4 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "ЖУРНАЛЬНАЯ ЛИХОРАДКА"

Архивная публикация 2003 года: "ЖУРНАЛЬНАЯ ЛИХОРАДКА"

В КНР очень популярны иностранные журналы. Позволит ли компартия им процветать?КИТАЙ
ПАТРИК МАКГОВЕРН (Patrick J. McGovern) был в Китае 87 раз. Цифра впечатляет, но Патрик с радостью готов ехать туда снова и снова. Вообще-то, в ближайшие годы председателю International Data Group (IDG) предстоит еще много раз побывать в континентальном Китае: ведь его компания увеличивает здесь количество китайскоязычных иностранных журналов, среди которых есть все -- от Computerworld до Cosmopolitan, журнала группы Hearst Corp., издавать его в КНР и помогает IDG. За 23 года после своего первого визита издатель из Бостона вложил в Китай $20 млн. Сегодня IDG располагает 28 изданиями, выход еще 4 намечен на будущий год. "Китай на наших глазах превращается в крупнейший рынок в рамках одной страны", -- говорит МакГоверн.
Все это можно назвать золотой лихорадкой глянцевых журналов. Рынок рекламы в печатных изданиях растет на 37% в год, а совокупный доход от нее в прошлом году составил $5,5 млрд. Эти цифры не ускользнули от внимания мировых медиа-магнатов. Некоторые "ранние пташки" журнального бизнеса -- по большей части издания, пишущие о технологиях, -- пришли в Китай еще в 1980-х. Но в последнее время в Китай валом повалили иностранные издательства, которые или создают здесь совместные предприятия с китайскими партнерами, или передают права на использование своих названий и редакционных материалов в континентальном Китае по лицензии. Ныне выходит более 50 изданий иностранных журналов на китайском языке, к которым в будущем году добавится еще десяток наименований. "Инвесторы видят в Китае новый, нетронутый медиа-рынок с огромным потенциалом", -- считает директор Center for International Communications Studies при Tsinghua University в Пекине Ли Цзыгуань (Li Xiguang),
Отчасти открытие китайского медиа-рынка для новых изданий связано с новшествами в регулировании деятельности СМИ. Перемены последних лет, давшие стимул китайской экономике, наконец-то добираются и до не очень богатых 11 000 периодических изданий страны. Стремясь рационализировать работу медиа-сектора, пекинская General Administration of Press & Publications объявила в июле, что более не будет требовать от членов компартии обязательно подписываться на множество напыщенных, серых газет и журналов министерств и местных властей. На конец года прогнозируется закрытие порядка 1000 периодических изданий, а тысячам других придется искать новые источники финансирования. "Правительство не намерено брать на себя финансирование прессы", -- комментирует президент пекинской Global China Media Consulting Co. Чжао Цзяобин (Zhao Xiaobing).
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВГЛУБЬ
ГОРОЖАНЕ СВОИ предпочтения уже продемонстрировали. Если не считать китайских иероглифов, газетные киоски в Пекине ничем не отличаются от киосков в Париже или Пеории. Китайские издания есть у журналов Computerworld, Network World и PC Magazine. Компания The McGraw-Hill Companies предоставила лицензию на название и редакционные материалы журнала BusinessWeek издательству China Foreign Economic Relations & Trade Publishing House, которое издает китайскую версию еженедельника с 1986 года. С 2000 года в когорту деловых журналов на китайском вошли Fortune, Forbes и Harvard Business Review. Интересующихся модой горожанок пытаются завлечь более десятка изданий, таких как Marie Claire, Madame Figaro, Modern Bride и Harper's Bazaar.
Камень преткновения для иностранных издателей -- распространение. До сего дня этим занимались разрозненные местные распространители и почтовые отделения, из-за чего иностранцам было сложно продавать свои издания вне крупных городов. Однако ограничения на распространение снимаются, поскольку Китай, по соглашению с ВТО, все больше открывает свой рынок. По условиям соглашения, к декабрю 2004 года Китай должен разрешить иностранным компаниям создавать в стране сети распространения книг, газет и журналов. В первом полугодии будущего года IDG планирует учредить собственную компанию по распространению своих изданий и изданий конкурентов. "Одно из разочарований связано с тем, что мы можем охватить только 30% населения, тех, кто живет в больших городах, -- сетует МакГоверн. -- Создав сеть распространения в масштабах всей страны, мы могли бы расти втрое, вчетверо быстрее".
Сказанное не означает, что Пекин готов снять все ограничения. Не стоит рассчитывать, что будет отменен запрет на иностранные инвестиции в газеты: они более важны для властей, поскольку имеют дело с важными политическими новостями. А что касается иностранных издателей журналов, то им приходится либо бороться за то, чтобы их продукт выходил в Китае по лицензии, либо создавать совместные предприятия с китайским издателем, который всегда оставляет за собой контрольный пакет. Такое положение вынудило многих издателей подписать соглашения о сотрудничестве в рекламе или об оказании консалтинговых услуг, а на деле помогать в производстве редакционных материалов. Журналы, у которых возникли проблемы с лицензированием, печатаются в Гонконге и экспортируются на континент. Отчасти это выход, но издание в Китае предпочтительнее, так как импортируемая издательская продукция доступна лишь по подписке или в немногочисленных торговых точках, например в пятизвездочных отелях. (Издание BusinessWeek на китайском языке издается в Пекине.)
Даже наличие официального разрешения не дает журналам права печатать то же самое, что и в других странах. Фактически некоторые иностранные журналы, как и местные, ввели самоцензуру или стараются обходить острые углы. Например, недавно дебютировавший в Гонконге ежемесячный журнал Newsweek Select, который перепечатывает статьи из американского еженедельника, заявляет, что будет избегать важных политических новостей и политики вообще. "Для наших китайских читателей мы намерены сосредоточиться на спокойных материалах, больше ориентированных на темы досуга", -- говорит Джозеф Пун (Joseph Poon), гендиректор гонконгской медиа-компании Vertex Communications & Technology Group Ltd., издающей китайскую версию. Из-за этого издание может выглядеть несколько бледновато по сравнению с потенциальными конкурентами вроде выпускаемого гонконгской компанией Tom еженедельника Sanlian Life, который иногда печатает "убойные" материалы.
Независимо от содержания, простая перепечатка переводов из зарубежных изданий в ближайшие годы будет малоперспективной. Дело в том, что за последние десять лет образованные китайцы значительно расширили свои горизонты и иностранные журналы для них уже не единственное окно в мир. Сегодня их больше интересуют статьи о жизни в современном Китае. "Некогда было достаточно просто переведенных статей, теперь же нужны местные темы", -- комментирует глава китайского подразделения Hachette Filipacchi Media Сао Веймин (Cao Weiming). Эта компания издает в континентальном Китае Elle, Marie Claire и Car&Driver. И к освещению всех вопросов, от секса до фондового рынка, журналы привлекают китайских авторов
Кроме того, иностранцы начинают сталкиваться с усилением конкуренции со стороны местных изданий. Китайские журналы быстро выходят на профессиональный уровень, нередко превосходящий уровень иностранных аналогов. China Entrepreneur завоевал популярность своими яркими статьями о местных лидерах бизнеса. Модный журнал Rayli отличается впечатляющими статьями и фотосессиями. А финансовый журнал Caijing регулярно печатает материалы о коррупции, иногда получая за это нагоняй от властей. "Нельзя не обращать внимания на иностранные издания, но пока, мне кажется, они не в состоянии стать нам реальными конкурентами", -- говорит заместитель выпускающего редактора Caijing Лин Либо (Lin Libo). И все же иностранцы определенно пытаются стать реальными конкурентами и готовы ездить в Китай столько, сколько нужно, чтобы добиться успеха.

Всей гурьбой
Более 50 иностранных журналов издают в континентальной части Китая свои издания на китайском языке. В будущем году к ним рассчитывает присоединиться еще десяток СМИ.

В КНР очень популярны иностранные журналы. Позволит ли компартия им процветать?КИТАЙ

ПАТРИК МАКГОВЕРН (Patrick J. McGovern) был в Китае 87 раз. Цифра впечатляет, но Патрик с радостью готов ехать туда снова и снова. Вообще-то, в ближайшие годы председателю International Data Group (IDG) предстоит еще много раз побывать в континентальном Китае: ведь его компания увеличивает здесь количество китайскоязычных иностранных журналов, среди которых есть все -- от Computerworld до Cosmopolitan, журнала группы Hearst Corp., издавать его в КНР и помогает IDG. За 23 года после своего первого визита издатель из Бостона вложил в Китай $20 млн. Сегодня IDG располагает 28 изданиями, выход еще 4 намечен на будущий год. "Китай на наших глазах превращается в крупнейший рынок в рамках одной страны", -- говорит МакГоверн.

Все это можно назвать золотой лихорадкой глянцевых журналов. Рынок рекламы в печатных изданиях растет на 37% в год, а совокупный доход от нее в прошлом году составил $5,5 млрд. Эти цифры не ускользнули от внимания мировых медиа-магнатов. Некоторые "ранние пташки" журнального бизнеса -- по большей части издания, пишущие о технологиях, -- пришли в Китай еще в 1980-х. Но в последнее время в Китай валом повалили иностранные издательства, которые или создают здесь совместные предприятия с китайскими партнерами, или передают права на использование своих названий и редакционных материалов в континентальном Китае по лицензии. Ныне выходит более 50 изданий иностранных журналов на китайском языке, к которым в будущем году добавится еще десяток наименований. "Инвесторы видят в Китае новый, нетронутый медиа-рынок с огромным потенциалом", -- считает директор Center for International Communications Studies при Tsinghua University в Пекине Ли Цзыгуань (Li Xiguang),

Отчасти открытие китайского медиа-рынка для новых изданий связано с новшествами в регулировании деятельности СМИ. Перемены последних лет, давшие стимул китайской экономике, наконец-то добираются и до не очень богатых 11 000 периодических изданий страны. Стремясь рационализировать работу медиа-сектора, пекинская General Administration of Press & Publications объявила в июле, что более не будет требовать от членов компартии обязательно подписываться на множество напыщенных, серых газет и журналов министерств и местных властей. На конец года прогнозируется закрытие порядка 1000 периодических изданий, а тысячам других придется искать новые источники финансирования. "Правительство не намерено брать на себя финансирование прессы", -- комментирует президент пекинской Global China Media Consulting Co. Чжао Цзяобин (Zhao Xiaobing).

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВГЛУБЬ

ГОРОЖАНЕ СВОИ предпочтения уже продемонстрировали. Если не считать китайских иероглифов, газетные киоски в Пекине ничем не отличаются от киосков в Париже или Пеории. Китайские издания есть у журналов Computerworld, Network World и PC Magazine. Компания The McGraw-Hill Companies предоставила лицензию на название и редакционные материалы журнала BusinessWeek издательству China Foreign Economic Relations & Trade Publishing House, которое издает китайскую версию еженедельника с 1986 года. С 2000 года в когорту деловых журналов на китайском вошли Fortune, Forbes и Harvard Business Review. Интересующихся модой горожанок пытаются завлечь более десятка изданий, таких как Marie Claire, Madame Figaro, Modern Bride и Harper's Bazaar.

Камень преткновения для иностранных издателей -- распространение. До сего дня этим занимались разрозненные местные распространители и почтовые отделения, из-за чего иностранцам было сложно продавать свои издания вне крупных городов. Однако ограничения на распространение снимаются, поскольку Китай, по соглашению с ВТО, все больше открывает свой рынок. По условиям соглашения, к декабрю 2004 года Китай должен разрешить иностранным компаниям создавать в стране сети распространения книг, газет и журналов. В первом полугодии будущего года IDG планирует учредить собственную компанию по распространению своих изданий и изданий конкурентов. "Одно из разочарований связано с тем, что мы можем охватить только 30% населения, тех, кто живет в больших городах, -- сетует МакГоверн. -- Создав сеть распространения в масштабах всей страны, мы могли бы расти втрое, вчетверо быстрее".

Сказанное не означает, что Пекин готов снять все ограничения. Не стоит рассчитывать, что будет отменен запрет на иностранные инвестиции в газеты: они более важны для властей, поскольку имеют дело с важными политическими новостями. А что касается иностранных издателей журналов, то им приходится либо бороться за то, чтобы их продукт выходил в Китае по лицензии, либо создавать совместные предприятия с китайским издателем, который всегда оставляет за собой контрольный пакет. Такое положение вынудило многих издателей подписать соглашения о сотрудничестве в рекламе или об оказании консалтинговых услуг, а на деле помогать в производстве редакционных материалов. Журналы, у которых возникли проблемы с лицензированием, печатаются в Гонконге и экспортируются на континент. Отчасти это выход, но издание в Китае предпочтительнее, так как импортируемая издательская продукция доступна лишь по подписке или в немногочисленных торговых точках, например в пятизвездочных отелях. (Издание BusinessWeek на китайском языке издается в Пекине.)

Даже наличие официального разрешения не дает журналам права печатать то же самое, что и в других странах. Фактически некоторые иностранные журналы, как и местные, ввели самоцензуру или стараются обходить острые углы. Например, недавно дебютировавший в Гонконге ежемесячный журнал Newsweek Select, который перепечатывает статьи из американского еженедельника, заявляет, что будет избегать важных политических новостей и политики вообще. "Для наших китайских читателей мы намерены сосредоточиться на спокойных материалах, больше ориентированных на темы досуга", -- говорит Джозеф Пун (Joseph Poon), гендиректор гонконгской медиа-компании Vertex Communications & Technology Group Ltd., издающей китайскую версию. Из-за этого издание может выглядеть несколько бледновато по сравнению с потенциальными конкурентами вроде выпускаемого гонконгской компанией Tom еженедельника Sanlian Life, который иногда печатает "убойные" материалы.

Независимо от содержания, простая перепечатка переводов из зарубежных изданий в ближайшие годы будет малоперспективной. Дело в том, что за последние десять лет образованные китайцы значительно расширили свои горизонты и иностранные журналы для них уже не единственное окно в мир. Сегодня их больше интересуют статьи о жизни в современном Китае. "Некогда было достаточно просто переведенных статей, теперь же нужны местные темы", -- комментирует глава китайского подразделения Hachette Filipacchi Media Сао Веймин (Cao Weiming). Эта компания издает в континентальном Китае Elle, Marie Claire и Car&Driver. И к освещению всех вопросов, от секса до фондового рынка, журналы привлекают китайских авторов

Кроме того, иностранцы начинают сталкиваться с усилением конкуренции со стороны местных изданий. Китайские журналы быстро выходят на профессиональный уровень, нередко превосходящий уровень иностранных аналогов. China Entrepreneur завоевал популярность своими яркими статьями о местных лидерах бизнеса. Модный журнал Rayli отличается впечатляющими статьями и фотосессиями. А финансовый журнал Caijing регулярно печатает материалы о коррупции, иногда получая за это нагоняй от властей. "Нельзя не обращать внимания на иностранные издания, но пока, мне кажется, они не в состоянии стать нам реальными конкурентами", -- говорит заместитель выпускающего редактора Caijing Лин Либо (Lin Libo). И все же иностранцы определенно пытаются стать реальными конкурентами и готовы ездить в Китай столько, сколько нужно, чтобы добиться успеха.


Всей гурьбой

Более 50 иностранных журналов издают в континентальной части Китая свои издания на китайском языке. В будущем году к ним рассчитывает присоединиться еще десяток СМИ.

ЖУРНАЛЗАПУСКТИРАЖ

Madame Figaro1999 г.280 000

Модный журнал, который издает ведущая французская газета. Для юных читательниц -- Figaro Girl

Marie Claire2002 г.250 000

"Сестра" Elle (Hatchett), ориентированная на более образованную читательницу. Конкурирует с аналогичными Harper's Bazaar и местным изданием Rayli

Sunlian Life Weekly1994 г.220 000

Популярный новостной еженедельник, частично принадлежащий гонконгской Tom, печатает отличные иллюстрации и фотографии

China Computerworld1980 г.215 000

Первый иностранный журнал в Китае. Материнская компания IDG ныне издает в Китае еще 28 наименований, включая Cosmopolitan и Esquire

Harvard Business Review2002 г.50 000

Публикует статьи на темы финансов и бизнеса, в основном из американского издания журнала Harvard Business School

Newsweek Select2003 г.Нет данных

Запущен в августе в Гонконге, но, очевидно, рассчитан на рынок в континентальной части Китая. В будущем году намерен выйти на тираж в 80 000

-- ДЕКСТЕР РОБЕРТС (DEXTER ROBERTS) В ПЕКИНЕ. -- BUSINESSWEEK

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».