19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Ударники полевого труда"

Архивная публикация 2005 года: "Ударники полевого труда"

В России прошел V Международный чемпионат по гольфу среди любителей. За право выйти в финал соревновалась российская элита — бизнесмены, банкиры и политики. Тем временем во многих странах гольф превращается в игру дворников, студентов и безработных.B нашей стране гольф появился в 1987 году, когда знаменитый в прошлом шведский хоккеист Свен Юхансон по прозвищу Тумба открыл в Москве первый частный и, стало быть, закрытый гольф-клуб. С тех пор почему-то считается, что этот вид спорта в России развивается стремительно. Видимо, столь смелое утверждение основано лишь на подсчете потенциальных, а не действующих игроков: по разным оценкам, заниматься гольфом у нас хотят от 100 тыс. до полумиллиона человек. В реальности же клюшками машут лишь около 5 тыс. игроков.

В России прошел V Международный чемпионат по гольфу среди любителей. За право выйти в финал соревновалась российская элита — бизнесмены, банкиры и политики. Тем временем во многих странах гольф превращается в игру дворников, студентов и безработных.B нашей стране гольф появился в 1987 году, когда знаменитый в прошлом шведский хоккеист Свен Юхансон по прозвищу Тумба открыл в Москве первый частный и, стало быть, закрытый гольф-клуб. С тех пор почему-то считается, что этот вид спорта в России развивается стремительно. Видимо, столь смелое утверждение основано лишь на подсчете потенциальных, а не действующих игроков: по разным оценкам, заниматься гольфом у нас хотят от 100 тыс. до полумиллиона человек. В реальности же клюшками машут лишь около 5 тыс. игроков.

Так что Россия является аутсайдером гольф-индустрии. В нашей необъятной стране есть только 2,3 гольфполя: Le Meridien Moscow Country Club в подмосковном Нахабино, Московский городской клуб да поле на 6 лунок под Санкт-Петербургом (стандартное гольф-поле состоит из 18 лунок), которое давно планируют сделать полноценным. В ближайший год должны открыться еще несколько клубов — в Подмосковье (на Рублево-Успенском шоссе, в Тестово и Пирогово), в Санкт-Петербурге, Казани и Сочи. На них смогут играть около 7 тыс. новых игроков. Однако до Америки нам все равно будет еще очень далеко: там более 150 тыс. полей, на которых играют около 28 млн. человек.

В мировой гольф-индустрии вращается около $2 трлн. Но, по словам гендиректора Московского городского гольф-клуба Александра Ярунина, на долю России из этих денег не приходится даже 1%.

Широка страна моя родная

Одного только поля с лунками для гольфа недостаточно. Любой приличный клуб должен располагать огромной инфраструктурой — гостиницами, ресторанами, саунами, парковками для машин, клаб-хаусом. Все это содержится на самом высоком уровне, поскольку членами клуба являются люди состоятельные и статусные. В гольф играют видные политики, предприниматели, главы государств, члены королевских семейств, звезды шоу-бизнеса. Между лунками порой решается судьба компаний и заключаются миллионные контракты. В нашей стране отправить в полет мячик любят мэр Москвы Юрий Лужков, его супруга, глава компании «Интеко» Елена Батурина, вице-президент Альфа-банка Александр Гафин, адвокат Александр Добровинский, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент компании «ТрансТелеКом» Сергей Липатов, сенатор Сергей Лисовский, министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев и другие уважаемые люди.

Строительство гольф-клубов по всему миру сдерживают в основном географические условия. Для полей необходим большой естественно-ровный природный ландшафт, который можно найти не везде. Рассчитывая привлечь состоятельных туристов, поля для гольфа сейчас активно строят Турция, Греция, Испания. Наиболее бурно развивает гольф Китай. В этой стране продвижению этого вида спорта оказывается государственная поддержка.

В России, в отличие от Европы, свободных и ровных полей — не перечесть. Чуть ли не в каждой деревне можно сделать свое поле для гольфа. Тем обиднее главам гольф-клубов, что в России эта игра малодоступна даже для избранных. «У нас нет традиций, корней, понимания игры. Отсюда — отсутствие должных инвестиций» — так объясняет Ярунин, почему предприниматели не спешат превращать посевные площади в площадки для игры в гольф.

Продажи на поле для гольфа

Крупные компании, предлагающие элитные продукты, пока осмеливаются лишь спонсировать любительские турниры для гольфа. Так, спонсорами любительского гольфа выступают автоконцерн BMW и международная платежная система Diners Club International. BMW уже 19 лет разыгрывает кубок среди непрофессионалов в 42 странах, в том числе (с 2001 года) и в России. Diners подключился к лункам и клюшкам 13 лет назад. Помимо прямых финансовых вливаний компания, по словам первого вице-президента Diners Club Russia Натальи Роговой, готовит к выпуску особые пластиковые карты для гольфистов со специальным пакетом услуг. Правда, бывалые гольфисты говорят: чтобы получить карточку Diners и доступ в известные гольф-клубы, надо положить на счет не менее $10 тыс. BMW тратит на гольф в мире около 20 млн. евро в год, Diners — 16 млн. евро.

Экономически это оправдано: продукция рекламируется лишь среди потенциальных клиентов. «Из 90 млн. гольфистов в мире примерно 27 млн. — потенциальные покупатели автомобилей класса премиум. Из них 4,2 млн. желают купить именно машины BMW. Концерн продает в год 1,8 млн. автомобилей. Есть куда стремиться», — объясняет свой интерес к гольфу гендиректор BMW Russland Trading Кристиан Кремер.

Клюшка — орудие пролетариата

Несмотря на огромные мировые обороты индустрии и помощь серьезных спонсоров, игра, которую, по легенде, 600 лет назад придумали шотландские пастухи и в которой 250 лет не менялись правила, сейчас переживает кризис. С одной стороны, ей хочется оставаться элитной, с другой — появилась необходимость стать общедоступной, какой она уже практически является в Америке, где существуют относительно недорогие общественные гольф-поля. Элита общества в гольф играет уже давно, а среди других слоев населения спрос быстро растет. Но если в гольф начнут играть все подряд, то затраты на дорогое оборудование и шикарные клаб-хаусы могут оказаться бессмысленными. Парадокс: имидж элитарной игры мешает индустрии гольфа расширяться, но он же позволяет ей жить.

Ведь каждый игрок в гольф, помимо всего прочего, хочет еще и почувствовать себя избранным, приобщиться к элите. Возможно, именно поэтому во всем мире игроками сейчас становятся самые разные люди. В Шотландии, например, если верить рассказам гольфистов, в гольф играют даже дворники. В этой стране существует закон, по которому клубы обязаны пускать на поле даже безработных, причем бесплатно. На полях США катают шарики не только студенты престижных университетов и колледжей, но все чаще и простые школьники. Россия с ее просторами пока идет своим, особым путем.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».