Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ТОРГОВЛЯ ПО ФАКТУ"

Российский рынок факторинга напрямую зависит от состояния отечественной торговли. Сегодня дела у ритейлеров пошли в гору — оживились и факторы.    Кризис оказал неоднозначное влияние на рынок факторинговых услуг. С одной стороны, рост проблемной дебиторской задолженности заставил игроков ужесточить требования к риск-менеджменту. Зато с другой — подобное «закручивание гаек» привело к тому, что сейчас большая часть факторов ориентируется на крупных поставщиков товаров народного потребления, сотрудничающих с федеральными сетевыми ритейлерами.
   
СКИДКИ С ЦЕНЫ
    «Для привлечения крупных клиентов факторинговым компаниям приходится идти на уступки по цене, — рассказывает руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу, — поэтому сейчас мы видим картину, когда предложение сконцентрировано в одном сегменте, а во всех прочих оно практически отсутствует».
   Снижение тарифных ставок — как положительную тенденцию — отметили все эксперты, опрошенные «Профилем». Однако появление на рынке предложений факторинга под 13-15% годовых многих из них удивило. Так, по мнению директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктора Носова, факторы, предлагающие такие ставки, либо имеют колоссальный избыток ликвидности и готовы работать себе в убыток, либо речь идет о банальной недооценке рисков и отсутствии качественных услуг. «Ведь разница между минимальным факторинговым тарифом и, например, ставкой рефинансирования ЦБ (9,5%. — «Профиль») это не только добавленная стоимость самой услуги, в которую входят управление дебиторской задолженностью, информационно-аналитическое обеспечение, это еще и качественная IТ-инфраструктура, риск-менеджмент, квалифицированный персонал, — поясняет Носов. — Если этого нет, это уже не факторинг, а «русская рулетка» для клиентов».
   В целом, как считает заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф» Александр Федоров, пережив кризис, рынок факторинга стал более зрелым. Это, по мнению эксперта, относится как к факторам, так и к их клиентам: «Среди первых остались только наиболее опытные и устойчивые игроки, предоставляющие клиентам комплексный факторинговый продукт. У вторых же появилось понимание того, чем отличаются предложения различных факторов и из чего строится цена этой услуги. А главное, клиенты научились использовать комплекс факторинговых услуг и не готовы от него отказываться».
   
КОМУ ВЫГОДЕН ФАКТОРИНГ
 
   Привлекательность факторинга очевидна как для самих сетей, так и для их поставщиков.
   Для сетевого ритейла, по словам начальника управления факторинга Газпромбанка Константина Сазонова, это возможность получить оптимальную отсрочку платежа и гарантии того, что поставщик не будет испытывать затруднений с оборотным капиталом и сможет своевременно исполнять свои обязательства по контрактам. Кроме того, использование факторинга позволяет устанавливать минимальные отпускные цены, повышая конкурентоспособность торговой сети.
   «Каждый ритейлер заинтересован в том, чтобы на его полках всегда был качественный товар, вовремя и в необходимом объеме, — дополняет начальник отдела продаж управления факторинга Альфа-банка Елена Траханова. — С учетом того, что сеть постоянно развивается, наращивает обороты, не каждый поставщик может увеличивать свой товарооборот в таком же объеме, работая на условиях отсрочки платежа».
   «В такой ситуации нужно обязательно учитывать специфику российского рынка, — полагает Александр Федоров, — сетевым ритейлерам, даже при всем их нежелании, приходится работать не только с крупными поставщиками, но и с небольшими торговыми компаниями, а зачастую и с индивидуальными предпринимателями, финансовая устойчивость последних оставляет желать лучшего, а это сказывается и на объемах, и на сроках поставок».
   Поставщики, как правило, обладают ограниченными ресурсами и не могут предоставлять отсрочку более чем на определенный срок. «С помощью факторинга можно профинансировать поставщика, добавив ему оборотных средств за счет денег фактора, — продолжает тему генеральный директор Русской факторинговой компании Елена Гладких. — Тем самым сеть получает желаемую отсрочку, а поставщик — живые деньги в срок».
   «В условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам для поставщиков сетей, зачастую представителей малого и среднего бизнеса, факторинг — это действительно золотая жила, — уверен Корнелиу Робу. — Работая по классическому факторингу с сетью, поставщик получает оплату отгружаемого товара в размере до 90% от суммы поставки по факту поставки, ликвидируя тем самым кассовый разрыв».
   А поскольку договор факторинга бессрочный, то поставщики имеют возможность увеличивать объемы отгрузок в сети в высокий сезон и снижать их в низкий, получая средства в том объеме и на тот срок, который им необходим. По словам Виктора Носова, факторинг имеет черты трехсторонней сделки, что повышает прозрачность взаимоотношений между поставщиком и торговой сетью: банк, заключивший договор факторинга с поставщиком, становится де-факто третьей стороной в сделках купли-продажи, контролируя и управляя процессом оплаты поставок в рамках сделок.
   
ИНИЦИАТИВА НЕ НАКАЗУЕМА
    Основных схем взаимодействия по факторингу между сетями и их поставщиками две: факторинг с регрессом и без регресса. Все остальное, по словам Виктора Носова, это так называемые маркетинговые производные. В любом случае поставщик заключает договор факторинга с банком, а договор поставки — с сетью.
   «В большинстве случаев сети проявляют интерес к факторингу тогда, когда по тем или иным причинам возникает угроза прекращения поставок и появления пустых полок, — резюмирует заместитель начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Геннадий Золкин. — Такие ситуации возникают либо в случае ухудшения финансовых возможностей поставщиков, когда они просто физически не могут закрывать дыры при отсрочке платежа, либо в случае неуверенности поставщиков в платежеспособности ритейлера».
   Хотя инициатива ритейлера — это все еще большая редкость. «Такое может быть, если ритейлер работает с эксклюзивными поставщиками, диктующими свои условия, которые, как правило, в первую очередь касаются предоплаты или оплаты по факту отгрузки, — уточняет Корнелиу Робу. — Предложив такому поставщику факторинг, сеть удовлетворяет желание поставщика по срокам оплаты поставок, но также получает необходимую ей отсрочку платежа». Другой, но более редкий сценарий — действительно партнерские отношения сети и ее поставщиков, когда каждая из сторон торговых отношений стремится соблюсти паритет интересов, предполагая долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.
   «Есть порой некоторые «неудобства», связанные со сложной и емкой организационной структурой сетей, что затягивает сроки приемки товара и оформления отгрузочных документов», — говорит заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Лягин. Этот фактор, по мнению эксперта, негативно сказывается в первую очередь на поставщиках, так как факторы обычно финансируют поставщика только после документального подтверждения факта поставки товара. Вместе с тем Сергей Лягин каких-то неразрешимых проблем для использования факторинга при осуществлении поставок в сети не видит.
   {PAGE}

   Что вы можете предложить сетям и их поставщикам?
   ЭКСПЕРТЫ
   КОРНЕЛИУ РОБУ,руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании:
   «Месяц назад мы запустили первый в России продукт «Закупочный факторинг», работающий по принципу win-win — когда обе стороны приобретают выгоду в равной степени. Особенно это актуально сейчас, когда вопрос размера коммерческого кредита и его срока стоит для покупателей особенно остро. Но поставщик находится в не менее сложных условиях, нередко испытывая даже большие сложности с привлечением денежных ресурсов. «Закупочный факторинг» — инструмент соблюдения в данном случае принципа паритета интересов. Схема работы предполагает выплату финансирования поставщику в размере 100% от суммы поставки по факту приемки товара покупателем. Финансирование выплачивается на срок отсрочки платежа, который поставщик предоставляет покупателю. Таким образом, сотрудничество в рамках продукта «Закупочный факторинг» позволяет покупателю быть уверенным, что в период, когда он пользуется коммерческим кредитом, его поставщик не будет испытывать проблем с денежными ресурсами, получая их на это время от нас. Причем стоимость этих ресурсов несколько ниже, чем при обслуживании по классической схеме факторингового финансирования, поскольку при данной схеме сотрудничества у фактора существенно меньше затрат на работу с обеспечением».
   ВИКТОР НОСОВ,директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка:
   «Торговым сетям и их поставщикам мы предлагаем финансовую помощь и методологическую поддержку в работе с отсрочками платежа, в повышении конкурентоспособности, в увеличении и ускорении товарного и финансового оборота. Использование факторинга в сетевой рознице имеет всего два ограничения — это платежная дисциплина контрагентов и потребительский спрос. Все прочие барьеры помогает преодолеть факторинг. Поставщикам факторинг помогает в решении вопросов входа в сеть, участия в маркетинговых акциях, выпуска продукции под торговыми марками сетей (private label). Более того, в Промсвязьбанке при отгрузках товаров в адрес торговых сетей действуют пониженные ставки факторингового тарифа, что обеспечивает поставщику экономию порядка 3-5% годовых. Торговым сетям факторинг помогает стимулировать ключевых поставщиков к увеличению объемов отгрузок в высокий сезон без использования механизма предоплаты».
   АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВ, заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф»:
   «Для поставщиков мы разработали уникальные условия работы. Это касается специальных предложений по работе с сетями. Для таких поставщиков мы открываем неограниченные лимиты. Мы понимаем, что при работе с сетями поставщик, как правило, имеет минимальную наценку, и для таких компаний у нас специальные ценовые условия. Мы предоставляем поставщикам возможность финансирования поставок практически во все региональные и федеральные сети. Зная, как работает та или иная сеть, мы подстраиваем наши механизмы непосредственно под нее. Это касается и работы по отслеживанию размеров бонусов сети, и правил подписания уведомлений, а также учета и распределения поступающих от сети платежей».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK