26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ВЕЧЕРОМ – ВИЗЫ"

Архивная публикация 2010 года: "ВЕЧЕРОМ – ВИЗЫ"

Безвизовое передвижение между Россией и ЕС станет возможным, когда логика принятия решений будет базироваться на соображениях выгоды. Впервые российская сторона заговорила о безвизовом режиме в 2002 году, когда в преддверии расширения ЕС обострилась проблема транзита в Калининград. Сначала речь зашла об особом режиме проезда жителей Калининградской области, потом дискуссия расширилась до общероссийского масштаба. Впрочем, затем произошла изящная подмена понятий: вместо безвизового режима стороны в 2007 году подписали документ об упрощении визовых процедур для определенных категорий граждан, которые, заметим, и до этого особых проблем с получением виз не испытывали. На этом государственные органы посчитали, что выполнили свой долг.
Возвращение к теме обусловлено двумя факторами. Во-первых, обоюдная повестка дня совершенно оскудела, и требуется хоть что-то, тем более что для российской стороны вопрос выигрышный. Во-вторых, изменилась ситуация в Европейском союзе: той уверенности в себе, которая была свойственна единой Европе еще пару лет назад, уже нет. И в принципе в Брюсселе ощущают необходимость найти новую ба-зу отношений с Россией, но к настоящему обновлению повестки дня никто не готов.
Технические причины, которыми объясняется невозможность быстрого введения безвизового режима, существуют, но они преодолимы, если задача будет поставлена. Современное оснащение границ, а оно нужно в первую очередь самой России, можно форсировать. Введение биометрических паспортов идет полным ходом, а такой документ, по сути, заменяет визу. Ведь безвизовый въезд не означает отсутствие контроля вообще. Человек, который единожды пересек границу Шенгенской зоны, предъявив биопаспорт, навсегда попадает в компьютерную систему. При необходимости ему может быть отказано в повторном въезде без объяснения причин. Лиц из третьих стран, если они следуют легальными каналами, можно затормозить на границе, если же они пытаются проникнуть нелегально, то визу все равно запрашивать не будут. Если их поймают на шенгенской территории, согласно уже действующему соглашению о реадмиссии, Россия должна принять их обратно.
Впрочем, все это стоит обсуждать, если есть полити-ческая воля снять визовые препят-ствия. С российской стороны она заявлена - во вся-ком случае Дмитрий Медведев официально передал собеседникам проект договора. Правда, поскольку в Москве в ответную готовность ЕС всерьез никто не верит, ряд вопросов явно обходят. Скажем, европейские претензии к системе внутренней регистрации в России не так легко будет снять, если дело дойдет до реального вступления договоренностей в силу. Но пока об этом и речи нет, поскольку Евросоюз на отмену виз идти не собирается.
Европа мыслит в привычных категориях, в соответствии с которыми безвизовый режим с соседней страной - это награда ей за успехи в продвижении к европейской модели. В отношении государств, претендующих на вступление в ЕС, это оправданно - они сами стремятся в указанном направлении. Но с Россией такая логика не работает, поскольку системной трансформации по ев-ропейским лекалам, на которую рассчитывали 15 лет назад, не случилось. И, видимо, уже не случится: Россия претендует теперь только на равноправную интеграцию, а Европейский союз не обладает достаточным влиянием, чтобы навязывать свое видение.
Безвизовое передвижение между Россией и ЕС станет возможным, когда логика принятия решений будет базироваться на соображениях выгоды. Не случайно наиболее благосклонно к идее отмены виз относятся страны, вовлеченные в приграничную экономическую деятельность с Россией или заинтересованные в привлечении российских туристов. Тут, правда, получается замкнутый круг: для отмены виз нужна деловая активность, а для стимулирования деловой активности желательно снять визовые барьеры. Хотя, возможно, по мере осознания того, что вся "Большая Европа" заметно отстает в глобальной конкуренции, изменится и взгляд на визовую проблему.

Безвизовое передвижение между Россией и ЕС станет возможным, когда логика принятия решений будет базироваться на соображениях выгоды. Впервые российская сторона заговорила о безвизовом режиме в 2002 году, когда в преддверии расширения ЕС обострилась проблема транзита в Калининград. Сначала речь зашла об особом режиме проезда жителей Калининградской области, потом дискуссия расширилась до общероссийского масштаба. Впрочем, затем произошла изящная подмена понятий: вместо безвизового режима стороны в 2007 году подписали документ об упрощении визовых процедур для определенных категорий граждан, которые, заметим, и до этого особых проблем с получением виз не испытывали. На этом государственные органы посчитали, что выполнили свой долг.
Возвращение к теме обусловлено двумя факторами. Во-первых, обоюдная повестка дня совершенно оскудела, и требуется хоть что-то, тем более что для российской стороны вопрос выигрышный. Во-вторых, изменилась ситуация в Европейском союзе: той уверенности в себе, которая была свойственна единой Европе еще пару лет назад, уже нет. И в принципе в Брюсселе ощущают необходимость найти новую ба-зу отношений с Россией, но к настоящему обновлению повестки дня никто не готов.
Технические причины, которыми объясняется невозможность быстрого введения безвизового режима, существуют, но они преодолимы, если задача будет поставлена. Современное оснащение границ, а оно нужно в первую очередь самой России, можно форсировать. Введение биометрических паспортов идет полным ходом, а такой документ, по сути, заменяет визу. Ведь безвизовый въезд не означает отсутствие контроля вообще. Человек, который единожды пересек границу Шенгенской зоны, предъявив биопаспорт, навсегда попадает в компьютерную систему. При необходимости ему может быть отказано в повторном въезде без объяснения причин. Лиц из третьих стран, если они следуют легальными каналами, можно затормозить на границе, если же они пытаются проникнуть нелегально, то визу все равно запрашивать не будут. Если их поймают на шенгенской территории, согласно уже действующему соглашению о реадмиссии, Россия должна принять их обратно.
Впрочем, все это стоит обсуждать, если есть полити-ческая воля снять визовые препят-ствия. С российской стороны она заявлена - во вся-ком случае Дмитрий Медведев официально передал собеседникам проект договора. Правда, поскольку в Москве в ответную готовность ЕС всерьез никто не верит, ряд вопросов явно обходят. Скажем, европейские претензии к системе внутренней регистрации в России не так легко будет снять, если дело дойдет до реального вступления договоренностей в силу. Но пока об этом и речи нет, поскольку Евросоюз на отмену виз идти не собирается.
Европа мыслит в привычных категориях, в соответствии с которыми безвизовый режим с соседней страной - это награда ей за успехи в продвижении к европейской модели. В отношении государств, претендующих на вступление в ЕС, это оправданно - они сами стремятся в указанном направлении. Но с Россией такая логика не работает, поскольку системной трансформации по ев-ропейским лекалам, на которую рассчитывали 15 лет назад, не случилось. И, видимо, уже не случится: Россия претендует теперь только на равноправную интеграцию, а Европейский союз не обладает достаточным влиянием, чтобы навязывать свое видение.
Безвизовое передвижение между Россией и ЕС станет возможным, когда логика принятия решений будет базироваться на соображениях выгоды. Не случайно наиболее благосклонно к идее отмены виз относятся страны, вовлеченные в приграничную экономическую деятельность с Россией или заинтересованные в привлечении российских туристов. Тут, правда, получается замкнутый круг: для отмены виз нужна деловая активность, а для стимулирования деловой активности желательно снять визовые барьеры. Хотя, возможно, по мере осознания того, что вся "Большая Европа" заметно отстает в глобальной конкуренции, изменится и взгляд на визовую проблему.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».