Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ТОРГИ В РОЗНИЦУ"

Продадут ли нефтяники свои бензоколонки?    Сенсацию сотворил глава нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. В эфире одной из ведущих телекомпаний он заявил, что не исключает продажи розничных активов, то есть бензоколонок. «Все очень радуются, когда антимонопольная служба налагает очередные штрафы на нефтяные компании, — посетовал Алекперов. — Однако 90% прибыли формируется в других сегментах бизнеса, поэтому, отказавшись от розничной торговли нефтепродуктами, компания немного потеряет. Мы подумываем о том, чтобы в складывающейся ситуации выйти из топливного бизнеса и продать его частным операторам». Это действительно неожиданное заявление. Ведь долгие годы вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) боролись за контроль над розницей, всеми правдами и неправдами выдавливали от-туда независимых торговцев, и вдруг такой поворот! К чему бы это?
   
ОПТОВЫЙ ФАКТОР  
Сенсация состоит в том, что именно «ЛУКОЙЛ» обладает самой большой розничной сетью в стране и до недавнего времени обзаводился автозаправками чуть ли не по всему миру. Если за словами последуют действия, это не может не отразиться на рынке моторного топлива и, соответственно, на ценах.
   Федеральная антимонопольная служба (ФАС) регулярно предъявляет нефтяникам претензии по поводу монопольно высоких цен, объясняя такое положение прежде всего отсутствием конкуренции. И, как сказал «Профилю» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, комментируя слова Вагита Алекперова, продажа розницы безусловно положительным образом повлияет на розничный рынок в целом, поскольку конкуренция станет выше. Действительно, появление множества новых независимых игроков может ослабить ценовое давление ВИНК. Однако насколько вообще реально такое развитие событий?
   Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что принимать такие заявления всерьез не стоит. Хотя сам он не раз говорил, что разделение бизнеса нефтяников оказало бы благотворное влияние на рынок. «Безусловно, я говорил о том, что если разделить добычу нефти, ее переработку и сбыт нефтепродуктов, то можно будет добиться конкуренции на рынке, но это нереально», — признал Аркуша. Кроме того, по его мнению, вывод розницы из структур ВИНК не даст никакого ценового эффекта, а на качестве, напротив, отразится негативно, поскольку контролировать многих независимых игроков будет гораздо труднее. Евгений Аркуша уточнил, что вообще-то нефтяникам предъявляют претензии в подавляющем большинстве случаев по оптовому сегменту.
   Такого же мнения придерживается и Виталий Грома-дин, аналитик компании «Ар-бат Капитал». По его мнению, уход нефтяников из розницы не будет способствовать решению проблемы. «Розница зависит от оптовых цен нефтеперерабатывающих заводов, которые полностью принадлежат нефтяникам. Под давлением ФАС розница может работать в убыток, но при этом нефтяники будут продолжать получать хорошую прибыль с оптовых продаж», — говорит эксперт. ФАС действительно имеет претензии к нефтяникам преимущественно по оптовому звену, к тому же, по оценкам Виталия Громадина, в настоящее время в России достаточно много независимых АЗС.
   
СТАВКИ СДЕЛАНЫ  
Не исключено также, что нефтяные компании выйдут из розничного бизнеса, но формально, продав бензоколонки подконтрольным структурам. Тогда попросту ничего не изменится. Этот вариант вполне реален. Хотя розница занимает относительно небольшую долю в бизнесе нефтяных корпораций, обременительным этот сегмент никак не назовешь.
   По оценке аналитиков компании «Брокеркредитсервис», в среднем по стране чистая прибыль при продаже бензина составляет 1,38 рубля на литр. Не зря же тот же «ЛУКОЙЛ» годами создавал свою сеть.
   В самой компании говорят, что официальных обсуждений на тему возможной продажи розницы не было, и отказались комментировать высказывания своего шефа. Поэтому адекватно оценить степень серьезности намерений затруднительно. Однако стоит заметить, что слова Вагита Алекперова прозвучали в тот момент, когда правительство взяло вполне определенный курс на то, чтобы выжать из ТЭК налоги по максимуму. В условиях дефицитного бюджета и необходимости финансировать социальные статьи расходов принято решение увеличить налоговую нагрузку, в том числе и на нефтяников. Так, предполагается повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортной пошлины на нефтепродукты. Как и для всех прочих отраслей, будет поднята планка отчислений с фонда оплаты труда в социальные фонды.
   Нефтяники всерьез занервничали. Они говорят о снижении рентабельности бизнеса. Притом, что контролирующие органы предъявляют все более жесткие претензии, которые оборачиваются немалыми штрафами. В то же время им приходится вкладывать крупные финансовые ресурсы в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. В этом контексте слова Алекперова звучат, скорее, как попытка оказать давление на правительство и попытаться отстоять хотя бы часть позиций. Регулирующим органам по большому счету революция на топливном рынке ни к чему. Виктор Марков, старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент», полагает, что слова руководителя «ЛУКОЙЛа» не стоит воспринимать буквально. В свою очередь, государство, по его мнению, не меньше нефтяников заинтересовано в развитии розничного топливного рынка, но при этом есть понимание, что это по силам только ВИНК. Тем не менее на прошлой неделе стали известны предложения Минэкономразвития по изменению экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты на три ближайших года. Суть в том, что ставки будут постепенно выравниваться и в 2013 году на тот и другой вид продукции составят 60% от размера вывозных пошлин на нефть. Сейчас пошлина на светлые составляет более 70% от ставки для нефти, на темные — 40%.
   Как считает Андрей Полищук, аналитик компании «Брокеркредитсервис», «изменения экспортных пошлин на нефтепродукты, безусловно, негативно скажутся на бизнесе тех нефтяных компаний, у которых большие объемы экспорта темных нефтепродуктов. А к таковым можно отнести практически все ВИНК, за исключением, пожалуй, «Башнефти», у которой самые модернизированные заводы».
   По словам эксперта, российские нефтяники отправляют на экспорт более половины производимого мазута. Теперь им придется заняться модернизацией заводов и повышать выпуск светлых нефтепродуктов. Или, может быть, продавать розницу?
   

   Рентабельность АЗС* (руб.)
   В среднем за 12 месяцев в последние годы продается по 1 300 000 литров
   Выручка 21 073 000
   затраты на приобретение гсм 14 846 000
   амортизация 1 085 000
   ФОТ трех сотрудников 1 107 000
   обслуживание технологических систем 600 000
   накладные расходы 600 000
   управление+охрана 360 000
   прочие расходы (свет, отопление) 120 000
   прибыль 2 355 000
   налог на прибыль 565 200
   чистая прибыль (руб.) 1 789 800
   чистая прибыль (руб./л) 1,38
   * Данные — средние по стране с учетом цен на разные марки топлива.
   Источник: компания «Брокеркредитсервис».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK