Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Впасть в детство"

Помнится, на заре реформ по телевизору крутили рекламный ролик известной в мире компании по производству детского питания Bledina. К счастью, эта торговая марка из России ушла. А вот продажи продуктов для тех, у кого молоко на губах не обсохло, растут почти с той же скоростью, что и потребители детского питания.Динамика продаж такой «умилительной» продукции, как детское питание (в особенности заменителей грудного молока), — один из важных показателей социальных изменений в обществе. Поступательное увеличение числа грудничков, вскармливаемых искусственно, свидетельствует о степени вовлеченности женщин в производство. Это может означать как то, что женщины не могут надолго уйти в домохозяйки по материальным причинам, так и прямо противоположное — добровольное стремление женщин к строительству карьеры в ущерб материнству.
В современной России, очевидно, имеют место обе тенденции. Правда, по степени эмансипированности до Европы нам еще далеко. В России заменителями молока пользуются лишь 11% семей с новорожденными, в то время как, например, в Испании — 34%, в Бельгии — 32%.
Тем не менее этот разрыв сокращается. За нынешний год продажи детского питания в России вырастут на $60 млн. и, по оценке компании Nestle, достигнут объема в $300 млн.
Впрочем, одними лишь поведенческими и материальными мотивами столь бурный рост этого рынка не объясняется. Есть и гораздо более простые причины — к примеру, начавшийся после долгих лет падения рождаемости бэби-бум (за прошлый году рост составил 6,5%, а за семь месяцев нынешнего — плюс 7,6%). Еще одно объяснение, которое выделяет менеджер компании Nestle Екатерина Котлярова, — появившаяся у многих родителей в связи с ростом доходов возможность покупать специализированное детское питание, а не заниматься его приготовлением в домашних условиях.
«Фабричные» продукты для младенцев, по данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа», покупает сейчас половина российских семей, где есть ребенок в возрасте до двух лет.
Специалисты выделяют два типа детского питания: заменители грудного молока (по данным агентства MEMRB, на них приходится 30,2% от общего денежного объема продаж продуктов для детей) и так называемые продукты прикорма (69,8%), то есть специальная пища для детей в возрасте до трех лет (каши, пюре, соки и т.д.).
По данным MEMRB, существует три ценовых сегмента на рынке детского питания: эконом, средний и премиум. Так вот, возвращаясь к возросшим материальным возможностям родителей: за январь—июль 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост продаж быстрее всего происходил в самом дорогом сегменте (плюс 14%), тогда как в среднем и экономичном сегментах рост был более умеренным — на 9%.
В сегменте премиум представлены компании Humana, Hipp, Semper, в среднем ценовом — Nestle, Heinz, Nutricia, в эконом-классе — российские производители («Тихорецкий», «Азов», «Лебедянский»).
На долю семи лидирующих на рынке детского питания компаний (Nestle, Nutricia, Heinz, Hipp, Kolinska, «Тихорецкий», «Азов»), по данным компании MEMRB, приходится 69% продаж в стоимостном выражении .
Если до кризиса на долю импортного детского питания приходилось более 80% всей продукции, то к настоящему времени этот показатель снизился до 40%. Это произошло в связи с переносом некоторыми иностранными компаниями производства на территорию России (Nutricia, Nestle).
Несмотря на большую долю местного производства, импорт детского питания растет. По данным ГТК, в 2002 году в Россию было ввезено «младенческой» продукции на $32,7 млн. (на 16% больше, чем в 2001 году). Основными импортерами являются Нидерланды (37% от общего объема импорта), Швейцария (12%), Финляндия (8%), Бельгия (6%), Дания (6%).

Наиболее популярные марки фруктового и овощного детского пюре в России (% от опрошенных семей с детьми до 2 лет)*

«Тип-топ»39,4
Nestle31,6
«Азов»27,0
«Топ-топ»26,4
«Тонус»18,1
«Фрутек»13,2
Bona11,5
Hipp11,0

* По данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа». Потребители могли выбирать несколько марок.

Структура рынка детского питания (% от продаж)*

Смеси (заменители молока)30,2
Каши24,2
Пюре27,5
Соки13,8
Молоко (после 1 года)1,4
Чаи1,3
Печенье1,6

* По данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа». Потребители могли выбирать несколько марок.

* По данным розничного аудита, предоставленным агентством MEMRB за июль—август 2003 года.

На российском рынке рыбной продукции, объем которого оценивается в $1 млрд. в год, все больше становится импорта и все меньше — продукции отечественных предприятий.
По данным Госкомстата РФ, российские предприятия за январь—август 2003 года выпустили 1,7 млн. тонн рыбы и рыбной продукции — на 3,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. Заметнее всего сократилось предложение живой рыбы — 151,7 тыс. тонн (меньше на 18,6%) и рыбных консервов — 385,6 млн. банок (меньше на 6,7%). Спад в целом по отрасли был бы гораздо ощутимее, если бы не резкий рост производства мороженой рыбы — плюс 54,8% к прошлому году.
Такое положение объясняется очень просто: рыболовство остается одной из самых криминализованных отраслей, а попытки государства сделать ее хоть немного более цивилизованной практически ни к чему не привели. Как следствие, по мнению президента группы компаний «Ледово» Надежды Болотовой, «в отрасль не идут инвестиции, а имеющаяся производственная база стремительно устаревает».
Депрессию в отрасли подстегивает и оскудение биоресурсов в доступных для устаревшего российского рыболовного флота зонах — за первое полугодие 2003 года, по данным Госкомрыболовства РФ, улов составил 1540 тыс. тонн (минус 6% к прошлому году).
Тем не менее прилавки рыбных магазинов не оскудевают — недостаток отечественной продукции с лихвой компенсируется импортом, который за январь—август нынешнего года вырос на 24% (до 322,9 тыс. тонн) и в денежном выражении составил $193,7 млн.

Производство рыбной продукции в России (тыс. тонн)*

2000 г.2858
2001 г.2821
2002 г.2615
2003 г.**2484

* По данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа». Потребители могли выбирать несколько марок.

* По данным розничного аудита, предоставленным агентством MEMRB за июль—август 2003 года.

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз.

Мобильность россиян повышается — это показывают итоги завершившегося сезона отпусков.
По данным МПС РФ, за январь—сентябрь 2003 года российские железные дороги перевезли более 96 млн. пассажиров в поездах дальнего следования, что на 4,3% больше, чем за то же время в прошлом году. Увеличились и воздушные перевозки: за 9 месяцев 2003 года, по предварительным данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), российские авиакомпании перевезли на международных и внутренних линиях 22,6 млн. человек (плюс 9,1% к прошлому году).
Как считают в МПС, рост перевозок объясняется двояко. Во-первых, введением 48 новых поездов на самых популярных направлениях. А во-вторых, тем, что цены на билеты росли не быстрее инфляции. Последний фактор способствовал и увеличению спроса на авиабилеты.
По оценке экспертов, в целом по итогам нынешнего года железные дороги покажут рост пассажироперевозок на 4,5%, а авиакомпании — на 6%.

Пассажирские перевозки в России (млн. чел)*

Годжелезные дорогиавиатранспорт
1999 г.1337,522,8
2000 г.1418,823,3
2001 г.1305,926,7
2002 г.1270,727,9
2003 г.**1330,430,4

* По данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа». Потребители могли выбирать несколько марок.

* По данным розничного аудита, предоставленным агентством MEMRB за июль—август 2003 года.

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз.

* По данным МПС и Минтранса РФ.

** Прогноз.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, БОРИС ГАЛКИН.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK