7 мая 2024
USD 91.31 -0.38 EUR 98.47 -0.09
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "В пролете"

Архивная публикация 2005 года: "В пролете"

На мокрых осенних дорогах самая распространенная причина аварий — аквапланирование автомобилей. Окаких только чудесах не рассказывают водители. Например, что машины могут летать и планировать. Однако ничего невероятного в этом нет, если иметь в виду, что происходят эти чудеса на скользких дорогах.

Ученые МАДИ установили, что слово «скользко» у большинства водителей ассоциируется с льдом, укатанным снегом, мокрой плиткой, но только не с проезжей частью в дождь. Объясняется это психофизиологическими особенностями восприятия человека. Исследования показывают, что, выбирая скорость на мокрой дороге, водители не ориентируются ни на сцепные качества шин, ни на степень изношенности дорожного покрытия. Причем отличить скользкий участок дороги от нескользкого визуально сложно. Существенную роль тут играет и то, что коэффициент сцепления на мокрых дорогах, в отличие от гололеда, где он постоянен, может колебаться от 0,75, как на сухом асфальте, до 0,15, как на льду, и зависит во многом от изношенности поверхности дороги. Проехав на большой скорости по мокрому, но шероховатому участку, водитель полагает, что может двигаться так и дальше, пока не оказывается на гладком асфальте. Тут-то и происходят чудеса. Установлено также, что коэффициент сцепления на мокрых дорогах резко падает с ростом скорости: до 0,3 и ниже при 80—90 км/ч даже на самых современных и качественных шинах.

Водитель «десятки» ехал по загородной дороге в сильный дождь. Вода стояла на дороге довольно высоко. Впереди в шлейфе водяного облака на скорости 80—90 км/ч двигался трейлер. Водитель «десятки» решил его обогнать, поскольку дорога имела еще одну полосу для движения в том же направлении, а вылетавшая из-под колес трейлера вода мешала обзору. Он перестроился и пошел на обгон. И в этот момент, по его рассказу, почувствовал нечто похожее на невесомость. Одновременно автомобиль потянуло влево. Водитель инстинктивно подправил руль в правую сторону и похолодел от ужаса: машина не слушалась. Разъединились тяги, подумал он. Тем временем машина уже пересекла осевую и шла в лоб встречному автомобилю. Водитель «десятки» еще раз вильнул и ударил по тормозам. Машину окончательно развернуло боком навстречу джипу. Так действует гидроскольжение, или аквапланирование. Вода, стоящая на дороге, образует перед вращающимися на большой скорости колесами клин, который в конце концов отрывает колесо от дороги и делает машину неуправляемой. Для грузовиков такого явления практически не существует, а для легковых — вполне вероятно уже на скорости 70 км/ч. Потеря управления происходит внезапно и длится 1—2 секунды, за которые машина на скорости 80—100 км/ч успевает преодолеть 20—50 м. Вот почему при скоплении воды на дорогах скорость движения не должна превышать 70 км/ч при любых обстоятельствах. И если обгон с такой скоростью невозможен, то лучше от него отказаться. Специалисты советуют: двигаясь в дождь по мокрой дороге, надо чуть водить рулем из стороны в сторону, чтобы мгновенно уловить момент потери управления и тут же сбросить скорость. А если «невесомость» уже возникла, то для ее прекращения достаточно, не меняя положения руля, снять ногу с педали газа. Аквапланирование тут же прекратится. Полезно также ездить на шинах с активным V-образным рисунком протектора, в котором много мелкой нарезки, и следить за износом протектора.

По данным МАДИ, не менее половины всех дорог в стране во время дождя становятся опасными для движения. Конечно, за изношенный асфальт и воду, скапливающуюся на поверхности проезжей части, должны отвечать эксплуатационные дорожные службы, но доказывать тут свою правоту крайне трудно. Проще ограничивать скорость передвижения: тише едешь — дальше будешь.

На мокрых осенних дорогах самая распространенная причина аварий — аквапланирование автомобилей. Окаких только чудесах не рассказывают водители. Например, что машины могут летать и планировать. Однако ничего невероятного в этом нет, если иметь в виду, что происходят эти чудеса на скользких дорогах.

Ученые МАДИ установили, что слово «скользко» у большинства водителей ассоциируется с льдом, укатанным снегом, мокрой плиткой, но только не с проезжей частью в дождь. Объясняется это психофизиологическими особенностями восприятия человека. Исследования показывают, что, выбирая скорость на мокрой дороге, водители не ориентируются ни на сцепные качества шин, ни на степень изношенности дорожного покрытия. Причем отличить скользкий участок дороги от нескользкого визуально сложно. Существенную роль тут играет и то, что коэффициент сцепления на мокрых дорогах, в отличие от гололеда, где он постоянен, может колебаться от 0,75, как на сухом асфальте, до 0,15, как на льду, и зависит во многом от изношенности поверхности дороги. Проехав на большой скорости по мокрому, но шероховатому участку, водитель полагает, что может двигаться так и дальше, пока не оказывается на гладком асфальте. Тут-то и происходят чудеса. Установлено также, что коэффициент сцепления на мокрых дорогах резко падает с ростом скорости: до 0,3 и ниже при 80—90 км/ч даже на самых современных и качественных шинах.

Водитель «десятки» ехал по загородной дороге в сильный дождь. Вода стояла на дороге довольно высоко. Впереди в шлейфе водяного облака на скорости 80—90 км/ч двигался трейлер. Водитель «десятки» решил его обогнать, поскольку дорога имела еще одну полосу для движения в том же направлении, а вылетавшая из-под колес трейлера вода мешала обзору. Он перестроился и пошел на обгон. И в этот момент, по его рассказу, почувствовал нечто похожее на невесомость. Одновременно автомобиль потянуло влево. Водитель инстинктивно подправил руль в правую сторону и похолодел от ужаса: машина не слушалась. Разъединились тяги, подумал он. Тем временем машина уже пересекла осевую и шла в лоб встречному автомобилю. Водитель «десятки» еще раз вильнул и ударил по тормозам. Машину окончательно развернуло боком навстречу джипу. Так действует гидроскольжение, или аквапланирование. Вода, стоящая на дороге, образует перед вращающимися на большой скорости колесами клин, который в конце концов отрывает колесо от дороги и делает машину неуправляемой. Для грузовиков такого явления практически не существует, а для легковых — вполне вероятно уже на скорости 70 км/ч. Потеря управления происходит внезапно и длится 1—2 секунды, за которые машина на скорости 80—100 км/ч успевает преодолеть 20—50 м. Вот почему при скоплении воды на дорогах скорость движения не должна превышать 70 км/ч при любых обстоятельствах. И если обгон с такой скоростью невозможен, то лучше от него отказаться. Специалисты советуют: двигаясь в дождь по мокрой дороге, надо чуть водить рулем из стороны в сторону, чтобы мгновенно уловить момент потери управления и тут же сбросить скорость. А если «невесомость» уже возникла, то для ее прекращения достаточно, не меняя положения руля, снять ногу с педали газа. Аквапланирование тут же прекратится. Полезно также ездить на шинах с активным V-образным рисунком протектора, в котором много мелкой нарезки, и следить за износом протектора.

По данным МАДИ, не менее половины всех дорог в стране во время дождя становятся опасными для движения. Конечно, за изношенный асфальт и воду, скапливающуюся на поверхности проезжей части, должны отвечать эксплуатационные дорожные службы, но доказывать тут свою правоту крайне трудно. Проще ограничивать скорость передвижения: тише едешь — дальше будешь.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».