11 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Вроде как в Бангалоре. Но по-нашему"

Архивная публикация 2005 года: "Вроде как в Бангалоре. Но по-нашему"

Диверсификация национальной экономики — актуальная политическая
задача.Об этом свидетельствует внесение в Госдуму проекта
федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части
первой, часть вторую Налогового кодекса...». Идея законопроекта в
том, чтобы предоставить налоговые преференции российским
IT-компаниям, работающим на внешнем рынке.

Диверсификация национальной экономики — актуальная политическая

задача.Об этом свидетельствует внесение в Госдуму проекта

федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части

первой, часть вторую Налогового кодекса...». Идея законопроекта в

том, чтобы предоставить налоговые преференции российским

IT-компаниям, работающим на внешнем рынке.

Первые разговоры о компьютеризации России как общенациональной

задаче начались осенью 2001-го. Говорили об этом идеологи федеральной

целевой программы «Электронная Россия» из Высшей школы экономики. Но

денег на ФЦП давали мало, да и те использовались с сомнительной

эффективностью. Надежды IT-индустрии на то, что ФЦП катализирует ее

развитие, не оправдались.

Более важным событием стал декабрьский (2004 года) визит Владимира

Путина в индийский Бангалор. В технопарке компании Infosys (это место

не может не впечатлять: оно превосходит по красоте, чистоте и

ухоженности любой средиземноморский курорт — это в Индии-то — и

одновременно является фабрикой по изготовлению компьютерных программ с

годовым оборотом более $1 млрд.) президент внешне был невозмутим. Два

капитана первого ранга при ядерном кейсе и те проявляли больше эмоций.

Однако в январе на совещании с представителями IT-компаний в

Новосибирске Путин устроил разнос МЭРТу и Минфину, потребовав к марту

законопроект об особых экономических зонах, чтобы наши программисты

жили не хуже индусов. Министерские взяли под козырек и все сделали,

благополучно забыв об обрадовавшейся было IT-индустрии.

И вот еще одна попытка. Дума намерена дать преференции отечественным

софтверным компаниям. Суть нового законопроекта: российские компании со

штатом 100 и более человек, которые не менее 70% производимой продукции

поставляют на экспорт (при условии, что это программное обеспечение),

будут облагаться лишь 6% налога на прибыль. Такая ставка позволит нашим

программистам, работающим на западных рынках, сохранить

конкурентоспособность и переводить бизнес в другие страны. Индия,

Ирландия, Китай — наши основные конкуренты — облагают производителей

софта примерно таким же налогом. Однако планку «100 человек в штате» не

выставляют, стремясь поддержать малый бизнес.

Участники рынка относятся к инициативе депутатов (проект разработан

в Думе) заинтересованно, но без энтузиазма. Президент группы компаний

IBS Анатолий Карачинский считает правильным, что преференции

предусмотрены только для тех компаний, которые производят софт для

внешнего рынка, и видит в этом «механизм стимулирования диверсификации

нашего экспорта». Г-н Карачинский напоминает, к чему в свое время

привели налоговые льготы внутри страны для «воинов-интернационалистов».

В апреле 2001-го во время встречи Владимира Путина с представителями

IT-отрасли то же самое говорил директор фирмы «1С» Борис Нуралиев (его

компания — крупнейший в стране поставщик софта). В ответ на предложение

президента дать IT-компаниям налоговые льготы директор «1С» сказал:

«Это двухходовка, сегодня вы нам льготы, а завтра на наш рынок придет

криминал». Теперь г-н Нуралиев констатирует кардинальное изменение

ситуации («сейчас нет большой опасности криминализации нашего

бизнеса»), а по поводу нынешнего законопроекта говорит следующее:

«Положительным является сам факт внимания государства к развитию

IT-индустрии и стимулированию несырьевого экспорта. Однако во многом

проект закона противоречит общепринятым декларациям развития рыночной

экономики и не соответствует интересам большинства предприятий нашего

профиля. Во-первых, он ориентирован в основном на поставщиков

интеллектуального полуфабриката — организации, выполняющие заказы на

разработку на сторону. Наибольшую прибыль и реальный престиж может

принести продажа за рубеж готовых изделий — например, программ

автоматизации бизнеса, антивирусов, систем распознавания или других

продуктов российских разработчиков, но в п. 3 ст. 346.44 упоминаются

только документы, подтверждающие оказание услуг (выполнение работ), а о

реализации товаров (готовых изделий) ничего не сказано.

Во-вторых, для программистских фирм численность 100 человек — это

довольно крупное предприятие, таких в стране немного. При этом в

области IT именно малые предприятия чаще порождают новаторские,

передовые продукты и технологии. Данный проект закона — редкий пример,

когда малые предприятия ставятся в невыгодное положение перед крупными

открыто и цинично.

В-третьих, мне и моим коллегам всегда импонировала демократичность

IT-отрасли. Компьютеры доступны всем, программы пишутся из нулей и

единиц, которые, в отличие от нефтяных скважин, не надо у кого-то

отбирать или выпрашивать. Это и способствовало быстрому — по 25—30% в

год — росту отрасли. Теперь, при декларируемой дебюрократизации

экономики, мы видим в проекте закона положение о государственной

аккредитации предприятий нашего профиля».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».