8 мая 2024
USD 91.12 -0.19 EUR 98.31 -0.17
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "В ПОЛЬЗУ НЕБЕДНЫХ"

Архивная публикация 2010 года: "В ПОЛЬЗУ НЕБЕДНЫХ"

Как совместить запросы казны и интересы "нефтянки"? У Минэнерго есть полтора месяца, чтобы склонить Минфин к снижению налогов на отрасль. Недавно глава Министерства энерге-тики Сергей Шмат-ко на выездном правительственном совещании в Самаре презентовал генеральную схему развития нефтяной отрасли на период до 2020 года. Если быть точным, то схем целых три: под одну заложены "инерционные" сценарные условия, под другую - "максимальные", наконец, третий сценарий назван "целевым", значит, на него отрасль и будут ориентировать. Как и положено основополагающему отраслевому документу, там расписано, на какой уровень добычи нефтяники должны выйти за десять лет, каким должен быть объем переработки и при каких условиях казна получит от отрасли максимальные финансовые потоки. А вот основной базой для достижения успеха, как следует из плана и речи министра, может стать только налоговая политика. Кто бы сомневался? Нефтяники, как, впрочем, компании любой другой отрасли, считают, что правительство смотрит на них лишь как на дойную корову.
Поскольку речь идет о главном доноре бюджета - нефтяники обеспечивают 44% его доходов - правительство не может просто сказать "нет" на призывы снизить нагрузку. Ведь в противном случае добыча начнет падать, а вместе с ней и поступления в казну. Налоговое бремя сейчас, по оценкам министерства, тянет примерно на 70-73% выручки, сами нефтяники и вовсе называют 80%, и руководство отрасли считает, что его нужно облегчить хотя бы до 65%. Судя по высказываниям премьер-министра в Самаре, правительство готово подумать об этом предметно. Но при этом Владимир Путин велел Сергею Шматко самому договариваться с Алексеем Кудриным.

Как совместить запросы казны и интересы "нефтянки"? У Минэнерго есть полтора месяца, чтобы склонить Минфин к снижению налогов на отрасль. Недавно глава Министерства энерге-тики Сергей Шмат-ко на выездном правительственном совещании в Самаре презентовал генеральную схему развития нефтяной отрасли на период до 2020 года. Если быть точным, то схем целых три: под одну заложены "инерционные" сценарные условия, под другую - "максимальные", наконец, третий сценарий назван "целевым", значит, на него отрасль и будут ориентировать. Как и положено основополагающему отраслевому документу, там расписано, на какой уровень добычи нефтяники должны выйти за десять лет, каким должен быть объем переработки и при каких условиях казна получит от отрасли максимальные финансовые потоки. А вот основной базой для достижения успеха, как следует из плана и речи министра, может стать только налоговая политика. Кто бы сомневался? Нефтяники, как, впрочем, компании любой другой отрасли, считают, что правительство смотрит на них лишь как на дойную корову.
Поскольку речь идет о главном доноре бюджета - нефтяники обеспечивают 44% его доходов - правительство не может просто сказать "нет" на призывы снизить нагрузку. Ведь в противном случае добыча начнет падать, а вместе с ней и поступления в казну. Налоговое бремя сейчас, по оценкам министерства, тянет примерно на 70-73% выручки, сами нефтяники и вовсе называют 80%, и руководство отрасли считает, что его нужно облегчить хотя бы до 65%. Судя по высказываниям премьер-министра в Самаре, правительство готово подумать об этом предметно. Но при этом Владимир Путин велел Сергею Шматко самому договариваться с Алексеем Кудриным.

ТО ЖЕ - В ПРОФИЛЬ

По сравнению с 1990-ми, когда добыча нефти составляла 305-318 млн тонн в год, сегодняшние 500 млн тонн выглядят совсем неплохо. Одна загвоздка: 80% запасов промышленных категорий находится в уже разрабатываемых месторождениях с развитой производственной инфраст-руктурой. На вовлечение в ра-зработку новых месторожде-ний потребуются значительные вложения - это фи-нансирование доразведки, ос-воение и строительство новой производственной инфраструктуры. К тому же, по словам Сергея Шматко, при сегодняшней налоговой системе нерентабельны для раз-работки 90% запасов новых и 30% запасов уже разрабатываемых месторождений. Более того, если бы не была применена льготная ставка экспортной пошлины для нефти с Ванкорского, Талаканского и Верхнечонского месторождений, то вряд ли возможно было изменить сни-жающийся тренд добычи на растущий. Темпы снижения добычи составили бы в таком случае 0,6% в год. Нефть у нас вроде пока есть. Разведанные и предварительно оцененные (АВС1 + С2) запасы нефти в размере 22 млрд тонн могут обеспечить сегодняшний уровень добы-чи на ближайшие 40 лет. Однако крупнейшие мировые аналитические агентства оце-нивают наши запасы по меж-дународной классификации в два раза ниже - 10 млрд тонн. Это объясняется тем, что за рубежом в расчет принимаются только экономически обоснованные и целесообразные к разработке запасы в рамках действующего налогового режима. Такая оценка стала еще одним аргументом Минэнерго, что и продемонстрировала генсхема.
"Максимальный" сценарий можно было бы назвать нулевым - и по сути, и по жиз-неспособности. Он базируется на нулевой налоговой нагрузке, хотя такую перспективу нельзя рассматривать всерьез. В этом случае накопленная за десять лет добыча составила бы 6 млрд тонн. Возможно, этот вариант представили для контраста с инерционным, при разработке которого в расчет принималась нынешняя налоговая нагрузка. При таких условиях накопленная добыча составит к 2020 году 5 млрд тонн при снижении годовых уровней до 395 млн. Ну и золотая середина - "целевой" сценарий или, как говорят в Минэнерго, профиль. Этот сценарий предполагает стабилизацию ежегодной добычи нефти на нынешнем уровне - 500-505 млн тонн, - что к 2020 году даст суммарный объем 5,6 млрд тонн. Как отметил Сергей Шматко, расчеты основываются на действующих прогнозах цен на нефть, а также на условии, что общая налоговая нагрузка на нефтяников снизится с нынешних 70-73% до 65%.
Владимир Путин, признав, что за десять лет в отрасль необходимо вложить до 8,6 трлн рублей, признал и необходимость поменять налоговый режим. На какой именно, он примерно обрисовал: облегченное бремя в начальный период, а выйдя на пик добычи, компании должны вернуть недополученное бюджетом. На завершающей стадии, фискальная нагрузка должна быть снова снижена. Среди других возможных мер - продление льгот для труднодоступных месторождений, специальный фискальный режим для новых и при этом налог на сверхприбыль. Минфин же и Минэнерго в ближайшее время должны найти "аккуратный баланс" интересов бюджета и отрасли. "Думаю, до конца года их (налоги и сборы. - "Профиль") на уровне ведомств нужно согласовать", - распорядился председатель правительства. В Госдуму же соответствующие законопроекты должны попасть летом следующего года. Осталось узнать, что по этому поводу думают в Минфине. В финансовом ведомстве комментировать этот вопрос отказались, а в Минэнерго заявили, что "в настоящее время концепция новой модели налогообложения нефтяной отрасли только формируется и находится на стадии обсуждения и согласования с другими ведомствами".

ХИТРАЯ КОНФИГУРАЦИЯ

©

Подавляющее большинство экспертов согласны с нефтяниками, что налоговая нагрузка действительно чрезмерно высока. "Экспортные пошлины составляют почти 50% от мировых цен на нефть, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) достигает примерно 17,5% от мировых и около 45% от внутренних цен на нефть, - говорит начальник аналитического отдела компании "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. - Баланс, конечно, найти трудно, тем более в условиях дефицита бюджета. Но все же налоговая система должна быть изменена таким образом, чтобы компании были заинтересо-ваны в инвестировании в но-вые месторождения и поддержании уровня добычи на старых с высокой долей выработки". По мнению эксперта, льготный режим по НДПИ и пошлинам на первые несколько лет добычи на новых месторождениях должны стать стандартом для новых проектов, особен-но в регионах с неразвитой инфраструктурой. В этом слу-чае компании смогут компенсировать затраты с помощью налогов, а после выхода месторождений на плановый уровень добычи - вернуть в бюджет выпавшие доходы.
По мнению же Тимура Хай-руллина, заместителя началь-ника аналитического отдела ИК "Грандис Капитал", целесообразнее вариант, когда размер отчислений увязыва-ют не только со стадией разработки, но и с прибыль-ностью проекта: менее выгод-ное месторождение - меньше ставка. "Такая, более гибкая система позволит вовлечь в разработку широкий круг месторождений и увеличить добычу, что в конечном итоге приведет к росту налоговых отчислений в бюджет", - говорит эксперт.
Сами нефтяники сходятся на том, что налоговая нагрузка должна быть не ни-же средневзвешенной стоимости капитала нефтяных компаний, и, самое главное, налоги должны быть привязаны к финансовым результатам недропользователей, а не к объемам добычи и экспорта.
Поэтому, как сказали "Профилю" в "ЛУКОЙЛе", НДПИ стоит заменить на на-лог на дополнительный доход (НДД), а экспортные пошлины снизить. НДД дол-жен рассчитываться на ос-нове суммы доходов от продажи нефти за вычетом операционных расходов (без амортизации) и капитальных затрат. Таким образом инвестиционная фаза проекта и получит налоговое послабление.
Дело не в том, что нефтяные компании вдруг стали нуждаться в сочувствии и поддержке по причине финансовой несостоятельнос-ти. Их рентабельность по чистой прибыли составляет целых 15-18%, а в переработке дела еще лучше. По словам Сергея Шматко, в 2008 году маржа среднего российского НПЗ составляла $15 на баррель, что в 2-3 раза превышало маржу западных гораздо более технологичных коллег.
Как отмечают эксперты, в некоторых странах маржа со-ставляет $0,3 за баррель. Ана-литики объясняют это тем, что в той же Европе нефть приходит на завод по цене $75 за баррель, а в России - по $30 (минус пошлина и транспортные расходы). Но заставить частные компании, да и менеджмент, получающий зарплату и бонусы в государственных структурах, работать себе в убыток, невозможно. Если налоговая система не будет стимулировать разработку новых месторождений, значит, добыча будет падать.
Сейчас непросто понять, на-сколько реалистичны рас-четы Минэнерго, озвученные Сергеем Шматко в Са-маре. Казалось бы, все просто, нужно лишь суммиро-вать прогнозные цифры са-мих нефтяников. Однако, как выясняется, далеко не у всех компаний есть соответствую-щие оценки. Так, ни в "Баш-нефти", ни в "Сургутнефтегазе", ни в "Роснефти", ни в ТНК-ВР "Профилю" не смогли предоставить такие данные.
Лишь в "Газпром нефти" заявили, что к 2020 году пла-новый уровень добычи по всей группе компаний составит 100 млн тонн нефтя-ного эквивалента, что почти в два раза больше пока-зателей 2009 года. А в "ЛУКОЙЛе" сказали, что сегодняшняя редакция стратегии развития компании предусматривает снижение добычи нефти в традиционных регионах на 4% к 2019 году. Хотя за счет ввода новых месторождений компания пла-нирует увеличить добычу неф-ти в России к 2019 году до 97 млн тонн. Нет ничего удивительного, что нефтяники не торопятся делать прогнозы даже по своим месторождениям. Все опять же упирается в неясность с перспективами налогового режима. К тому же власть порой ведет себя непоследовательно: достаточно вспомнить историю с предоставлением льгот на экспортные пошлины для нефти с месторождений Восточной Сибири, которые то дают, то отнимают.
{PAGE}
В конце прошлого года премьер-министр Владимир Путин подписал постановление об обнулении с 1 декабря экспортной пошлины на нефть, добываемую на 13 месторождениях Восточной Сибири. Тогда говорилось, что минимальный срок действия нулевой экспортной пошлины может составить 3-7 лет, однако, точные сроки определены не были. Аналитики отмечали, что "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" в случае продления нулевых пошлин на ближайшие три года смогли бы сэкономить около $6 млрд и $3 млрд соответственно. Однако весной в дело вмешалось ведомство Алексея Кудрина. И пошлины стали устанавливаться ежемесячно. Если же вспомнить, что к 2012 году НДПИ для нефтяников будет увеличен на 6,5%, а через год еще на 5,4%, то очевидно, что говорить о снижении налогового бремени не приходится. Если не будет найден баланс между интересами казны и нефтяников, через десять лет стоит ожидать не роста, а падения добычи до 395 млн тонн в год - по "инерционному" сценарию. По оценкам Максима Шеина, при текущих мировых ценах на нефть на уровне $80 за баррель потери бюджета от сокращения поступлений НДПИ составят $11 млрд, экспортных пошлин - $31 млрд. Из-за недополученного от нефтяников налога на прибыль бюджет "похудеет" еще на $2 млрд. Таким образом казна может распрощаться со своей пятой частью.

ПОБОЛЬШЕ БЕНЗИНА, ПОМЕНЬШЕ МАЗУТА
Ключевыми проблемами нефтепереработки сегодня являются устаревшие технологии и отсутствие инвестиций в увеличение глубины и качества переработки. В случае реализации всех заявленных нефтяными компаниями проектов модернизации общий объем переработки в стране увеличится более чем на 15%, значительно вырастет производство бензина и дизеля, а объем мазута сократится более чем вдвое. Сейчас мазут занимает 30% в корзине продуктов нефтепереработки, 70% его экспортируется в Европу.

ПЛАНЫ...
По оценкам Минэнерго, для реализации генсхемы по целевому варианту потребуется 8,643 трлн рублей инвестиций. Это позволит обеспечить налоговые поступления в бюджет от добычи нефти в размере $1150 млрд, от нефтепереработки - $380 млрд. Целевой вариант предполагает к 2020 году обеспечить уровень добычи жидких углеводородов в объеме 505 млн тонн, достигнуть глубины переработки нефти в размере 85% при сохранении объемов переработки на уровне 230-240 млн тонн.

…И ПРОЕКТЫ
Среди крупнейших инфраструктурных проектов, которые предстоит реализовать, строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", вторая очередь Балтийской трубопроводной системы, нефтепроводы Самотлор-Пурпе и Заполярье-Пурпе, проекты по освоению новых нефтя-ных провинций, прежде всего, в Восточной Сибири, на Ямале, Каспии и арктическом шельфе.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».