Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Закон о полномочиях на войну"

 Проект китайского закона о противодействии сепаратизму вынесен на утверждение проходящей сейчас в Пекине 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва. Законопроект сохранялся в тайне с момента одобрения его Постоянным комитетом ВСНП в декабре прошлого года, но лишь 8 марта были обнародованы его основные положения. Вряд ли приходится сомневаться, что этот законопроект будет одобрен делегатами сессии подавляющим большинством, если вообще не единогласно. Пока же официальные лица КНР внимательно отслеживают реакцию различных общественных кругов, прежде всего на Тайване, в соседних странах, а также со стороны Запада (администрация США уже призвала Пекин воздержаться от принятия данного закона. — «Профиль»).

Односторонне толкуя понятие «сепаратизм», законопроект представляет «объединение» в качестве единственного выбора для обеих сторон Тайваньского пролива. Фактически данный закон можно рассматривать как закон о полномочиях на войну, дающий китайской армии право использовать «немирные» средства для решения тайваньской проблемы. Это еще и попытка превратить тайваньскую проблему во внутриполитическую, попытка, которая нацелена на исключение любого вмешательства в эту проблему со стороны международного сообщества.

Определенно такой образ действий Китая окажет огромное влияние на отношения сторон Тайваньского пролива, а также на мир и стабильность в регионе. Руководство КНР назвало этот закон «антираскольническим», прежде всего, с целью показать внешнему миру, что нынешняя тенденция развития обстановки в Тайваньском проливе нацелена на «объединение», а не «разъединение». Но такая риторика явно не соответствует нынешней реальности. А она такова: между материковым Китаем и Тайванем на самом деле существуют отношения «взаимного неподчинения». И в этом смысле подготовленный закон может рассматриваться как односторонняя декларация об изменении статус-кво в Тайваньском проливе — статус-кво, признанного международным сообществом. Тем самым Китай не только подрывает нынешнее состояние мира и стабильности в регионе, но и бросает вызов международному сообществу.

Тайвань — это плюралистическое, демократичное общество, граждане которого обладают свободой слова. Хотя выработанный в Китае закон о противодействии сепаратизму относится к внутреннему законодательству, тем не менее он создаст угрозу для находящихся в материковом Китае тайваньских инвесторов, учащихся и туристов, а также для тайваньских частных и транснациональных предприятий. Закон, несомненно, негативно скажется на нормальных обменах между сторонами Тайваньского пролива. Вот почему почти 83% жителей Тайваня, согласно последним опросам общественного мнения, высказываются против такого закона.

Принятие закона о противодействии сепаратизму сделает невозможным проведение переговоров между Китаем и Тайванем, а ведь диалог и переговоры являются индикаторами нормального развития отношений между сторонами Тайваньского пролива. В последние месяцы сотрудничество в области организации новогодних (по лунному календарю) чартерных рейсов и систематическое взаимодействие, осуществляемое по разным каналам, настроили было ожидания народа Тайваня на позитивный лад. Но с принятием закона о противодействии сепаратизму разрушится основа для взаимодействия, закроется «окно возможности» для диалога двух сторон Тайваньского пролива.

Сохранение существующего мира и стабильности в Тайваньском проливе отвечает не только общим надеждам жителей Тайваня, но и чаяниям всего мира. Надеемся, что мировое сообщество обратит внимание на наращивание военной мощи Китая, а также его агрессивные намерения в отношении Тайваня и как можно раньше окажет по доступным каналам сдерживающее влияние на все более деструктивные действия китайских властей в отношении регионального мира и безопасности.

Согласно содержанию инаугурационной речи президента Чэнь Шуйбяня от 20 мая 2004 года, а также ряду недавних документов и директив нашего президента правительство Тайваня продолжит настаивать на создании Комитета за мир и развитие между двумя сторонами Тайваньского пролива. Мы исходим из того, что обе стороны Тайваньского пролива должны на основе доброй воли создавать атмосферу «мирного развития и свободы выбора». Путем переговоров обе стороны могут построить динамичный «мирный и стабильный» каркас для взаимодействий и гарантировать отсутствие односторонних изменений статус-кво в Тайваньском проливе. Это единственный путь в направлении обеспечения благоденствия населения КНР и Тайваня, а значит, и осуществления общего чаяния мирового сообщества.

Чэнь Жун-цзе — глава представительства Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству.

Из ст. 4 проекта Закона КНР «О борьбе с расколом»:

«Использование немирных методов для пресечения раскола и в защиту нашего суверенитета и территориальной целостности станет нашим последним средством, когда исчерпаются все другие усилия по мирному воссоединению. Государство предпримет немирные средства, а также другие необходимые меры для защиты суверенитета и территориальной целостности Китая в случае, если силы, выступающие за «независимость Тайваня», под тем или иным именем, тем или иным методом доведут дело до того, что отделение Тайваня от Китая станет свершившимся фактом, или если случится какое-то важное событие, которое повлечет за собой отделение Тайваня от Китая, или если возможности для мирного воссоединения будут полностью исчерпаны».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK