомерно дороги. Ведь, к примеру, в Германии от половины до полной стоимости подобных препаратов, если они выписаны лечащим врачом, компенсируется государством через страховые компании; нам же упаковка последнего высокоэффективного антибиотика компании Bayer обойдется в $30, а таблетка новейшего средства от мигрени английской фирмы AstraZeneca — в $20.
Президент ассоциации международных фармацевтических производителей Роберт Розен неоднократно заявлял, что для представителей зарубежных «акул капитализма» фармбизнес заключается не в расширении выпуска устаревших дженериков, а в разработке и производстве новых препаратов. Значит, российским «акулам» они явно не конкуренты, чего не скажешь о компаниях Индии, Китая и бывших стран советского лагеря (Болгарии, Венгрии, Чехии, Польши). Наши бывшие союзники изготавливают те же не слишком новые дженерики, да и стоят они не дороже отечественных. Например, цена знаменитого анальгина и болгарского темпалгина одинакова — от 10 до 15 рублей. Задача этих компаний в ближайшие годы — увеличить объем продаж на российском рынке через расширение дистрибьютерской сети. Пока же на их долю от всего импорта приходится около 15%. Большая часть этих процентов составляет долю словенской компании KRKA.
Блюстители пилюль

Однозначного ответа на вопрос, как наши производители собираются отстаивать свои позиции на рынке, нет. Как, впрочем, и на другие вопросы относительно ближайших перспектив отечественной фармпромышленности. Причина — недавние новогодние перемены: распространение налога на прибыль и НДС на лекарственные средства.
Накануне этой «реформы» отечественные фармацевты пророчили настоящий Апокалипсис: повышение розничных цен вдвое плюс снижение объемов производства отечественными заводами, вместо продукции которых в аптеках будет красоваться исключительно дорогой импорт. И хотя НДС оказался равен 10%, а не 20%, как ожидалось, настроение российских промышленников не улучшилось.
Михаил Григорьев, генеральный директор ФГУП «Мосхимфармпрепараты имени Н.А. Семашко»: «Это мы раньше запускали новые линии, покупали новое оборудование. Теперь кончились льготы и кончились деньги. С нас бюджет хочет взять 10%, а у нас рентабельность 9,9%, чтобы заплатить НДС, мы можем только добавить эти проценты к цене. Но для потребителя с учетом дистрибьютерских «накруток» лекарства будут еще дороже. Теоретически к маю производители должны снизить цены на 3—4% на жизненно важные препараты — к этому сроку закончится запас субстанций, нужно будет закупать новое сырье, а госбюджет обязан компенсировать НДС, заплаченный за субстанции. Но при этом на 30% поднимется плата за газ, электроэнергию, и цены вырастут еще больше. В результате лекарств будут покупать меньше, а мы будем вынуждены меньше их производить».
Мы обежали пять московских аптек и выяснили, что стоимость товара в них подскочила отнюдь не на предсказывавшиеся 10%. В одной из аптек (аптека «120 на 80», что на Таганской улице) милая девушка-продавец с ходу сообщила, что у них все подорожало минимум на 20%. Примерно такая же ситуация и в других аптеках.
Как утверждают специалисты из Минздрава — это чистой воды спекуляция. В ее старом, «советском» понимании. Потому как в рассуждениях отечественных фармацевтов обнаруживается явная несуразица. Все они наперебой утверждают, что освободившееся место на прилавках аптек займет импорт — мол, еще до Нового года дистрибьютеры заранее забили склады заграничной продукцией, дабы избежать НДС, и теперь этот товар надо продавать. Кстати, по прогнозам ассоциации международных фармацевтических производителей, объем заграничных препаратов в этом году и в самом деле увеличится примерно на 20%. Выходит, заграничные фармацевты, в отличие от соотечественников, не опасаются, что их пилюли не купят. У Минздрава же РФ насчет поведения наших заводчиков свое мнение: в министерстве считают, что производители просто использовали налоговую реформу для необоснованного повышения своих и так колоссальных прибылей (подробнее см. интервью заместителя министра здравоохранения РФ Антона Катлинского).
Цены в рознице действительно должны были вырасти. Но не больше чем на 10% — по прошествии еще месяца-двух цены, как уверяют в Минздраве, опустятся именно до обещанного уровня.
Повышать цены дальше, по словам Антона Катлинского, нашим промышленникам достаточно сложно. Во-первых, они не станут задирать цены выше стоимости дженериков из Болгарии, Румынии, Венгрии. А во-вторых, еще в ноябре прошлого года вышло постановление правительства о государственном регулировании цен на жизненно важные лекарственные средства. Без регистрации цены товар нельзя продать в России, а чтобы поднять стоимость, необходимо обоснование этой меры.
Впрочем, если вспомнить речь директора «Мосхимфармпрепаратов», за обоснованием дело не встанет: тарифы на газ и электроэнергию и в самом деле вырастут. На это чиновники повторяют, что им известен истинный доход фармбизнеса и повышать цены они все равно не дадут. А чтобы попытка госрегулирования в очередной раз не провалилась, на этом рынке введут меры административного контроля.
По информации Министерства здравоохранения, в скором времени у нас появится фармполиция аналогичная французской. Главная задача фармполицейских — проверка заводов, поставщиков и аптек на предмет соблюдения «ценовых» законов. В случае неоднократного нарушения «блюстители пилюль» будут лишать злоумышленников лицензий. Более подробно о новой структуре см. в интервью министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко (рубрика «Прошу слова).
Так что, похоже, золотые времена для российских производителей лекарств проходят. Им наконец-то пропишут таблетку от жадности.

Крупнейшие иностранные импортеры лекарственных средств в Россию (за январь—октябрь 2001 года)*

МестоФирмаСтранаОбъем импорта ($ млн.)
1Aventisразные84,6
2Novo NordiskДания72,7
3Glaxosmithklineразные60,5
4SanofiФранция47,6
5Gedeon RichterВенгрия45,2
6Eli LillyСША27,9
7NovartisШвейцария26,9
8KRKAСловения22,2
9Berlin-ChemieГермания21,29
10Hoffmann — La RocheШвейцария21,26

* По данным информационно-аналитического агентства «Ремедиум».

Крупнейшие российские производители лекарственных средств*

МестоФирмаГородОбъем производства ($ млн.)
1ЗАО «Брынцалов — А»Москва97,5
2ОАО «Акрихин»Мос. обл., пос. Старая Купавна56,8
3ОАО «Биосинтез»Пенза46,6
4ФГУП «Мосхимфармпрепараты им. Н.А. Семашко»Москва44,1
5АКО «Синтез»Курган43,3
6АО «Красфарма»Красноярск42,4
7АО «Биохимик»Саранск37,3
8ОАО «Нижфарм»Нижний Новгород29,7
9ОАО «Дальхимфарм»Хабаровск28,8
10ХФАО «АЙ СИ ЭН Октябрь»Санкт-Петербург27,1

* По данным информационно-аналитического агентства «Ремедиум».

* По данным ассоциации «Росмедпром».

Продукция каких стран представлена на российском фармацевтическом рынке (за 2001 год)*

Россия41,0%
Страны Западной Европы22,0%
Страны Центральной и Восточной Европы14,5%
Страны азиатского региона14,0%
США и Канада2,4%
Страны СНГ1,3%
Страны Ближнего и Среднего Востока2,8%
Прочие2,0%

* По данным информационно-аналитического агентства «Ремедиум».

ИРИНА ВОРОБЬЕВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK