26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Тенденции экономического развития России на рубеже 2006–2007 годов"

Архивная публикация 2007 года: "Тенденции экономического развития России на рубеже 2006–2007 годов"

Экономическая политика 2006 года демонстрировала стабильность и преемственность. Экономика росла устойчивым темпом — около 7%, более высоким, чем среднемировой или западноевропейский, но не обеспечивающим решения столь популярной еще недавно задачи «удвоения ВВП».Темп роста несколько увеличился по сравнению с 2005 годом, но это не свидетельствовало о рывке. Инфляция снижалась, однако, как и в предыдущие годы, темпом более низким, чем было заложено в планах. Позитивную динамику демонстрируют инвестиции, особенно иностранные. Происходит это на фоне активизации роли государства в экономической жизни.

Продолжилась тенденция перехода от экономического роста, детерминированного экспортом и потребительским спросом. Это очень важная тенденция, и ее укрепление — важнейшая задача властей на ближайшее будущее.

Правительство продолжало осторожную денежно-финансовую политику. Росли Стабфонд (превысил $83 млрд.) и золотовалютные резервы (около $300 млрд.). Хотя бюджетная политика несколько ослабла (расходы федерального бюджета увеличились на 25% по сравнению с 2005 годом) и, следовательно, зависимость экономической ситуации от внешнеэкономической конъюнктуры возросла, пока нет оснований говорить о начале раскрутки бюджетного популизма.

Завершился первый год реализации национальных проектов. Они стали отражением общей тенденции перехода к средне- и долгосрочной политике. В последнее время отчетливо проявился спрос на программы развития России, отдельных секторов и регионов. Началась разработка десятилетней социально-экономической стратегии страны. Подготовлен Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности, содержащий трехлетние ориентиры работы правительства. Впервые осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию, что беспрецедентно в отечественной экономической истории: даже в условиях советской плановой экономики не удавалось вывести бюджетные проектировки за рамки одного года. Субъекты Федерации приступили к разработке долгосрочных (на 10—15 лет) стратегий и среднесрочных (на 3—5 лет) программ социально-экономического развития.

Особые экономические зоны, концессии и Инвестиционный фонд стали фактом экономической жизни. Параллельно шла интенсивная работа над созданием правовых и организационных основ государственной корпорации развития (или Банка развития), которая стала бы источником инвестиций для крупных проектов, поддерживаемых государством. По-видимому, в 2007 году эта работа будет завершена, и в России появится целостная система так называемых институтов развития.

Продолжился процесс консолидации стратегических секторов экономики под контролем государства. Последние годы продемонстрировали наличие двух моделей восстановления госконтроля над ключевыми активами — через судебную процедуру («модель ЮКОСа») и через выкуп («модель «Сибнефти»). Прецедент ЮКОСа сыграл свою демонстрационную роль, и в минувшем году доминировала вторая модель. Наиболее ярким примером стал приход в проект «Сахалин-2» ОАО «Газпром», выкупившего у западных корпораций контрольный пакет акций за $7,45 млрд. В той же логике можно рассматривать формирование Объединенной авиастроительной корпорации. Выдвинута идея законопроекта, регулирующего доступ иностранного капитала к российским производственным активам.

Во внешнем позиционировании России наблюдались две противоположные тенденции: с одной стороны, налицо продолжение процесса втягивания России в структуры современного мира. С другой — ухудшились отношения России с Западом.

Первая тенденция связана с продолжением процессов, начавшихся давно: почти завершились переговоры о присоединении к ВТО, более или менее успешно прошло председательство в «Большой восьмерке». Следует также отметить и либерализацию валютного регулирования в части движения капиталов, что формально превращает рубль в полностью конвертируемую валюту. Однако эти тенденции пока не стали фактором интеграции России в сообщества развитых рыночных демократий.

Вторая тенденция отражает новейшие проблемы — охлаждение отношений с ЕС, критика политических тенденций развития России как идущих вразрез с принципами демократии. Дополнительные сложности создают четко обозначившиеся в минувшем году намерения России упорядочить свою тарифную политику в отношении цен на энергоресурсы. Попытка перейти на мировые цены в отношениях с партнерами по СНГ вызывает не только недовольство этих стран, но и критику других европейских стран, которые видят в этом и энергетический шантаж бывших союзных республике, и риски для собственной энергобезопасности. Для России особые сложности создаются еще и потому, что в рамках своего председательства в «Восьмерке» в качестве одной из ключевых тем был выдвинут лозунг энергобезопасности — как раз то самое требование, которое, по мнению западных партнеров, подрывается пересмотром тарифов на поставки газа в «ближнее зарубежье».

Экономическая политика 2006 года демонстрировала стабильность и преемственность. Экономика росла устойчивым темпом — около 7%, более высоким, чем среднемировой или западноевропейский, но не обеспечивающим решения столь популярной еще недавно задачи «удвоения ВВП».Темп роста несколько увеличился по сравнению с 2005 годом, но это не свидетельствовало о рывке. Инфляция снижалась, однако, как и в предыдущие годы, темпом более низким, чем было заложено в планах. Позитивную динамику демонстрируют инвестиции, особенно иностранные. Происходит это на фоне активизации роли государства в экономической жизни.

Продолжилась тенденция перехода от экономического роста, детерминированного экспортом и потребительским спросом. Это очень важная тенденция, и ее укрепление — важнейшая задача властей на ближайшее будущее.

Правительство продолжало осторожную денежно-финансовую политику. Росли Стабфонд (превысил $83 млрд.) и золотовалютные резервы (около $300 млрд.). Хотя бюджетная политика несколько ослабла (расходы федерального бюджета увеличились на 25% по сравнению с 2005 годом) и, следовательно, зависимость экономической ситуации от внешнеэкономической конъюнктуры возросла, пока нет оснований говорить о начале раскрутки бюджетного популизма.

Завершился первый год реализации национальных проектов. Они стали отражением общей тенденции перехода к средне- и долгосрочной политике. В последнее время отчетливо проявился спрос на программы развития России, отдельных секторов и регионов. Началась разработка десятилетней социально-экономической стратегии страны. Подготовлен Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности, содержащий трехлетние ориентиры работы правительства. Впервые осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию, что беспрецедентно в отечественной экономической истории: даже в условиях советской плановой экономики не удавалось вывести бюджетные проектировки за рамки одного года. Субъекты Федерации приступили к разработке долгосрочных (на 10—15 лет) стратегий и среднесрочных (на 3—5 лет) программ социально-экономического развития.

Особые экономические зоны, концессии и Инвестиционный фонд стали фактом экономической жизни. Параллельно шла интенсивная работа над созданием правовых и организационных основ государственной корпорации развития (или Банка развития), которая стала бы источником инвестиций для крупных проектов, поддерживаемых государством. По-видимому, в 2007 году эта работа будет завершена, и в России появится целостная система так называемых институтов развития.

Продолжился процесс консолидации стратегических секторов экономики под контролем государства. Последние годы продемонстрировали наличие двух моделей восстановления госконтроля над ключевыми активами — через судебную процедуру («модель ЮКОСа») и через выкуп («модель «Сибнефти»). Прецедент ЮКОСа сыграл свою демонстрационную роль, и в минувшем году доминировала вторая модель. Наиболее ярким примером стал приход в проект «Сахалин-2» ОАО «Газпром», выкупившего у западных корпораций контрольный пакет акций за $7,45 млрд. В той же логике можно рассматривать формирование Объединенной авиастроительной корпорации. Выдвинута идея законопроекта, регулирующего доступ иностранного капитала к российским производственным активам.

Во внешнем позиционировании России наблюдались две противоположные тенденции: с одной стороны, налицо продолжение процесса втягивания России в структуры современного мира. С другой — ухудшились отношения России с Западом.

Первая тенденция связана с продолжением процессов, начавшихся давно: почти завершились переговоры о присоединении к ВТО, более или менее успешно прошло председательство в «Большой восьмерке». Следует также отметить и либерализацию валютного регулирования в части движения капиталов, что формально превращает рубль в полностью конвертируемую валюту. Однако эти тенденции пока не стали фактором интеграции России в сообщества развитых рыночных демократий.

Вторая тенденция отражает новейшие проблемы — охлаждение отношений с ЕС, критика политических тенденций развития России как идущих вразрез с принципами демократии. Дополнительные сложности создают четко обозначившиеся в минувшем году намерения России упорядочить свою тарифную политику в отношении цен на энергоресурсы. Попытка перейти на мировые цены в отношениях с партнерами по СНГ вызывает не только недовольство этих стран, но и критику других европейских стран, которые видят в этом и энергетический шантаж бывших союзных республике, и риски для собственной энергобезопасности. Для России особые сложности создаются еще и потому, что в рамках своего председательства в «Восьмерке» в качестве одной из ключевых тем был выдвинут лозунг энергобезопасности — как раз то самое требование, которое, по мнению западных партнеров, подрывается пересмотром тарифов на поставки газа в «ближнее зарубежье».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».