27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Возвращение к себе"

Архивная публикация 2006 года: "Возвращение к себе"

Александр Архангельский, интеллигент: Христос воскресе, дорогой коллега!

Архангельский Александр, интеллектуал: Воистину. А вы что, тоже поддались общей моде на православие?
Александр Архангельский, интеллигент: Да вообще-то никогда от этой моды и не отходил. Что же до окружающего мнимого воцерковления на фоне растущего общественного равнодушия к нравственности, идеалу, добру, справедливости, честности, доверию, милосердию, человеколюбию, бескорыстию, ко всему, что выходит за рамки меркантильности — и, как ни странно, державности... Вы не замечали, что в сердцах и умах наших сограждан находят отклик только две темы: деньги и величие нации? Причем это касается не только правящего класса или непродвинутых мелких буржуа, лавочников, на которых нынешний режим охотно опирается. Поговорите со студентами-гуманитариями иных престижных университетов (про юрфаковских вообще не говорю): дети состоявшихся и обеспеченных родителей, заточенные на карьеру и хорошее образование, которое и есть главный движитель карьеры, с пеной на губах, по-леонтьевски возбужденно говорят о грандиозной державе, которой мы должны стать, и о Западе, который этому всячески препятствует.

Архангельский Александр, интеллектуал: А что, разве не препятствует? И почему бы нам не стремиться вновь стать великой державой?

Александр Архангельский, интеллигент: Может, и препятствует. Может, и надо. Я сейчас не об этом. Я о том, что раньше величие и меркантильность соединялись лишь в головах отдельных правителей, а также их обслуги; нормой могло быть что угодно, только не это. Величие государства и масштаб мессианской задачи, которую Бог поставил перед народом. Общенациональное государственное творчество ради самореализации нации. Создание и охранение православной цивилизации. Или наоборот: купеческое, буржуазное, фермерское государство, удобное для зарабатывания кучи денег. Но отнюдь не претендующее на масштаб, влияние, вершение судеб. Америка — и Швейцария. Российская империя после Петра — и Швеция после Полтавы. И те, и эти стремления можно обсуждать и даже осуждать, но невозможно отказать им во внутренней цельности. Сегодня мы наблюдаем нечто противоположное: массовое раздвоение национального сознания, всеобщее желание сидеть на двух стульях, двоемыслие как политическую стратегию.

Архангельский Александр, интеллектуал: Ну да, тут трудно с вами не согласиться. Достаточно понаблюдать за тем, в каких терминах принято описывать нашу государственную мифологию. Суверенная демократия (хорошо, что не сюзеренная). Угроза внешнего управления. Главный праздник — спасение православной Руси от католических поляков и сектантских шведов. При этом страна уподобляется акционерному обществу, президент — наемному менеджеру нации. Православное ЗАО «Русь», которое боится банкротства и введения внешнего управляющего…

Александр Архангельский, интеллигент: Ну да, ну да. А о простых человеческих ценностях, некоторые из которых я перечислил, вспоминают лишь в том случае, если нужно обеспечить информационное прикрытие происходящему тотальному переделу собственности в пользу тех, кто нацелился на великую державу как на дойную корову. У меня все это вызывает глубочайшую гражданскую горечь, которую не может подсластить даже очевидный материальный успех, который принесла с собой новая эпоха. В чем, в чем, а в этом мы явно преуспели, и само по себе это хорошо, но, как все на свете, само по себе, без отсылок к высшим целям, недостаточно и ненадежно.

Архангельский Александр, интеллектуал: Но, дорогой друг, критика невозможна без самокритики. Если уж мы призываем всех отказаться от двоемыслия, то как не обратить внимание на самих себя? Разве то, что мы с вами делали на протяжении полутора лет на страницах журнала «Профиль», не есть ярчайший пример раздвоения личности? Одно сознание разделилось на два образа, образы зажили своей самостоятельной жизнью, обрели шизофреническую самостоятельность. Мне кажется, пора с этим кончать. И показать пример возвращения к себе.

Александр Архангельский, интеллигент: Ну что, закрываем рубрику, сливаемся в экстазе?

Архангельский Александр, интеллектуал: Да. И открываем новую. Уже от одного, единого лица.

Оба вместе, не сговариваясь: Что ж, до встречи после майских праздников, уважаемые читатели, в новой рубрике «Игра в ассоциации». Поговорим о делах современности сквозь воспоминания об истории, посмотрим на знаменательные даты сквозь быстротекущую реальность. Но уже с единой точки зрения. История ничему не учит. Однако не проходит бесследно.



*Ведущий программы «Тем временем» («Культура»), литературный критик, многодетный отец.

**Обозреватель газеты «Известия», политический публицист, историк.

Александр Архангельский, интеллигент: Христос воскресе, дорогой коллега!

Архангельский Александр, интеллектуал: Воистину. А вы что, тоже поддались общей моде на православие?
Александр Архангельский, интеллигент: Да вообще-то никогда от этой моды и не отходил. Что же до окружающего мнимого воцерковления на фоне растущего общественного равнодушия к нравственности, идеалу, добру, справедливости, честности, доверию, милосердию, человеколюбию, бескорыстию, ко всему, что выходит за рамки меркантильности — и, как ни странно, державности... Вы не замечали, что в сердцах и умах наших сограждан находят отклик только две темы: деньги и величие нации? Причем это касается не только правящего класса или непродвинутых мелких буржуа, лавочников, на которых нынешний режим охотно опирается. Поговорите со студентами-гуманитариями иных престижных университетов (про юрфаковских вообще не говорю): дети состоявшихся и обеспеченных родителей, заточенные на карьеру и хорошее образование, которое и есть главный движитель карьеры, с пеной на губах, по-леонтьевски возбужденно говорят о грандиозной державе, которой мы должны стать, и о Западе, который этому всячески препятствует.

Архангельский Александр, интеллектуал: А что, разве не препятствует? И почему бы нам не стремиться вновь стать великой державой?

Александр Архангельский, интеллигент: Может, и препятствует. Может, и надо. Я сейчас не об этом. Я о том, что раньше величие и меркантильность соединялись лишь в головах отдельных правителей, а также их обслуги; нормой могло быть что угодно, только не это. Величие государства и масштаб мессианской задачи, которую Бог поставил перед народом. Общенациональное государственное творчество ради самореализации нации. Создание и охранение православной цивилизации. Или наоборот: купеческое, буржуазное, фермерское государство, удобное для зарабатывания кучи денег. Но отнюдь не претендующее на масштаб, влияние, вершение судеб. Америка — и Швейцария. Российская империя после Петра — и Швеция после Полтавы. И те, и эти стремления можно обсуждать и даже осуждать, но невозможно отказать им во внутренней цельности. Сегодня мы наблюдаем нечто противоположное: массовое раздвоение национального сознания, всеобщее желание сидеть на двух стульях, двоемыслие как политическую стратегию.

Архангельский Александр, интеллектуал: Ну да, тут трудно с вами не согласиться. Достаточно понаблюдать за тем, в каких терминах принято описывать нашу государственную мифологию. Суверенная демократия (хорошо, что не сюзеренная). Угроза внешнего управления. Главный праздник — спасение православной Руси от католических поляков и сектантских шведов. При этом страна уподобляется акционерному обществу, президент — наемному менеджеру нации. Православное ЗАО «Русь», которое боится банкротства и введения внешнего управляющего…

Александр Архангельский, интеллигент: Ну да, ну да. А о простых человеческих ценностях, некоторые из которых я перечислил, вспоминают лишь в том случае, если нужно обеспечить информационное прикрытие происходящему тотальному переделу собственности в пользу тех, кто нацелился на великую державу как на дойную корову. У меня все это вызывает глубочайшую гражданскую горечь, которую не может подсластить даже очевидный материальный успех, который принесла с собой новая эпоха. В чем, в чем, а в этом мы явно преуспели, и само по себе это хорошо, но, как все на свете, само по себе, без отсылок к высшим целям, недостаточно и ненадежно.

Архангельский Александр, интеллектуал: Но, дорогой друг, критика невозможна без самокритики. Если уж мы призываем всех отказаться от двоемыслия, то как не обратить внимание на самих себя? Разве то, что мы с вами делали на протяжении полутора лет на страницах журнала «Профиль», не есть ярчайший пример раздвоения личности? Одно сознание разделилось на два образа, образы зажили своей самостоятельной жизнью, обрели шизофреническую самостоятельность. Мне кажется, пора с этим кончать. И показать пример возвращения к себе.

Александр Архангельский, интеллигент: Ну что, закрываем рубрику, сливаемся в экстазе?

Архангельский Александр, интеллектуал: Да. И открываем новую. Уже от одного, единого лица.

Оба вместе, не сговариваясь: Что ж, до встречи после майских праздников, уважаемые читатели, в новой рубрике «Игра в ассоциации». Поговорим о делах современности сквозь воспоминания об истории, посмотрим на знаменательные даты сквозь быстротекущую реальность. Но уже с единой точки зрения. История ничему не учит. Однако не проходит бесследно.



*Ведущий программы «Тем временем» («Культура»), литературный критик, многодетный отец.

**Обозреватель газеты «Известия», политический публицист, историк.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».