26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "За стеклом"

Архивная публикация 2004 года: "За стеклом"

Российский рынок листового стекла взбудоражен. Японской Asahi Glass, контролирующей крупнейший в стране Борский стекольный завод, предстоит отстаивать лидерство в борьбе с еще одним мировым гигантом — английской Pilkington, запускающей производство в России уже в 2005 году. Впрочем, исход этой схватки может решить «Альфа-Групп» — если продаст одной из сторон второй по величине Саратовский завод.Сообразили на троих

Российский рынок листового стекла взбудоражен. Японской Asahi Glass, контролирующей крупнейший в стране Борский стекольный завод, предстоит отстаивать лидерство в борьбе с еще одним мировым гигантом — английской Pilkington, запускающей производство в России уже в 2005 году. Впрочем, исход этой схватки может решить «Альфа-Групп» — если продаст одной из сторон второй по величине Саратовский завод.Сообразили на троих

Рынок листового стекла — из него делают окна, зеркала, автомобильные стекла и пр. — до недавнего времени не знал невзгод, конфликтов и передела собственности. Даже сегодня понятие «конкуренция» на этом рынке весьма условно: дело в том, что спрос на стекло в последние годы «нахально» превышает предложение. Компенсировать нехватку помогает импорт, который обеспечивает сегодня 20% потребности России в листовом стекле. Причем импортеров не отпугивает даже высокая таможенная пошлина, составляющая сейчас 15%.

Российское производство стекла — не самое богатое наследство, доставшееся нам от Страны Советов. Большинство отечественных предприятий до сих пор работает по морально устаревшим технологиям вертикального вытягивания (см. справку), перешедших же на прогрессивные флоат-технологии — считанные единицы. Прогрессивные заводы, выпускающие флоат-стекло, появились в 1970 году в Боре (Нижегородская область), в 1973 году — в Саратове и в 1975-м — в Салавате (Башкирия). В 80-е годы планировалось построить еще несколько флоат-линий на различных стекольных заводах, но финансирования под эти проекты найти не удалось. Результат налицо: по мировым меркам, «стекольная» Россия не слишком заметна — производя чуть более 1,3 млн. тонн продукции в год, она занимает менее 3% мирового рынка, общий объем которого в 2004 году превысил 40 млн. тонн листового стекла.

Постсоветский передел собственности в стекольной промышленности был недолгим — благо, делить-то было особенно нечего. В эпоху приватизации гордость советской стекольной промышленности — Борский и Саратовский заводы — перешли к «Альфа-Групп», аккумулировавшей контрольные пакеты акций этих компаний. В 1997 году «Альфа» перепродала акции Борского завода японской Asahi Glass. Теперь крупнейшая в мире стекольная группа из Страны восходящего солнца контролирует 85% акций завода через дочернюю компанию Glaverbel (сама Glaverbel владеет 36,4% акций, еще около 50% принадлежит иностранным портфельным инвесторам, передавшим свои пакеты ей в управление). Акции саратовского стекольного холдинга «Альфа» до сих пор не перепродала, но, как считают участники рынка, это вопрос времени. Что же касается еще одного флагмана индустрии, компании «Салаватстекло», то, по неофициальной информации, предприятие контролируется властями Башкирии, которые, по уже сложившимся местным традициям, не намерены задешево отдавать нажитое непосильным трудом.

Вынужденная щедрость

Участники рынка с гордостью говорят о том, что из-за благоприятной для стекольщиков конъюнктуры (читай — высокого спроса) каких-либо серьезных конфликтов между основными производителями не было. Три стекольных богатыря забрали себе примерно по $100 млн. рынка листового стекла, оставив еще $200 млн. импортерам и десятку предприятий, которые работают по старым технологиям. У последних качество продукции заметно ниже, а себестоимость выше, поэтому спрос на нее практически не растет. Вертикально-вытянутое стекло используют в основном для строительства теплиц и технических целей, а также в тех местах, куда везти более качественную продукцию было бы слишком дорого.

Впрочем, щедрость лидеров рынка вполне объяснима: в настоящее время все три российских завода-лидера, производящие качественное флоат-стекло, работают на полную мощность.

Что же касается импорта, то даже сами участники рынка расходятся в оценке его масштабов. Как говорят в отрасли, из-за высокой пошлины процветает «серый» и «черный» импорт. Стекло поступает к нам с Украины, из Киргизии, Китая, Швеции, Белоруссии, Финляндии, Польши, Чехии, США, Кореи и др. По оценке руководителя испытательного центра Института стекла Александра Чеснокова, в общей сложности в Россию ежегодно ввозится от 200 тыс. до 500 тыс. тонн стекла. Сибирь и Дальний Восток в значительной степени обеспечивают свои потребности за счет импорта из Киргизии, Китая и Кореи, ведь везти стекло из европейской части России намного дороже.

Возмутители спокойствия

Очевидно, что от импортной пошлины больше всего страдают крупные поставщики, ввозящие стекло по легальным каналам. В первую очередь это касается Glaverbel и Pilkington. Не случайно именно они стали первыми иностранными компаниями, которые решили создать собственное производство на территории России. Уже в следующем году начнут работу завод Glaverbel в Клинском районе и предприятие Pilkington в Раменском районе — оба в Московской области.

По части обнародованных планов эти две компании пока идут практически ноздря в ноздрю: намерения корпораций похожи как близнецы-братья. Завод Glaverbel, начало работы которого планируется на 2005 год, должен выпускать чуть более 200 тыс. тонн флоат-стекла в год, а также зеркальное полотно и термосберегающее стекло. Инвестиции в строительство предприятия составили около 140 млн. евро.

У Pilkington, выступающей на российском рынке в роли догоняющего, намерения чуть более нескромные. Запустить свой завод англичане планируют в том же январе 2005 года — он будет производить 230—240 тыс. тонн полированного стекла, а затраты на строительство составят более 150 млн. евро.

Столь близкие показатели обоих проектов — от географии до объема инвестиций — объясняются оценкой потенциального рынка. По данным маркетингового исследования финансово-консалтинговой компании «Группа ТТ», на Центральный и Северо-Западный районы приходится 36% потребления полированного стекла в России, в то время как в этих регионах нет ни одного современного стеклозавода. Ориентироваться, скажем, на рынок Сибири и Дальнего Востока иностранным компаниям не так интересно: при неразвитой инфраструктуре и огромных расстояниях он потребляет всего 18% стекла, причем, как уже говорилось, в основном импортного.

Совпадение данных по инвестициям также не случайно. По оценкам экспертов, минимальная стоимость вхождения компании-новичка на этот рынок — $100 млн. за линию по производству флоат-стекла. Учитывая сопутствующие расходы (здания, коммуникации, дополнительные перерабатывающие линии), эта величина вырастает до $130—150 млн. По некоторым данным, окупаемость флоат-линий довольно высока и занимает около двух-трех лет.

В этой ситуации нельзя не отметить позиции еще двух предприятий — «Салаватстекла» и «Саратовстройстекла», каждое из которых производит сегодня по 300 тыс. тонн продукции и может серьезным образом скорректировать планы мировых лидеров. Как сообщил «Профилю» представитель компании «Салаватстекло» Сергей Алешкович, уже к концу 2005 года завод завершит реконструкцию и запустит новые флоат-линии (объем производства не раскрывается). Коммерческий директор «Салаватстекла» Фаниль Умеров говорит, что спокойно относится к планам конкурентов: «Опасений никаких нет. У нас есть своя ниша и достойное место на рынке. А реконструкция производства, которая идет полным ходом, только укрепит наши позиции». Представители же подконтрольного «Альфе» «Саратовстройстекла» в категоричной форме отказались от любых комментариев. При этом эксперты считают, что в условиях борьбы за лидерство между Asahi Glass и Pilkington именно «Альфа» выигрывает больше всех. На вопрос о возможности продажи саратовского предприятия иностранному инвестору один из экспертов лаконично ответил: «Она очень высока». Другой аналитик, пожелавший сохранить анонимность, заметил: «Альфа» может продать завод либо сейчас, либо года через три. В 2005—2007 годах Россия может столкнуться с перепроизводством стекла, и это не добавит стоимости Саратовскому заводу. Впоследствии же на рынке опять образуется дефицит стекла». Эту точку зрения частично подтверждает и прогноз «Группы ТТ»: через 10 лет потребление листового стекла в России вырастет в 2,5 раза, а спрос на флоат-стекло будет расти еще более быстрыми темпами из-за выхода из строя отечественных мощностей по вертикальному вытягиванию.

Интересно, что третья по масштабам производства мировая стекольная корпорация Saint-Gobain (свыше 12% производства мирового стекла) пока не намерена вмешиваться в спор Asahi Glass и Pilkington. Помощник руководителя российского представительства компании Saint-Gobain Glass Exprover Анна Махонина сообщила «Профилю», что до 2007 года планы компании не предусматривают строительство заводов в России.

Капризные стеклопакеты

Любопытно, что ни один крупный производитель стекла в России пока не является серьезным игроком в области производства конечной продукции — стеклопакетов. Заметим, что оно более рентабельно, чем изготовление «простого» стекла. Тем не менее этот рынок крупнейшие стекольщики без боя уступили независимым игрокам. По данным «Группы ТТ», наиболее крупные производители конечной продукции из флоат-стекла — «БАМО-Флоат-Гласс», «Мосавтостекло», «Инпрус» и «Метробор». Александр Чесноков из Института стекла добавляет к ним и «Стеклостройкомплект».

Производители стекла отмечают, что перевозить готовые стеклопакеты более накладно, чем обычное листовое стекло: их в тот же грузовик или вагон входит значительно меньше. Поэтому стеклопакеты выгоднее производить как можно ближе к потребителю. Кроме того, производство стеклопакетов — гораздо менее инвестиционно емкий бизнес. «Входной билет» на этот рынок стоит около $1,5 млн., что вполне доступно для многих российских предпринимателей. Поэтому рынок стеклопакетов в России и так весьма конкурентен. Но крупные компании не теряют надежду занять хотя бы часть этого рынка на региональном уровне. Так, Glaverbel готовится в следующем году открыть производство стеклопакетов в Новосибирской области мощностью около 100 тыс. кв. м в год. Для сравнения: рынок стеклопакетов в Сибири, занятый множеством мелких компаний, оценивается специалистами в 15 млн. кв. м и растет на 30—40% ежегодно.

Еще с одним видом конечной продукции — выпуском автостекол — ситуация более благоприятная для стекольщиков. В этом сегменте прочные связи производителей и автозаводов сложились много лет назад. Так, «Салаватстекло» поставляет свою продукцию на ВАЗ, КамАЗ и УАЗ, а Борский стекольный завод — на ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, Ford во Всеволожске и др. По данным самого завода, до 80% всех новых автомобилей, выпускаемых в России и СНГ, оснащены «борскими» стеклами.

В целом же российский рынок листового стекла можно считать одним из самых перспективных. По оценкам Института стекла, в будущем году объемы потребления на нем вырастут на 240 тыс. тонн, или на 14%. В принципе, надежды иностранных и российских производителей стекла на динамичное развитие могут разбиться вдребезги только в двух случаях: из-за кризиса в строительной отрасли, который пока маловероятен, и резкого роста себестоимости стекла. Последний фактор напрямую зависит от цен естественных монополистов (ОАО «Газпром», ОАО РЖД, РАО ЕЭС): так, по словам Александра Чеснокова, увеличение цены на газ на 1% приводит к аналогичному росту цены на стекло. Хотя в ближайшей перспективе вряд ли стоит ожидать революционных повышений тарифов естественных монополий. Так что пока очевидно лишь одно: в самом ближайшем будущем доминировать на российском рынке стекла будут иностранные компании.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».