26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Запасной аэродром Михаила Фридмана"

Архивная публикация 2004 года: "Запасной аэродром Михаила Фридмана"

Государство пристроило "Шереметьево" в хорошие руки "Альфы". Лучше аэропорт от этого точно не станет."Альфа-Шереметьево", дочерняя структура "Альфы-Групп", на ближайшие три года стало управляющей компанией международного аэропорта "Шереметьево" (МАШ, 100% акций принадлежит Минимуществу). Победитель конкурса должен быть утвержден собранием акционеров аэропорта "Шереметьево" в течение 45 дней, после чего назначение управляющей компании завизирует премьер-министр Михаил Касьянов. Но до тех пор должны разрешиться две интриги. Во-первых, будет ли проигравший "Интертерминал" (40,05% акций принадлежит "Аэрофлоту", 40,05% - Национальному резервному банку, остальное - французскому строительному концерну Vinci) оспаривать итоги конкурса в суде. А во-вторых, выполнит ли "Аэрофлот" свою угрозу покинуть "Шереметьево", если отношения с "Альфа-Шереметьево" не сложатся. Об этом сказал глава НРБ и член совета директоров "Аэрофлота" Александр Лебедев сразу после объявления результатов конкурса.

Государство пристроило "Шереметьево" в хорошие руки "Альфы". Лучше аэропорт от этого точно не станет."Альфа-Шереметьево", дочерняя структура "Альфы-Групп", на ближайшие три года стало управляющей компанией международного аэропорта "Шереметьево" (МАШ, 100% акций принадлежит Минимуществу). Победитель конкурса должен быть утвержден собранием акционеров аэропорта "Шереметьево" в течение 45 дней, после чего назначение управляющей компании завизирует премьер-министр Михаил Касьянов. Но до тех пор должны разрешиться две интриги. Во-первых, будет ли проигравший "Интертерминал" (40,05% акций принадлежит "Аэрофлоту", 40,05% - Национальному резервному банку, остальное - французскому строительному концерну Vinci) оспаривать итоги конкурса в суде. А во-вторых, выполнит ли "Аэрофлот" свою угрозу покинуть "Шереметьево", если отношения с "Альфа-Шереметьево" не сложатся. Об этом сказал глава НРБ и член совета директоров "Аэрофлота" Александр Лебедев сразу после объявления результатов конкурса.

Если с первой интригой все более или менее ясно (как показывает опыт альфовских недружественных поглощений, судиться с компанией Михаила Фридмана - занятие малоперспективное), то вторая куда более интересная. Ежели ведущая авиакомпания страны перебазируется из "Шереметьева" в "Домодедово", то МАШ из главных воздушных ворот страны превратится в запасной северный столичный аэродром, а победа "Альфы" окажется пирровой: проигравший "Аэрофлот" перевозит 54% шереметьевских пассажиров, 70% грузов и 86% почты.

Против кого дружили

Конкурс по выбору управляющей компании крупнейшего по объему перевозок аэропорта России (пассажиропоток в 2003 году составил 11,5 млн. человек, а у главного конкурента - "Домодедова" - около 9,4 млн., у "Внукова" - 2,5 млн.) вызывал немало нареканий. Например, многим показалось странным, что по условиям в конкурсе не имеют права принимать участие те компании, где доля государства составляет более 25%. Соответственно, "Аэрофлот", 51,17% акций которого принадлежит государству, самостоятельно участвовать в тендере не мог. Были и другие ограничения - уставный капитал претендента должен быть не менее $1,87 млн., сумма собственных средств - не менее $500 млн., а активы - не менее $2 млрд. До таких требований не дотягивал и НРБ Александра Лебедева - активы банка по состоянию на 1 декабря составляли всего порядка $520 млн. (33-е место в рейтинге "Профиля").

Любопытно и другое: основными претендентами на управление МАШ помимо "Альфа-Шереметьево" и "Интертерминала" считались структуры АФК "Система" и группы "Ист Лайн". Однако неожиданно для многих участвовать в тендере они и вовсе отказались, даже не запросив конкурсную документацию. Это дало основания полагать, что Владимир Евтушенков и Дмитрий Каменщик заранее знали о том, кто будет победителем. Еще два претендента - "Спецпроектинвест" и "Управляющая компания "Имбера" - были сняты с конкурсной гонки: первый по причине отсутствия банковских гарантий, второй - поскольку неправильно оформил документацию.

Не корысти ради

Еще одна загадка конкурса: если в мировой практике принято платить управляющим компаниям за сокращение издержек, то в случае с "Шереметьевым" вознаграждение к качеству работы управляющего никак не привязано. Управляющая компания получит 1% от выручки "Шереметьева" плюс 2% от чистой прибыли, а если будет прирост годовой выручки, то еще и четверть от этого прироста. Если финансовые показатели деятельности "Шереметьева" не изменятся (выручка за 2003 год - 3,8 млрд. рублей, прибыль - 0,7 млрд. рублей), за год "Альфа" получит $1,79 млн., а за три контрактных года - $5,4 млн.

Претензии, озвученные после проигрыша Валерием Окуловым, как раз касались этого аспекта. "Условия конкурса не предполагают обязательств управляющей компании по развитию "Шереметьева", а предусматривают только одно - порядок вознаграждения". По словам главы "Аэрофлота", "Шереметьево" теперь может выбрать два варианта, каждый из которых его авиакомпанию категорически не устраивает, - либо увеличить аэропортовый сбор с перевозчиков, либо практиковать все больше чартерных рейсов.

Впрочем, аналитики рынка не верят, что государство, владеющее 100% акций "Шереметьева" и контрольным пакетом акций "Аэрофлота", позволит авиакомпании сменить базовый аэропорт на "Домодедово". Тем более что, как сказали в пресс-службе группы "Ист Лайна" (владеет аэропортом "Домодедово"), если "Аэрофлот", перевозящий 6,2 млн. пассажиров ежегодно, перейдет сейчас в "Домодедово", это снизит качество услуг аэропорта.

Другой вывод: "Альфе" все равно придется договариваться с "Аэрофлотом", которому принадлежат акции примерно 40 компаний, работающих в "Шереметьеве". Генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов сказал "Профилю", что не собирается продавать активы "Аэрофлота" - в их числе достаточно рентабельная гостиница Novotel (100-процентная дочка "Аэрофлота") и предприятие "Аэрофест" (магазины Moscow Duty Free, равные доли акций у "Аэрофлота", МАШ и германского учредителя). И если в Novotel управляющую компанию "Альфы" не пустят, то на "Аэрофест", как и на многие другие неавиационные активы "Аэрофлота", "Альфа-Шереметьево" будет влиять через своих людей в советах директоров.

Третий лишний

Но самая печальная судьба пока ожидает проект третьего терминала "Шереметьева", о начале строительства которого говорят уже на протяжении пяти лет. Выделенный под "Шереметьево-3" участок земли в Химкинском районе принадлежит "Аэрофлоту", он начал там даже вырубать леса, но стройка с мертвой точки не сдвинулась.

Слишком уж разные цели преследуют менеджеры "Аэрофлота" и "Шереметьева". "Аэрофлоту", желающему войти в альянс Sky Team, который создан Air France и Delta, современный терминал необходим как воздух. А МАШ в строительстве "Шереметьева-3" на 9 миллионов пассажиров в год как раз вовсе не заинтересован. Чтобы отбить вложения в новый терминал по полной программе, надо почти вдвое увеличивать пассажиропоток, а это вряд ли возможно в ближайшем будущем.

Дело в том, что помимо "Домодедова" главным воздушным воротам страны на пятки наступает и "Внуково": Юрий Лужков мечтает о чудесном превращении гадкого утенка в номер один среди российских аэропортов. А как московский мэр умеет финансировать свои мечты, рассказывать никому не надо. На прошлой неделе "Внуково" озвучило свои намерения уже в апреле этого года открыть международный аэропорт, построить к нему монорельсовую дорогу от метро "Юго-Западная" до аэропорта "Внуково" и увеличить пассажиропоток с нынешних 3 млн. минимум до 7 млн. человек в год. По данным "Профиля", авиакомпания "Сибирь" планирует перевести часть рейсов во "Внуково". По мнению Бориса Рыбака из компании "Инфомост", многие другие авиакомпании могут последовать примеру "Сибири" в случае, если инфраструктура аэропорта доведут до должного уровня. Не исключено, что уход АФК "Система" с конкурса по "Шереметьево" был связан в том числе и с этими планами московского правительства: реконструкция аэропорта потребует $300 млн, и финансовые возможности близкой Москве ФПГ будут здесь очень даже востребованы.

В случае же с "Альфой" заинтересованность во вложениях строго обратная. Постройка нового терминала, который не сможет работать на полную мощность, повысит издержки, и вознаграждение за управление автоматически снизится.

В принципе, "Альфа-Шереметьево" в случае победы обещало привлечь на развитие аэропорта $1,5-2 млрд. Как заявлял генеральный директор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский еще до конкурса, управляющая компания планирует построить новый терминал "Шереметьево-3", реконструировать и реорганизовать существующую инфраструктуру, создать удобную и понятную транспортную сеть. Однако, учитывая, что контракт заключен всего на три года, очевидно: вернуть вложенные деньги инвестору в течение указанного срока не удастся. Кстати, этот срок сам по себе наводит на определенные мысли. Ведь обычно такие объекты даются в управление на 30-50 лет, за которые можно совершить масштабные инвестиции, оправдать вложения и получить прибыль. Поэтому у экспертов рынка озвученная сумма вызывает большие сомнения - более вероятным представляется, что инвестиции "Альфы" в "Шереметьево" будут "чисто символическими".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».