11 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ТРЕБУЕТСЯ "СТРАТЕГ""

Архивная публикация 2010 года: "ТРЕБУЕТСЯ "СТРАТЕГ""

Что стоит за возможным обменом акциями автомобильных компаний России и Франции. Тридцатого июня в Жуковском на выставке машиностроительной продукции премьер Владимир Путин предложил французскому правительству сделку по обмену акциями: госпакет АвтоВАЗа на госпакет Renault или хотя бы его часть. Ответа пока не последовало. Как учит история, заглянуть за кулисы обмена акциями крупных компаний всегда интересно, достаточно вспомнить ТНК-ВР или проект слияния ЮКОСа с "Сибнефтью", к которому должны были присоединиться американские компании. Что на кону в этот раз?

Что стоит за возможным обменом акциями автомобильных компаний России и Франции. Тридцатого июня в Жуковском на выставке машиностроительной продукции премьер Владимир Путин предложил французскому правительству сделку по обмену акциями: госпакет АвтоВАЗа на госпакет Renault или хотя бы его часть. Ответа пока не последовало. Как учит история, заглянуть за кулисы обмена акциями крупных компаний всегда интересно, достаточно вспомнить ТНК-ВР или проект слияния ЮКОСа с "Сибнефтью", к которому должны были присоединиться американские компании. Что на кону в этот раз?

О ПОЛЬЗЕ ДОЛГОВ
АвтоВАЗ для российского правительства что чемодан без ручки - нести тяжело, а бросить жалко. Тему конкурентоспособности его продукции экономисты давно и безвозмездно уступили сатирикам. Доля АвтоВАЗа в продажах новых автомобилей в России постоянно снижается: в 2010 году, по прогнозам самого предприятия, она будет колебаться на уровне 30%, притом что еще в 2003 году составляла 63%. Слабым утешением может быть только то, что прогнозируемые 30% - это все-таки немного выше 25-27% в 2008-2009 годах. В конкуренции с иностранными компаниями, в том числе разместившими свои производства в России, АвтоВАЗ ведет исключительно оборонительные бои.
Но Волжский автозавод - это даже не градо-, а регионообразующее предприятие. И социальную ответственность за него несет государство. И имен-но поэтому правительство не устает предоставлять АвтоВАЗу финансовую помощь. Специально для него в разгар кризиса была разработана схема предоставления 28 млрд рублей на обеспечение горящих платежей. Эти миллиарды завод получил не в виде рыночного кредита, с условиями погашения которого заведомо бы не справился, а через госвливание в уставный капитал "Ростехнологий". А уж госкорпорация в мае 2010 года по-матерински предоставила их в ссуду автогиганту со спущенными колесами.
В результате долг АвтоВАЗа перед "Ростехнологиями" в настоящее время составляет порядка 65 млрд рублей. Общая кредитная задолженность предприятия чуть меньше 38 млрд рублей, правда, завод сумел договориться с бан-ками-кредиторами о реструктуризации. Немалую роль при этом сыграло утверждение правительством в марте 2010 года антикризисного бизнес-плана АвтоВАЗа. Теперь завод рассчитывает на очередной заем в 24 млрд рублей.
Развитие событий живо напоминает анекдот про долгоносика, который съел посевы на 10 га, после чего решили засеять еще столько же - пусть подавится. В прошлом году убыток АвтоВАЗа по РСБУ вырос до 38,5 млрд рублей против 6,7 млрд рублей в 2008 году, а выручка снизилась на 47%, до 84,2 млрд рублей, поэтому дальнейшее нарастание долгов неизбежно. Понятно, что надо искать выход. Его подсказали именно долги.

АВТОПРОМ СТОИТ МЕССЫ
Чем же могут помочь долги? В правительстве поняли: российский автопром без стратегических иностранных инвесторов окончательно загнется. И первое решение, обусловленное прежде всего социально-политическими, а не экономическими соображениями, состоит в том, что АвтоВАЗ должен жить, второе - в том, что АвтоВАЗу нужен стратегический иностранный инвестор, который определял бы его технологическую и коммерческую политику. Без второго решения первое повисает в воздухе.
При чем же здесь долги? Очень даже при чем. АвтоВАЗ фактически имеет лишь один способ их погасить - конвертировать в акции. Допэмиссия готовится с прошлого года. Сегодня "Ростехнологиям", "Тройке Диалог" и Renault-Nissan принадлежит по 25%+1 акция АвтоВАЗа. По законам арифметики допэмиссия, затеянная с целью конвертации в акции долгов, должна увеличить долю кредитора - "Ростехнологий", - а долю оставшихся акционеров размыть. Но в экономике помимо арифметических действуют и другие законы. Доля "Ростехнологий" действительно должна вырасти примерно до 40%, но доля Renault-Nissan, если верить российским чиновникам, снизиться никак не должна.
О том, как можно посрамить арифметику, рассказал глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов: при внесении технологий и оборудования на сумму 240 млн евро доля Renault в АвтоВАЗе не будет размыта. По словам Чемезова, компания Renault к технологическому трансферу готова.
А это и есть связка долгов с приходом стратегического инвестора. Пока, по оценке главы российского подразделения Renault Кристиана Эстева, можно перевести в Тольятти производство Renault Logan и Sandero (выпускаются на московском Автофрамосе, возможности которого ограниченны). Он подчеркнул: "Если бы у Игоря Комарова (президента АвтоВАЗа. - "Профиль") бы-ли планы перевести какую-то часть производства Logan на АвтоВАЗ, я был бы очень рад, потому что мне нужен этот автомобиль". Возможно, технологический трансфер на АвтоВАЗ облегчит этот перевод.
Но российский стратегический замысел гораздо шире. "Ростехнологии" согласны увеличить пакет Renault в АвтоВАЗе до контрольного. "Мы готовы это сделать, но не готова Renault", - говорит Сергей Чемезов. Объяснение: "У них нет денег".
Теперь становится понятно предложение Владимира Путина: мы "даже готовы обменяться определенными пакетами и с правительством Франции на небольшой процент в самом Renault, мы это обсуждали совсем недавно. Это была бы любопытная, мощная кооперация". Если у Renault нет на АвтоВАЗ денег, вот выход: обмен госдолями, российской в АвтоВАЗе - на французскую в Renault. И не важно, что, если взвесить капитализацию двух компаний, российская госдоля в АвтоВАЗе не потянет и на 2% в Renault. Важно, во-первых, обеспечить получение современных технологий и оборудования; во-вторых, показать политическую заинтересованность в наращивании доли Renault в АвтоВАЗе вплоть до контрольной. "Политическая заинтересованность" имеет конкретную цену. Раз вопрос поднимается на уровень выше хозяйствующих субъектов, возможна увязка с такими вопросами, как, например, облегченный доступ французских компаний к российским энергоресурсам. И такой вариант может скрываться за словами "любопытная, мощная кооперация".
Если же подводить итог, то можно сказать следующее: правительство на-щупало некое типовое решение - иностранный технологический контроль на крупнейших предприятиях в отрасли. Оно применимо не только в автопроме. Это и есть международный опыт проведения модернизации.

Привлечение иностранцев для спасения крупных предприятий
Первое решение, обусловленное прежде всего социально-политическими, а не экономическими соображениями, состоит в том, что АвтоВАЗ должен жить, второе - в том, что АвтоВАЗу нужен стратегический иностранный инвестор, который определял бы его технологическую и коммерческую политику. Без второго решения первое повисает в воздухе.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».