Архивная публикация 2003 года: "Впасть в детство"
Помнится, на заре реформ по телевизору крутили рекламный ролик известной в мире компании по производству детского питания Bledina. К счастью, эта торговая марка из России ушла. А вот продажи продуктов для тех, у кого молоко на губах не обсохло, растут почти с той же скоростью, что и потребители детского питания.Динамика продаж такой "умилительной" продукции, как детское питание (в особенности заменителей грудного молока), -- один из важных показателей социальных изменений в обществе. Поступательное увеличение числа грудничков, вскармливаемых искусственно, свидетельствует о степени вовлеченности женщин в производство. Это может означать как то, что женщины не могут надолго уйти в домохозяйки по материальным причинам, так и прямо противоположное -- добровольное стремление женщин к строительству карьеры в ущерб материнству.
В современной России, очевидно, имеют место обе тенденции. Правда, по степени эмансипированности до Европы нам еще далеко. В России заменителями молока пользуются лишь 11% семей с новорожденными, в то время как, например, в Испании -- 34%, в Бельгии -- 32%.
Тем не менее этот разрыв сокращается. За нынешний год продажи детского питания в России вырастут на $60 млн. и, по оценке компании Nestle, достигнут объема в $300 млн.
Впрочем, одними лишь поведенческими и материальными мотивами столь бурный рост этого рынка не объясняется. Есть и гораздо более простые причины -- к примеру, начавшийся после долгих лет падения рождаемости бэби-бум (за прошлый году рост составил 6,5%, а за семь месяцев нынешнего -- плюс 7,6%). Еще одно объяснение, которое выделяет менеджер компании Nestle Екатерина Котлярова, -- появившаяся у многих родителей в связи с ростом доходов возможность покупать специализированное детское питание, а не заниматься его приготовлением в домашних условиях.
"Фабричные" продукты для младенцев, по данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа", покупает сейчас половина российских семей, где есть ребенок в возрасте до двух лет.
Специалисты выделяют два типа детского питания: заменители грудного молока (по данным агентства MEMRB, на них приходится 30,2% от общего денежного объема продаж продуктов для детей) и так называемые продукты прикорма (69,8%), то есть специальная пища для детей в возрасте до трех лет (каши, пюре, соки и т.д.).
По данным MEMRB, существует три ценовых сегмента на рынке детского питания: эконом, средний и премиум. Так вот, возвращаясь к возросшим материальным возможностям родителей: за январь--июль 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост продаж быстрее всего происходил в самом дорогом сегменте (плюс 14%), тогда как в среднем и экономичном сегментах рост был более умеренным -- на 9%.
В сегменте премиум представлены компании Humana, Hipp, Semper, в среднем ценовом -- Nestle, Heinz, Nutricia, в эконом-классе -- российские производители ("Тихорецкий", "Азов", "Лебедянский").
На долю семи лидирующих на рынке детского питания компаний (Nestle, Nutricia, Heinz, Hipp, Kolinska, "Тихорецкий", "Азов"), по данным компании MEMRB, приходится 69% продаж в стоимостном выражении .
Если до кризиса на долю импортного детского питания приходилось более 80% всей продукции, то к настоящему времени этот показатель снизился до 40%. Это произошло в связи с переносом некоторыми иностранными компаниями производства на территорию России (Nutricia, Nestle).
Несмотря на большую долю местного производства, импорт детского питания растет. По данным ГТК, в 2002 году в Россию было ввезено "младенческой" продукции на $32,7 млн. (на 16% больше, чем в 2001 году). Основными импортерами являются Нидерланды (37% от общего объема импорта), Швейцария (12%), Финляндия (8%), Бельгия (6%), Дания (6%).
Наиболее популярные марки фруктового и овощного детского пюре в России (% от опрошенных семей с детьми до 2 лет)*
Помнится, на заре реформ по телевизору крутили рекламный ролик известной в мире компании по производству детского питания Bledina. К счастью, эта торговая марка из России ушла. А вот продажи продуктов для тех, у кого молоко на губах не обсохло, растут почти с той же скоростью, что и потребители детского питания.Динамика продаж такой "умилительной" продукции, как детское питание (в особенности заменителей грудного молока), -- один из важных показателей социальных изменений в обществе. Поступательное увеличение числа грудничков, вскармливаемых искусственно, свидетельствует о степени вовлеченности женщин в производство. Это может означать как то, что женщины не могут надолго уйти в домохозяйки по материальным причинам, так и прямо противоположное -- добровольное стремление женщин к строительству карьеры в ущерб материнству.
В современной России, очевидно, имеют место обе тенденции. Правда, по степени эмансипированности до Европы нам еще далеко. В России заменителями молока пользуются лишь 11% семей с новорожденными, в то время как, например, в Испании -- 34%, в Бельгии -- 32%.
Тем не менее этот разрыв сокращается. За нынешний год продажи детского питания в России вырастут на $60 млн. и, по оценке компании Nestle, достигнут объема в $300 млн.
Впрочем, одними лишь поведенческими и материальными мотивами столь бурный рост этого рынка не объясняется. Есть и гораздо более простые причины -- к примеру, начавшийся после долгих лет падения рождаемости бэби-бум (за прошлый году рост составил 6,5%, а за семь месяцев нынешнего -- плюс 7,6%). Еще одно объяснение, которое выделяет менеджер компании Nestle Екатерина Котлярова, -- появившаяся у многих родителей в связи с ростом доходов возможность покупать специализированное детское питание, а не заниматься его приготовлением в домашних условиях.
"Фабричные" продукты для младенцев, по данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа", покупает сейчас половина российских семей, где есть ребенок в возрасте до двух лет.
Специалисты выделяют два типа детского питания: заменители грудного молока (по данным агентства MEMRB, на них приходится 30,2% от общего денежного объема продаж продуктов для детей) и так называемые продукты прикорма (69,8%), то есть специальная пища для детей в возрасте до трех лет (каши, пюре, соки и т.д.).
По данным MEMRB, существует три ценовых сегмента на рынке детского питания: эконом, средний и премиум. Так вот, возвращаясь к возросшим материальным возможностям родителей: за январь--июль 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост продаж быстрее всего происходил в самом дорогом сегменте (плюс 14%), тогда как в среднем и экономичном сегментах рост был более умеренным -- на 9%.
В сегменте премиум представлены компании Humana, Hipp, Semper, в среднем ценовом -- Nestle, Heinz, Nutricia, в эконом-классе -- российские производители ("Тихорецкий", "Азов", "Лебедянский").
На долю семи лидирующих на рынке детского питания компаний (Nestle, Nutricia, Heinz, Hipp, Kolinska, "Тихорецкий", "Азов"), по данным компании MEMRB, приходится 69% продаж в стоимостном выражении .
Если до кризиса на долю импортного детского питания приходилось более 80% всей продукции, то к настоящему времени этот показатель снизился до 40%. Это произошло в связи с переносом некоторыми иностранными компаниями производства на территорию России (Nutricia, Nestle).
Несмотря на большую долю местного производства, импорт детского питания растет. По данным ГТК, в 2002 году в Россию было ввезено "младенческой" продукции на $32,7 млн. (на 16% больше, чем в 2001 году). Основными импортерами являются Нидерланды (37% от общего объема импорта), Швейцария (12%), Финляндия (8%), Бельгия (6%), Дания (6%).
Наиболее популярные марки фруктового и овощного детского пюре в России (% от опрошенных семей с детьми до 2 лет)*
"Тип-топ" | 39,4 |
Nestle | 31,6 |
"Азов" | 27,0 |
"Топ-топ" | 26,4 |
"Тонус" | 18,1 |
"Фрутек" | 13,2 |
Bona | 11,5 |
Hipp | 11,0 |
* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа". Потребители могли выбирать несколько марок.
Структура рынка детского питания (% от продаж)*
Смеси (заменители молока) | 30,2 |
Каши | 24,2 |
Пюре | 27,5 |
Соки | 13,8 |
Молоко (после 1 года) | 1,4 |
Чаи | 1,3 |
Печенье | 1,6 |
* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа". Потребители могли выбирать несколько марок.
* По данным розничного аудита, предоставленным агентством MEMRB за июль--август 2003 года.
На российском рынке рыбной продукции, объем которого оценивается в $1 млрд. в год, все больше становится импорта и все меньше -- продукции отечественных предприятий.
По данным Госкомстата РФ, российские предприятия за январь--август 2003 года выпустили 1,7 млн. тонн рыбы и рыбной продукции -- на 3,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. Заметнее всего сократилось предложение живой рыбы -- 151,7 тыс. тонн (меньше на 18,6%) и рыбных консервов -- 385,6 млн. банок (меньше на 6,7%). Спад в целом по отрасли был бы гораздо ощутимее, если бы не резкий рост производства мороженой рыбы -- плюс 54,8% к прошлому году.
Такое положение объясняется очень просто: рыболовство остается одной из самых криминализованных отраслей, а попытки государства сделать ее хоть немного более цивилизованной практически ни к чему не привели. Как следствие, по мнению президента группы компаний "Ледово" Надежды Болотовой, "в отрасль не идут инвестиции, а имеющаяся производственная база стремительно устаревает".
Депрессию в отрасли подстегивает и оскудение биоресурсов в доступных для устаревшего российского рыболовного флота зонах -- за первое полугодие 2003 года, по данным Госкомрыболовства РФ, улов составил 1540 тыс. тонн (минус 6% к прошлому году).
Тем не менее прилавки рыбных магазинов не оскудевают -- недостаток отечественной продукции с лихвой компенсируется импортом, который за январь--август нынешнего года вырос на 24% (до 322,9 тыс. тонн) и в денежном выражении составил $193,7 млн.
Производство рыбной продукции в России (тыс. тонн)*
2000 г. | 2858 |
2001 г. | 2821 |
2002 г. | 2615 |
2003 г.** | 2484 |
* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа". Потребители могли выбирать несколько марок.
* По данным розничного аудита, предоставленным агентством MEMRB за июль--август 2003 года.
* По данным Госкомстата РФ.
** Прогноз.
Мобильность россиян повышается -- это показывают итоги завершившегося сезона отпусков.
По данным МПС РФ, за январь--сентябрь 2003 года российские железные дороги перевезли более 96 млн. пассажиров в поездах дальнего следования, что на 4,3% больше, чем за то же время в прошлом году. Увеличились и воздушные перевозки: за 9 месяцев 2003 года, по предварительным данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), российские авиакомпании перевезли на международных и внутренних линиях 22,6 млн. человек (плюс 9,1% к прошлому году).
Как считают в МПС, рост перевозок объясняется двояко. Во-первых, введением 48 новых поездов на самых популярных направлениях. А во-вторых, тем, что цены на билеты росли не быстрее инфляции. Последний фактор способствовал и увеличению спроса на авиабилеты.
По оценке экспертов, в целом по итогам нынешнего года железные дороги покажут рост пассажироперевозок на 4,5%, а авиакомпании -- на 6%.
Пассажирские перевозки в России (млн. чел)*
Год | железные дороги | авиатранспорт |
---|---|---|
1999 г. | 1337,5 | 22,8 |
2000 г. | 1418,8 | 23,3 |
2001 г. | 1305,9 | 26,7 |
2002 г. | 1270,7 | 27,9 |
2003 г.** | 1330,4 | 30,4 |
* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа". Потребители могли выбирать несколько марок.
* По данным розничного аудита, предоставленным агентством MEMRB за июль--август 2003 года.
* По данным Госкомстата РФ.
** Прогноз.
* По данным МПС и Минтранса РФ.
** Прогноз.
ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, БОРИС ГАЛКИН.
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».