Наверх
9 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "Время платных советов"

Около $1 МЛРД составляет, по данным Ernst & Young, нынешний объем российского консалтингового рынка Из них свыше $400 млн приходится на аудиторские услуги, но доля сопутствующих услуг растет быстрыми темпами и уже превышает 50% общих доходов аудиторско-консалтинговых компаний.  

Около $1 МЛРД составляет, по данным Ernst & Young, нынешний объем российского консалтингового рынка Из них свыше $400 млн приходится на аудиторские услуги, но доля сопутствующих услуг растет быстрыми темпами и уже превышает 50% общих доходов аудиторско-консалтинговых компаний.  

 Современный консалтинг — гигантская индустрия, способная удовлетворить потребности любого бизнеса вне зависимости от его специфики и специализации. По данным Европейской федерации управленческого консалтинга, только в этой отрасли можно выделить восемь базовых направлений: менеджмент, администрирование, финансы, кадры, маркетинг, производство, информационные технологии, специальные услуги.    

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

   Однако споры о том, что понимать под бизнес-консультированием, продолжаются до сих пор. В наиболее общем виде можно сказать, что консалтинг — это платные консультационные профессиональные услуги, оказываемые организациям для повышения эффективности их работы. В России ситуа-ция выглядит еще более сумбурной и запутанной. Для отечественного рын-ка характерно изобилие компаний, стре-мящихся предложить клиенту в одном флаконе тренинги, аудиторские услуги и даже поиск перспективных сотрудников. Это привело к тотальной путанице в головах и не пониманию того, чем работа консультанта отличается от ус-луг коуча или бизнес-тренера.     ТОЧКИ НАД Ё    В конце XIX века "отцы-основатели" отрасли характеризовали свои стратегии и наработки как принципы, направленные на повышение производительности труда. Не на улучшение эффективности работы группы специа-листов, как бизнес-тренеры, не на ра-боту над ошибками отдельно взятого руководителя, как коучи, — одним словом, не на людей, а на бизнес. Сегодня консультант — специалист, который на основе доверенной ему информации и в соответствии с полученным от клиента запросом предлагает одно или несколько решений, цель которых — повышение эффективности работы данной конкретной компании в целом или каких-либо ее подразделений.

    ИСКУССТВО СОТРУДНИЧЕСТВА
   Нередко из-за отсутствия полной и до-стоверной информации потенциальным клиентам проще вовсе отказаться от услуг консалтеров. По сути, это проблема выбора между "внешними" консультантами и "внутренними" специалистами.    У каждой из сторон есть свои достоинства и недостатки. Так, в условиях оптимизации процессов, когда нужны глубокие знания специфики работы компании, штатным сотрудникам нет равных. Если же дело идет к банкротству, необходимо срочно искать новые рынки сбыта, менять политику, формировать новую команду в каком-либо отделе, лучше и во всех смыслах дешевле пригласить консультанта или группу со стороны. Но зачастую решить проблему можно только при условии грамотно организованного сотрудничества "внутренних" и "внешних".    Страх пойти на риск и довериться чужаку, который якобы не заинтересован в том, чтобы нести ответственность за результат своей деятельности, понятен. Но большинство консалтинговых компаний все же стремится построить долговременные отношения, чтобы иметь возможность и дальше зарабатывать на сотрудничестве со свои-ми клиентами. И ответственность за результат — одно из необходимых для этого условий.    Стоит отметить и такой признак профессионализма, как умение приглашенного консультанта создать ситуацию бесконфликтного и максимально продуктивного сотрудничества с персоналом компании клиента.    

ДЕЛО ВЫБОРА
    Доверие к консультанту — вещь важная. И все же не стоит основывать выбор только на рекомендациях знакомых. Насколько консультант известен, давно ли он работает в своей области, какие у него были успешные проекты, есть ли его публикации в профессиональных изданиях — ответы на эти вопросы позволят избежать многих ошибок.    Однако далеко не все консультанты могут и умеют грамотно себя пиарить, поэтому проще выбирать не конкретного специалиста, а компанию, которая этого специалиста предоставит. Здесь найти информацию гораздо легче: от позиции в рейтингах и первичной самопрезентации до базы клиентов и возможности уже через них проверить, насколько успешными были совместные проекты.    При этом всегда нужно помнить, чторабота бизнес-консультанта не га-рантирует немедленного результата или невероятного чуда. Справиться со своими проблемами можно лишь самостоятельно. Даже самый опытный консультант не вправе принять решение за своего клиента. Он лишь предлагает определенный набор вариантов, всегда оставляя выбор и последнее слово за заказчиком.    

 

   МИРОВАЯ ПРАКТИКА   2009 год стал для консалтинговых фирм годом сокращений персонала и испытания на прочность.    Клиенты хотели результатов лучше, быстрее и дешевле, чем когда-либо прежде. Сегодня ситуация меняется. Девиз 2010 года — "советник, которому доверяют". Кому именно? Международный еженедельник Consulting Magazine назвал самых-самых консалтеров:

 

    

 

   Фредерик УИНСЛОУ ТЕЙЛОР (1856-1915)   Создал первую в истории фирму, специализиро-вавшуюся на управленческом консультировании.    Фредерик Уинслоу Тейлор — выпускник юридического колледжа Гарварда. В 1884 году он стал главным инженером Мидвэльского сталелитейного завода, в этом же году впервые внедрил систему дифференциальной оплаты, учитывающую производительность труда. Полученный опыт позволил ему в 1893 году организовать собственную фирму по управленческому консультированию, первую в истории менеджмента, а через восемь лет он учредил Общество содействия научному менеджменту (позднее получившее название Общества Тейлора). Разработанная им система научной организации труда включала ряд положений, в том числе научные основания производства, подбор кадров, организацию взаимодействия между управляющими и рабочими. Его идея о дроблении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего огромную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века.       

Гаррингтон ЭМЕРСОН (1853-1931)   Впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком масштабе.    Вечный оппонент Тейлора, Гаррингтон Эмерсон сначала был профессором современных языков в университете Небраска. В 1890-е годы занимался прокладкой телеграфного кабеля, строительством дорог на Аляске. Перелом в судьбе Эмерсона произошел в 1903 году, когда его пригласили консультантом в национальную железнодорожную компанию. В 1910 году Комиссия по регулированию торговли между штатами рассматривала конфликт между отправителями грузов и железнодорожными компаниями, стремившимися под предлогом высоких издержек на зарплату повысить тарифы. Привлеченный в качестве эксперта Эмерсон доказал, что применение научных методов позволит железнодорожным компаниям снизить издержки на $1 млн ежедневно. В последующие годы Эмерсон получил известность как индустриальный инженер, а также один из основателей административной школы управления. Его труд "12 принципов производительности" (1912 год) привлек к себе внимание специалистов не только в США, но и во многих других странах.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK