5 июля 2025
USD 78.84 +0.05 EUR 93.01 -0.12
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Великий канон"

Архивная публикация 2008 года: "Великий канон"

Ретроспектива работ русского авангардиста, ученика Казимира Малевича Николая Суетина откроется в Корпусе Бенуа Русского музея 7 августа. Любые показы произведений великой супрематической тройки — Казимира Малевича, Николая Суетина и Ильи Чашника — важное событие в культурном мире. Большинство их работ находится в частных собраниях. Суетина, Малевича и Чашника называли иконами супрематизма. Это направление было создано в 1910-е годы Казимиром Малевичем. Его «Черный квадрат» (1915) — гимн и символ супрематизма.
Любой предмет в картинах супрематистов раскладывается на геометрические составляющие — линии, квадраты, круги и прямоугольники. В их работах отсутствуют «верх», «низ», «право» и «лево»: полотно бесконечно, как космос. В 1916 году ученики Малевича объединились в группу «Супремус» и смогли расширить границы нового течения — распространить его на книжную графику, прикладное искусство, архитектуру.
Малевича невозможно представить без учеников. Искусство он понимал как систему внушения, как религиозное движение, когда художники образуют своего рода секту во главе с учителем. Между собой ученики Малевича никогда не конкурировали. Но современники утверждали, что Николай Суетин был самым преданным учеником мастера.
Он родился в семье начальника железнодорожной станции под Калугой. В начале 1910-х годов он учился в Кадетском корпусе в Петербурге и уже в те годы увлекался рисованием. Во время Первой мировой войны Суетин служил в Витебске, где в 1918-м записался в Народную художественную школу.
Его встреча с Малевичем состоялась в 1919 году. Попав под обаяние Малевича, Суетин попытался понять логику его новаторской системы. Имея довольно большой опыт работы в жанре кубизма, беспредметной живописи и собственное представление о современных течениях в искусстве, художник мог глубоко исследовать произведения Малевича. Таким образом, он избежал легкой и поверхностной имитации, опиравшейся на определенный набор простых геометрических форм.
С именем Суетина также связано художественное оформление Витебска в начале 20-х годов прошлого века — проекты трибун, эскизы росписи стен и трамвайных вагонов, проекты вывесок.
В 1922 году после окончания Художественно-практического института Суетин приехал в Петроград, где вместе с Малевичем работал над созданием ГИНХУКа (Государственного института художественной культуры). Институт превратился в исследовательское учреждение, где обсуждались идеи развития искусства. Директором института стал Малевич. В том же году по предложению Николая Пунина, искусствоведа, занимавшего должность комиссара Русского музея и некоторое время — Эрмитажа, Суетин пришел на Государственный фарфоровый завод. С этого момента он по праву считается создателем знаменитого супрематического фарфора.
Работая в ГИНХУКе, Суетин продолжал заниматься проблемами супрематизма в архитектуре. Даже после закрытия ГИНХУКа в 1926—1927 годах Суетин и Чашник искали цвета, подходящие для покраски стен новых зданий, экспериментировали с декоративными деталями, орнаментами обоев. В эти годы художников интересовала возможность применения супрематических канонов в дизайне интерьеров, в создании мебели, плакатов и книжных обложек.
В коллекции Русского музея есть образцы-эскизы декоративного искусства, выполненные Суетиным в 1930 году по заказу музея. Пунин предполагал ввести в экспозицию новейшего искусства зал, посвященный супрематизму, где вместе с живописью демонстрировался бы супрематический дизайн, и для его оформления обратился к Суетину.
Параллельно с работой над фарфором и архитектурным дизайном Суетин не оставлял живопись, в которой не отходил от супрематических канонов. Еще в 1922 году художник в своей записной книжке написал: «Супрематизм — отвлеченность. Он есть небывалое и колоссальное в мысли, но вышедшее из эпохи. В нем нет земли, и хочется человеческого».
В 1932 году у Суетина появляется деревенская серия, частью которой стали большеформатные рисунки углем, на которых изображены снопы. Серия поразила многих критиков лаконизмом избранных средств и особой энергией, подчеркнутой черно-белой гаммой. Те же лаконичные приемы Суетин использовал для оформления советских выставочных павильонов в Нью-Йорке и Париже.
Посетители выставки смогут ознакомиться с различными гранями искусства Суетина: увидеть его рисунки, акварели, фарфор, эскизы мебели для типовых жилищ рабочих. Экспонаты взяты преимущественно из частных собраний.

Ретроспектива работ русского авангардиста, ученика Казимира Малевича Николая Суетина откроется в Корпусе Бенуа Русского музея 7 августа. Любые показы произведений великой супрематической тройки — Казимира Малевича, Николая Суетина и Ильи Чашника — важное событие в культурном мире. Большинство их работ находится в частных собраниях. Суетина, Малевича и Чашника называли иконами супрематизма. Это направление было создано в 1910-е годы Казимиром Малевичем. Его «Черный квадрат» (1915) — гимн и символ супрематизма.
Любой предмет в картинах супрематистов раскладывается на геометрические составляющие — линии, квадраты, круги и прямоугольники. В их работах отсутствуют «верх», «низ», «право» и «лево»: полотно бесконечно, как космос. В 1916 году ученики Малевича объединились в группу «Супремус» и смогли расширить границы нового течения — распространить его на книжную графику, прикладное искусство, архитектуру.
Малевича невозможно представить без учеников. Искусство он понимал как систему внушения, как религиозное движение, когда художники образуют своего рода секту во главе с учителем. Между собой ученики Малевича никогда не конкурировали. Но современники утверждали, что Николай Суетин был самым преданным учеником мастера.
Он родился в семье начальника железнодорожной станции под Калугой. В начале 1910-х годов он учился в Кадетском корпусе в Петербурге и уже в те годы увлекался рисованием. Во время Первой мировой войны Суетин служил в Витебске, где в 1918-м записался в Народную художественную школу.
Его встреча с Малевичем состоялась в 1919 году. Попав под обаяние Малевича, Суетин попытался понять логику его новаторской системы. Имея довольно большой опыт работы в жанре кубизма, беспредметной живописи и собственное представление о современных течениях в искусстве, художник мог глубоко исследовать произведения Малевича. Таким образом, он избежал легкой и поверхностной имитации, опиравшейся на определенный набор простых геометрических форм.
С именем Суетина также связано художественное оформление Витебска в начале 20-х годов прошлого века — проекты трибун, эскизы росписи стен и трамвайных вагонов, проекты вывесок.
В 1922 году после окончания Художественно-практического института Суетин приехал в Петроград, где вместе с Малевичем работал над созданием ГИНХУКа (Государственного института художественной культуры). Институт превратился в исследовательское учреждение, где обсуждались идеи развития искусства. Директором института стал Малевич. В том же году по предложению Николая Пунина, искусствоведа, занимавшего должность комиссара Русского музея и некоторое время — Эрмитажа, Суетин пришел на Государственный фарфоровый завод. С этого момента он по праву считается создателем знаменитого супрематического фарфора.
Работая в ГИНХУКе, Суетин продолжал заниматься проблемами супрематизма в архитектуре. Даже после закрытия ГИНХУКа в 1926—1927 годах Суетин и Чашник искали цвета, подходящие для покраски стен новых зданий, экспериментировали с декоративными деталями, орнаментами обоев. В эти годы художников интересовала возможность применения супрематических канонов в дизайне интерьеров, в создании мебели, плакатов и книжных обложек.
В коллекции Русского музея есть образцы-эскизы декоративного искусства, выполненные Суетиным в 1930 году по заказу музея. Пунин предполагал ввести в экспозицию новейшего искусства зал, посвященный супрематизму, где вместе с живописью демонстрировался бы супрематический дизайн, и для его оформления обратился к Суетину.
Параллельно с работой над фарфором и архитектурным дизайном Суетин не оставлял живопись, в которой не отходил от супрематических канонов. Еще в 1922 году художник в своей записной книжке написал: «Супрематизм — отвлеченность. Он есть небывалое и колоссальное в мысли, но вышедшее из эпохи. В нем нет земли, и хочется человеческого».
В 1932 году у Суетина появляется деревенская серия, частью которой стали большеформатные рисунки углем, на которых изображены снопы. Серия поразила многих критиков лаконизмом избранных средств и особой энергией, подчеркнутой черно-белой гаммой. Те же лаконичные приемы Суетин использовал для оформления советских выставочных павильонов в Нью-Йорке и Париже.
Посетители выставки смогут ознакомиться с различными гранями искусства Суетина: увидеть его рисунки, акварели, фарфор, эскизы мебели для типовых жилищ рабочих. Экспонаты взяты преимущественно из частных собраний.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".