Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Запасной аэродром Михаила Фридмана"

Государство пристроило «Шереметьево» в хорошие руки «Альфы». Лучше аэропорт от этого точно не станет.»Альфа-Шереметьево», дочерняя структура «Альфы-Групп», на ближайшие три года стало управляющей компанией международного аэропорта «Шереметьево» (МАШ, 100% акций принадлежит Минимуществу). Победитель конкурса должен быть утвержден собранием акционеров аэропорта «Шереметьево» в течение 45 дней, после чего назначение управляющей компании завизирует премьер-министр Михаил Касьянов. Но до тех пор должны разрешиться две интриги. Во-первых, будет ли проигравший «Интертерминал» (40,05% акций принадлежит «Аэрофлоту», 40,05% — Национальному резервному банку, остальное — французскому строительному концерну Vinci) оспаривать итоги конкурса в суде. А во-вторых, выполнит ли «Аэрофлот» свою угрозу покинуть «Шереметьево», если отношения с «Альфа-Шереметьево» не сложатся. Об этом сказал глава НРБ и член совета директоров «Аэрофлота» Александр Лебедев сразу после объявления результатов конкурса.

Если с первой интригой все более или менее ясно (как показывает опыт альфовских недружественных поглощений, судиться с компанией Михаила Фридмана — занятие малоперспективное), то вторая куда более интересная. Ежели ведущая авиакомпания страны перебазируется из «Шереметьева» в «Домодедово», то МАШ из главных воздушных ворот страны превратится в запасной северный столичный аэродром, а победа «Альфы» окажется пирровой: проигравший «Аэрофлот» перевозит 54% шереметьевских пассажиров, 70% грузов и 86% почты.

Против кого дружили

Конкурс по выбору управляющей компании крупнейшего по объему перевозок аэропорта России (пассажиропоток в 2003 году составил 11,5 млн. человек, а у главного конкурента — «Домодедова» — около 9,4 млн., у «Внукова» — 2,5 млн.) вызывал немало нареканий. Например, многим показалось странным, что по условиям в конкурсе не имеют права принимать участие те компании, где доля государства составляет более 25%. Соответственно, «Аэрофлот», 51,17% акций которого принадлежит государству, самостоятельно участвовать в тендере не мог. Были и другие ограничения — уставный капитал претендента должен быть не менее $1,87 млн., сумма собственных средств — не менее $500 млн., а активы — не менее $2 млрд. До таких требований не дотягивал и НРБ Александра Лебедева — активы банка по состоянию на 1 декабря составляли всего порядка $520 млн. (33-е место в рейтинге «Профиля»).

Любопытно и другое: основными претендентами на управление МАШ помимо «Альфа-Шереметьево» и «Интертерминала» считались структуры АФК «Система» и группы «Ист Лайн». Однако неожиданно для многих участвовать в тендере они и вовсе отказались, даже не запросив конкурсную документацию. Это дало основания полагать, что Владимир Евтушенков и Дмитрий Каменщик заранее знали о том, кто будет победителем. Еще два претендента — «Спецпроектинвест» и «Управляющая компания «Имбера» — были сняты с конкурсной гонки: первый по причине отсутствия банковских гарантий, второй — поскольку неправильно оформил документацию.

Не корысти ради

Еще одна загадка конкурса: если в мировой практике принято платить управляющим компаниям за сокращение издержек, то в случае с «Шереметьевым» вознаграждение к качеству работы управляющего никак не привязано. Управляющая компания получит 1% от выручки «Шереметьева» плюс 2% от чистой прибыли, а если будет прирост годовой выручки, то еще и четверть от этого прироста. Если финансовые показатели деятельности «Шереметьева» не изменятся (выручка за 2003 год — 3,8 млрд. рублей, прибыль — 0,7 млрд. рублей), за год «Альфа» получит $1,79 млн., а за три контрактных года — $5,4 млн.

Претензии, озвученные после проигрыша Валерием Окуловым, как раз касались этого аспекта. «Условия конкурса не предполагают обязательств управляющей компании по развитию «Шереметьева», а предусматривают только одно — порядок вознаграждения». По словам главы «Аэрофлота», «Шереметьево» теперь может выбрать два варианта, каждый из которых его авиакомпанию категорически не устраивает, — либо увеличить аэропортовый сбор с перевозчиков, либо практиковать все больше чартерных рейсов.

Впрочем, аналитики рынка не верят, что государство, владеющее 100% акций «Шереметьева» и контрольным пакетом акций «Аэрофлота», позволит авиакомпании сменить базовый аэропорт на «Домодедово». Тем более что, как сказали в пресс-службе группы «Ист Лайна» (владеет аэропортом «Домодедово»), если «Аэрофлот», перевозящий 6,2 млн. пассажиров ежегодно, перейдет сейчас в «Домодедово», это снизит качество услуг аэропорта.

Другой вывод: «Альфе» все равно придется договариваться с «Аэрофлотом», которому принадлежат акции примерно 40 компаний, работающих в «Шереметьеве». Генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов сказал «Профилю», что не собирается продавать активы «Аэрофлота» — в их числе достаточно рентабельная гостиница Novotel (100-процентная дочка «Аэрофлота») и предприятие «Аэрофест» (магазины Moscow Duty Free, равные доли акций у «Аэрофлота», МАШ и германского учредителя). И если в Novotel управляющую компанию «Альфы» не пустят, то на «Аэрофест», как и на многие другие неавиационные активы «Аэрофлота», «Альфа-Шереметьево» будет влиять через своих людей в советах директоров.

Третий лишний

Но самая печальная судьба пока ожидает проект третьего терминала «Шереметьева», о начале строительства которого говорят уже на протяжении пяти лет. Выделенный под «Шереметьево-3» участок земли в Химкинском районе принадлежит «Аэрофлоту», он начал там даже вырубать леса, но стройка с мертвой точки не сдвинулась.

Слишком уж разные цели преследуют менеджеры «Аэрофлота» и «Шереметьева». «Аэрофлоту», желающему войти в альянс Sky Team, который создан Air France и Delta, современный терминал необходим как воздух. А МАШ в строительстве «Шереметьева-3» на 9 миллионов пассажиров в год как раз вовсе не заинтересован. Чтобы отбить вложения в новый терминал по полной программе, надо почти вдвое увеличивать пассажиропоток, а это вряд ли возможно в ближайшем будущем.

Дело в том, что помимо «Домодедова» главным воздушным воротам страны на пятки наступает и «Внуково»: Юрий Лужков мечтает о чудесном превращении гадкого утенка в номер один среди российских аэропортов. А как московский мэр умеет финансировать свои мечты, рассказывать никому не надо. На прошлой неделе «Внуково» озвучило свои намерения уже в апреле этого года открыть международный аэропорт, построить к нему монорельсовую дорогу от метро «Юго-Западная» до аэропорта «Внуково» и увеличить пассажиропоток с нынешних 3 млн. минимум до 7 млн. человек в год. По данным «Профиля», авиакомпания «Сибирь» планирует перевести часть рейсов во «Внуково». По мнению Бориса Рыбака из компании «Инфомост», многие другие авиакомпании могут последовать примеру «Сибири» в случае, если инфраструктура аэропорта доведут до должного уровня. Не исключено, что уход АФК «Система» с конкурса по «Шереметьево» был связан в том числе и с этими планами московского правительства: реконструкция аэропорта потребует $300 млн, и финансовые возможности близкой Москве ФПГ будут здесь очень даже востребованы.

В случае же с «Альфой» заинтересованность во вложениях строго обратная. Постройка нового терминала, который не сможет работать на полную мощность, повысит издержки, и вознаграждение за управление автоматически снизится.

В принципе, «Альфа-Шереметьево» в случае победы обещало привлечь на развитие аэропорта $1,5-2 млрд. Как заявлял генеральный директор «Альфа-Шереметьево» Игорь Барановский еще до конкурса, управляющая компания планирует построить новый терминал «Шереметьево-3», реконструировать и реорганизовать существующую инфраструктуру, создать удобную и понятную транспортную сеть. Однако, учитывая, что контракт заключен всего на три года, очевидно: вернуть вложенные деньги инвестору в течение указанного срока не удастся. Кстати, этот срок сам по себе наводит на определенные мысли. Ведь обычно такие объекты даются в управление на 30-50 лет, за которые можно совершить масштабные инвестиции, оправдать вложения и получить прибыль. Поэтому у экспертов рынка озвученная сумма вызывает большие сомнения — более вероятным представляется, что инвестиции «Альфы» в «Шереметьево» будут «чисто символическими».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK