Наверх
23 сентября 2020

Их не догонишь

Как бы ни потирали руки скептики и ни жаловались на последствия перманентного кризиса автостроители, регулярно поднимающие цены на свою продукцию, авторынок продолжает неустанно расти. «Деловой еженедельник "Профиль"» познакомился с показателями продаж и оценил дальнейшие перспективы сегмента новых грузовых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России.

Что новенького у «больших»?

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в последний месяц лета объем продаж грузовиков в России достиг отметки 7,8 тыс. экземпляров, что на целых 65,3% больше, чем за аналогичный период минувшего года. В целом же за восемь месяцев рынок новеньких большегрузов по сравнению с прошлым годом продемонстрировал рост на 47%. Лидирующую позицию по-прежнему занимает отечественный КАМАЗ – на долю российского производителя приходится треть от общего объема, или, если быть точнее, 34%. В абсолютных цифрах это составляет 2,6 тыс. реализованных автомобилей, что на 49,5% больше, чем годом ранее. Таких показателей автостроителю удалось добиться не в последнюю очередь благодаря госзаказам. Правда, не факт, что по итогам года марка сможет реализовать ранее намеченные планы по объему и производства, и продаж.

Второе почетное место занимает бренд ГАЗ, владельцами машин которого в августе стали 691 человек – рост на 1,8%. Впрочем, аналитики уверены, что осенние результаты GAZ будут куда более впечатляющими. Замыкает тройку лидеров немецкий MAN с показателем 610 реализованных автомобилей. Далее идут опять же немецкий Mercedes-Benz, показавший рост на 162,1%, что в абсолютных цифрах составляет 561 единицу, и шведская Scania, рванувшая вверх на 180,3% и продавшая за указанный период в России 527 экземпляров большегрузной техники. Что примечательно, все марки, вошедшие в первую десятку, смогли продемонстрировать положительную динамику, причем пять из них – DAF, Volvo, Scania, Mercedes и MAN – отметились трехзначными показателями процентного роста. Серьезнее всех «выстрелил» DAF, чьи результаты по отношению к прошлому году увеличились аж на 407,1%.

Shutterstock
©

Среди отдельно взятых моделей покупательскую активность показывает KAMAZ 5490 – за восемь месяцев он разошелся тиражом 2350 экземпляров, что на 1062 единицы больше, чем год назад. В последний месяц лета камазовцы пристроили 523 таких автомобиля, улучшив свои позиции на 128,1%. Чуть меньше – 517 проданных машин – пришлось на KAMAZ 43118 (+38,2%), а в период с января по август производитель передал своим клиентам 3483 авто. Но куда более серьезными результатами похвастал Mercedes-Benz Actros – августовские продажи в количестве 486 штук демонстрируют рост на 151,8%, что позволило немецкой модели полноправно занять третью строчку в рейтинге. По итогам восьми месяцев автостроитель реализовал 2600 этих машин, что на 1841 единицу больше, чем в минувшем году.

GAZ обгоняет конкурентов

Что касается сегмента легкого коммерческого транспорта, то, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), абсолютным лидером оказалась «ГАЗель». В период с января по сентябрь в различных ипостасях эта модель разошлась тиражом 36 264 автомобиля – нижегородцам удалось продать без малого на 3000 машин больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост составил 6,7%. Независимые эксперты уверены, что в обозримом будущем бренд GAZ и вовсе не оставит шансов конкурентам, и без того серьезно проигрывающим ему на рынке. Во‑первых, газовцы постоянно эволюционируют, предлагая потребителям все новые решения при создании уже известных моделей и вместе с тем расширяя перечень их модификаций. Во‑вторых, работают над совершенно новыми технологиями, следуя современным трендам мирового автопрома. И, наконец, выводят свежие перспективные продукты.

©

Например, недавно «Группа ГАЗ» представила сразу четыре прототипа машин на электрической тяге. В частности, микроавтобус с низким входом и возможностью транспортировки пассажиров с инвалидными колясками. Более того, на сегодняшний день производитель уже завершил разработку платформы для создания целой россыпи моделей семейства «Газель NEXT», которая станет базой для строительства бортовых грузовиков, фургонов и микроавтобусов. Возвращаясь к электрическому «басу» грузоподъемностью 1,5 тонны, стоит отметить, что в его основе лежит 90‑киловаттный электромотор, позволяющий машине ускоряться до 100 км/ч и без дополнительной подзарядки преодолевать расстояние свыше 120 километров. А как вам понравится модификация популярной «ГАЗели NEXT» с автоматической коробкой передач? Автомобиль, укомплектованный бодрым шестискоростным «автоматом» от французской фирмы PUNCH Powerglide, выйдет на рынок уже в следующем году.

Павел Середа«Спрос на рынке LCV пока неустойчив: покупательская способность клиентов по-прежнему остается достаточно низкой из-за дефицита оборотных средств у предприятий среднего и малого бизнеса – основного потребителя коммерческого транспорта – и высокой стоимости заемных средств. Глобально переход к устойчивому росту невозможен без эффективных мер по развитию малого и среднего бизнеса, а также без возобновления эффективных мер господдержки обновления транспортного парка. Мы видим позитивные тенденции в отдельных сегментах: например, заметный рост происходит в сегменте пассажирских перевозок. Выход на рынок двух новых моделей микроавтобусов «ГАЗель NEXT» (пассажиро-вместимостью 17 и 21 человек), имеющих значительное ценовое преимущество перед конкурентами, позволяет перевозчикам обновлять транспортные парки и достаточно быстро окупать инвестиции. Также некоторый рост спроса наблюдается в ряде отраслей промышленности и в сельском хозяйстве. Однако самый крупный потребитель LCV – сегмент перевозок и розничной торговли – по-прежнему находится в стагнации, спрос здесь продолжает падать. Негативные рыночные тенденции мы компенсируем за счет роста продаж новых моделей семейства NEXT. В сегменте бортовых грузовиков компания сохраняет свое лидирующее положение – около 75% рынка. Заметное увеличение продаж наблюдается по новым моделям 2016 года – микроавтобусам и фургонам «ГАЗель NEXT», а также по различным вариантам спецтехники».

Похоже, буксующему на месте в плане модернизации и внедрения в свои авто новых технологий Ульяновскому автозаводу придется несладко. Кстати, УАЗ со своими классическими моделями и так за девять месяцев этого года «просел» на 1,3% – обладателями уазовской продукции стали 13 988 человек. Между тем на предприятии не унывают – с запуском продаж нового UAZ Profi они намерены сократить разрыв с безоговорочным лидером сегмента. Плюсы у новинки, конечно же, есть: к примеру, ульяновский «грузовичок» имеет полный привод и комплектуется двигателем мощностью 150 сил, в то время как в арсенале «Газели» – мотор о 107 «лошадях». Да и гарантия у УАЗ «Профи» составляет не три, а четыре года.

Впрочем, у GAZ есть чем ответить амбициозному сопернику – мало того, что в линейке Горьковского завода имеется полноприводный «Соболь», так и по цене нижегородская продукция находится явно в выигрышном положении. Про надежность используемых узлов и агрегатов говорить не приходится и вовсе. А вот автомобили УАЗ своей долговечностью не славятся, о чем помимо прочего свидетельствуют многочисленные отзывы самих «уазоводов» в сети.

Кстати, о «Соболе». В рейтинге российских продаж легкого коммерческого транспорта за девять месяцев он уступил лишь американскому Ford Transit – 3667 против 5648 реализованных авто. Занявшие третью строчку фордовцы поднялись на 56,8%, а нижегородцы – на 2,5%. Пятую позицию завоевал немецкий Mercedes-Benz Sprinter в классической компоновке – по сравнению с прошлым годом объем продаж модели вырос на 5,1% (3430 проданных экземпляров). Ему в спину дышит конкурент–соотечественник Volkswagen Transporter с показателем 2197 единиц (+9,1%), а следом – итальянский FIAT Ducato (1280 реализованных машин), потерявший 9,6%, а также немецкий Volkswagen Caddy (1105 штук), который, наоборот, в отличие от прошлого года, взлетел аж на 76,2%. Замыкают десятку лидеров корейский Hyundai H‑1, нашедший 1050 новых хозяев (+16,8%), и французский Peugeot Boxer, разошедшийся тиражом 836 автомобилей (+44,6%).

Среди тех, кто показал действительно колоссальный рост, стоит отметить американский Ford Tourneo Custom, рванувший вверх на 500%, – по итогам девяти месяцев автомобилем обзавелись 180 россиян, в то время как за прошлый год их количество не превысило и тридцати. Еще «круче» выступил «родственный» Ford Transit Custom, владельцами которого стали 153 человека против 22 купивших его годом ранее. В итоге взлет на 595,5%. Неплохо сыграл французский Peugeot Partner, продемонстрировавший рост на 146,9% и завоевавший признание 316 наших соотечественников – на 188 человек больше, чем год назад.

©

Впрочем, не обошлось и без серьезных падений. Например, на 51,4% хуже в указанный период пошли продажи французской модели Renault Master – если в прошлом году свое предпочтение ей отдали 329 человек, то в этом – всего 160. Потеряла клиентов и другая французская модель – Citroёn Jumpy в грузовой модификации. Спрос на нее упал на 28,2%, что в количественном соотношении составляет 61 против 85 покупателей, выбравших этот автомобиль годом ранее. Впрочем, после вывода на рынок нового Jumpy, производитель в означенный срок показал рост в 37,6%.

В целом рынок грузового и LCV сегментов, как уже было сказано, показывает уверенные темпы роста. Любопытно: насколько же производители улучшат свои результаты к концу 2017 года? Ведь ряд экспертов, даже несмотря на стабилизацию экономической ситуации в стране, положительно сказавшуюся на оживлении авторынка, уверены, что объемы продаж большегрузов и легкого коммерческого транспорта в России начнут снижаться уже в следующем году.

Читать полностью (время чтения 4 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK
23.09.2020