Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Визит-эффект"

Визитная карточка — допустимая и даже обязательная часть «саморекламной» кампании любого делового человека. Какие требования предъявляются к современной визитке? Что можно прочитать на ней «между строк»?В России визитные карточки появились при Екатерине II и были заимствованы из французского придворного этикета. Первые визитки служили своего рода напоминанием об их владельцах и не содержали никакой информации рекламного толка. Они были индивидуальны и «почтительны».
Советские визитки были «застегнутыми на все пуговицы» — их подвергали строжайшей цензуре. Существовал весьма строгий порядок получения визитных карточек: нужно было написать заявление в «органы» с убедительным обоснованием — зачем это нужно. Право на визитку имели сотрудники обкомов, райкомов, дипломаты, космонавты, «выездные» деятели культуры.
От советских времен в наше светлое настоящее перешла и манера писать фамилию впереди имени — так до сих пор делают только в России.
Время рыночных отношений считается расцветом визитных карточек. Вместе с малиновыми пиджаками «от Версаче» в деловую жизнь вошли визитки, внешний вид которых был важнее содержавшейся в них информации. Business card украсилась золотым тиснением, голограммами, перфорацией. Сегодня подобный «новорусский» стиль считается дурным тоном.
«Правильная» визитка

Обмен визитными карточками в наши дни уже не является парадом амбиций, как десять лет назад. Современная business card стала подчиняться строгим правилам.
Камилла Спенс, пресс-директор «Бин-Банка»: «Визитка — такой же значимый атрибут бизнесмена, как костюм или машина. Можно ли доверять человеку, протягивающему вам несуразный клочок бумаги вместо солидной карточки? Это все равно что прийти на важную встречу в мятой рубашке и брюках от спортивного костюма».
Наталья Макарова, вице-президент РА MediaVest/D’arcy: «Визитка должна быть содержательной, то есть доносить ясную и лаконичную информацию о своем владельце. Не очень хорошо, когда визитная карточка перегружена текстом. Рассматривая переполненную словами визитку, сложно понять, кем же ее хозяин является на самом деле».
Вопрос «правильного» дизайна business card — самый спорный. В конце 80-х некоторые российские банкиры любили помещать на визитках свой «герб» с изображением хищных животных, что вызывало шок у зарубежных партнеров. До сих пор в ходу одиозные визитные карточки с фотографиями владельцев (особенно популярны они у дам творческих профессий и напоминают рекламу эскорт-услуг).
Однако большинство деловых людей стараются придерживаться общеевропейских норм.
Александр Моисеев, медиадиректор издательства «ИМА-пресс»: «Дизайн визитки напрямую связан с родом деятельности компании, которую представляет ее владелец. Если речь идет о крупном банке или серьезной производственной фирме, то визитки стоит выдерживать в консервативном стиле. Размер шрифтов должен быть не больше и не меньше общепринятых и не отличаться вычурностью. Количество цветов — два-три максимум. Лаконичность визитки говорит о том, что компания знает себе цену и не стремится к дешевой популярности».
Хорошим тоном считается визитка с текстом на двух языках. Это говорит о том, что фирма работает с зарубежными партнерами (или очень хочет работать).
Инесса Галактионова, менеджер по маркетингу компании «Филипс Бытовая Электроника»: «На мой взгляд, в сфере международного сотрудничества целесообразно иметь двуязычные визитки, что снимает проблему правильного перевода имени на русский или, например, английский язык».
Безусловно, самые оригинальные визитки — у людей творческих профессий. Например, на business card известной «фотографини» Кати Гайки изображена ее железная «тезка». Визитка Андрея Деллоса, владельца ресторана «Пушкинъ», выполнена на искусственно состаренной шероховатой бумаге с нарочито неровными краями. А business card Николая Гришко — президента фирмы по производству балетной одежды и обуви — украшена фигурками танцующих человечков.
Советы дедушки Фрейда

Визитная карточка может многое рассказать о своем хозяине внимательному «читателю». Здесь каждая мелочь имеет значение.
Начнем с размера. Нестандартная визитка (норма — 9х5 см) говорит о том, что ее владелец претендует на исключительность. Причем речь идет скорее об амбициозном, чем оригинальном характере. Например, business card известного ювелира Андрея Ананова в три раза превышает стандарт и не помещается ни в одну визитницу.
Визитка с рамкой подчеркивает строгость, официальность отношений, на которые рассчитывает ее хозяин. Такой человек склонен устанавливать границы (себе и другим) и любит ясность в рассуждениях партнера. Известно, что business card Пал Палыча Бородина, какую бы должность он ни занимал, всегда украшена золотой рамкой.
Евгений Феначко, креативный директор РА Fantasy: «Важным атрибутом визитки является наличие символа — фирменного знака, герба страны, торговой марки и т.д. Чрезмерно крупный логотип свидетельствует о претензии на значимость и вместе с тем о зависимости от чужого мнения. С другой стороны, мелкий логотип может скрывать неуверенность в себе со всеми вытекающими из этого последствиями: непредсказуемостью в поведении и даже самодурством. Обычно логотип располагается справа или слева на визитной карточке, что не несет каких-то особых смыслов. А вот если символ помещен посередине, человек явно ощущает себя «центром вселенной». Сегодня, когда от логотипов уже рябит в глазах, визитка без оного выглядит даже оригинально и свидетельствует о том, что человеку не нужно компенсировать недостаток своего статуса эффектной «картинкой».
Последний атрибут визитки — адреса и телефоны. Если они занимают более трети пространства карточки, значит, человек очень нуждается в контактах (а организация — в клиентах).
Евгений Феначко: «Многое может поведать и расположение текста. Обычно на деловой визитке название организации находится вверху, ниже — ФИО и еще ниже — должность. Если этот порядок нарушен (вначале — имя, потом — фирма), у человека явно проблемы с реальной самооценкой и он ощущает себя эдаким царьком. Наихудший вариант, когда на первом месте в визитке расположена должность, а на втором — название организации (например: консультант банка Иванов Иван Иванович). Такое расположение характеризует боязнь принятия решений, желание спрятаться за вывеской фирмы».
Переходя на личности

Существуют международные правила обмена визитными карточками. Некоторые из них прижились и у нас.
Геннадий Сорокин, заместитель начальника Управления внешних связей банка «Еврофинанс»: «В переговорах, особенно на высоком уровне, существуют специальные правила этикета, регламентирующие то, как подобающим образом вручать свою визитную карточку. Это нужно делать в начале встречи, во время представления людей друг другу. Визитка преподносится лицевой стороной к собеседнику. Во время переговоров стоит положить ее на стол, чтобы иметь возможность уточнить имя или должность собеседника. Можно разложить перед собой несколько карточек партнеров в том порядке, в каком они сидят».
Если переговоры не состоялись по причине отсутствия хозяина, необходимо оставить визитную карточку на столе, загнув ее правый угол. И не нужно передавать визитку секретарше — это не деловое письмо. Также не принято посылать визитку по почте. Дать «ответ» на визитную карточку следует в течение 24 часов с момента ее получения.
При перемене адреса полагается послать деловому партнеру старую визитную карточку вместе с новой. Измененный номер телефона можно, в крайнем случае, вписать от руки, а вот вписывать новую должность считается верхом неприличия. Если вас повысили — извольте разориться на новые карточки. А если понизили — зачем рассказывать об этом всему свету?

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK