25 февраля 2024
USD 92.75 +0.31 EUR 100.44 +0.55
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Каждый третий: как китайский автопром завоевывает российский рынок
автомобили Автомобили Китай Россия

Каждый третий: как китайский автопром завоевывает российский рынок

Пришло время подвести итоги (не слишком впечатляющие, надо сказать) продаж новых легковых автомобилей в сентябре 2022 года. По данным агентства «Автостат», за месяц в России реализовано 44,4 тыс. машин, что на 60% меньше, чем за тот же период прошлого года. Но по отношению к августу 2022-го российский авторынок показал небольшой рост (+4%), что уже неплохо.

Производство электромобилей Evolute

Электромобили Evolute

©Александр Рюмин ТАСС

Содержание:

Взлеты и падения

Лидером рынка остается отечественная марка Lada, ее доля в первый месяц осени выросла почти до 40% (год назад было 14,4%). В сентябре россияне купили 17,5 тыс. новых легковых автомобилей Lada. Второе место и лидерство среди иномарок завоевал китайский бренд Chery (3850 шт.). В прошлом году это место принадлежало корейскому бренду Kia, который сейчас опустился на третье место (3,3 тыс.). Далее по списку идут китайская марка Haval (3,2 тыс.) и корейская Hyundai (2,8 тыс.). При этом рост среди всех брендов из топ-25 демонстрируют только Lada (+9,8%) и пять марок из Китая – Haval (+3,6%), Geely (+3,3%), Exeed (в 7,4 раза), Changan (+17,2%) и JAC (+16,5%). А сильнее всех «провалился» немецкий BMW (-95%).

Если же посмотреть на итоги девяти месяцев 2022-го, то за этот период в РФ приобрели 474,7 тыс. новых легковых машин – на 59% меньше, чем в январе–сентябре прошлого года. И тут положительную динамику сохраняют лишь две марки – тот же Exeed (в 4,8 раза) и корейский Genesis (+1,5%).

©

А как кардинально изменилась структура нашего рынка! Так, если всего лишь год назад, в сентябре 2021-го, доля Chery составляла 3,8%, то сейчас уже 8,7%; Haval – 2,7% и 7,2% соответственно, Geely – 2,4% и 6,3%, а малоизвестный ранее Exeed увеличил свою долю в 15 раз – до 2,9% рынка. Год назад такую долю имели две премиальные марки, вместе взятые, – Audi и Lexus, только где они теперь?..

Та же картина и по моделям. Да, по-прежнему у нас номер один – это Lada Granta: в сентябре продано 12,2 тыс. штук. И это в 3,7 раза больше, чем в сентябре 2021-го. При этом доля Granta на рынке ныне составляет 27,4%. А вот на втором месте – кроссовер Chery Tiggo 7 Pro, который в начале осени продали в количестве 2,2 тыс. – на треть больше, чем год назад. Третья позиция – у кроссовера Haval Jolion (2,1 тыс.), который тоже демонстрирует рост (в 3,1 раза). И, что интересно, только на 4-м месте – заслуженный (и гораздо более дешевый) внедорожник Lada Niva Legend (2 тыс.). Модный кроссовер Geely Coolray (1,4 тыс.) на 5-м месте (+29%). Кстати, в серьезном плюсе еще три модели из КНР – Geely Atlas PRO (+175%), Exeed TXL (+209%) и Geely Tugella (+260%). А сильнее всех в сентябре «провалился» суперпопулярный Kia Rio (-90,2%). Просто таких машин почти нет у дилеров…

©

И в результате все китайские модели сегодня занимают 26,7% нашего рынка. Год назад – всего 9,8%. То есть, грубо говоря, каждый третий автомобиль, проданный в нашей стране, – китайской марки. Впечатляет?

Первые шаги

Китайская пословица говорит, что «дорога длиной в тысячу ли начинается с первого шага». Так получилось, что я хорошо помню первое появление китайского автомобиля в нашей стране. Надо сказать, это было не так давно – всего каких-то 18 лет назад. Нам явили довольно большой пикап неизвестной марки Admiral – красивый, брутальный. Правда, при ближайшем рассмотрении он оказался довольно тесным, не слишком качественно собранным, не очень надежным… В общем, разочарование пришло весьма быстро – вместе с ржавчиной на кузове (а она проявилась после первой же зимы). Вслед за «Адмиралом» появились и другие модели – яркие, богато укомплектованные и… не очень надежные. Приходили новые и новые марки (названия многих уже невозможно вспомнить), исчезали… Самая большая история у брендов Chery и Great Wall, но реально ситуация серьезно изменилась только года три назад. Причем тот самый «поворот на Восток» начался еще до пандемии, до санкций и без всякого понуждения сверху.

Звучит непривычно, едет отлично: автомобили из Китая покоряют российский рынок

Для начала активизировались сами автокомпании из КНР. Дело в том, что «домашний» китайский авторынок (самый большой в мире) вдруг начал показывать признаки стагнации, хотя до этого рос высокими темпами. В лучшие годы здесь выпускали и продавали до 28 млн автомобилей в год. Но рост приостановился, и китайская «вторая волна» активно хлынула на внешние рынки, потому что надо же где-то продавать выпущенные машины. Тем более что к этому времени на рынке остались только сильные игроки с интересными моделями и серьезными перспективами. По дизайну, потребительским характеристикам, комфорту, качеству сборки «китайцы» уже вплотную приблизились к уровню «корейцев». И при этом их модели стоили дешевле, чем у именитых конкурентов. Так что интерес к автомобилям из КНР в России начал быстро расти.

Кстати, за эти годы изменилось отношение к китайским машинам не только у российских автолюбителей, но и у чиновников. 15 лет назад наше правительство активно приглашало в страну зарубежных автопроизводителей и предлагало огромные льготы для тех, кто построит здесь свои заводы. Так вот, несколько китайских производителей тоже попытались заключить инвестиционные контракты. И что же? Им всем отказали. Потому что в то время бытовало твердое убеждение: китайцы придут сюда с дешевыми, массовыми моделями, и это означает смерть для традиционных российских марок, ведь конкуренции они не выдержат. Но, похоже, китайцы обиду не затаили, они ведь твердо знали: их время придет. И оно пришло.

Geely Tugella

Geely Tugella

Roman Vyshnikov/Vostock Photo

Поступь командора

Что интересно, ведущие на нашем рынке марки из КНР – Haval (ранее Great Wall), Chery, Geely, Changan – несколько лет назад приняли для себя решение и ушли из бюджетного сегмента, хоть и начинали на российском рынке с совсем недорогих моделей. Это понятно: на бюджетных машинах при отсутствии местного производства заработать невозможно. Поэтому производители из КНР сразу рванули в самый перспективный и быстрорастущий класс – кроссоверы. Главными соперниками они, видимо, видели компании из Южной Кореи. И я думаю, что у Китая в принципе есть сверхзадача – повторить (но в куда более быстром темпе) успех корейских компаний во всем мире.

Надо сказать, что китайские компании не только предложили рынку новые интересные машины, но и правильно выбрали ценовую политику: «мы предлагаем много автомобиля за умеренные деньги». То есть «наш продукт не хуже, чем у более известных конкурентов, но на 10–15% доступнее». Вот так, но – никакого демпинга! Кроме того, ведущие компании начали строить развитую дилерскую сеть. Посмотрите на вывески в крупных дилерских «деревнях» в Москве и Подмосковье, Ростове и Новосибирске, в любом большом городе – рядом с логотипами ведущих японских или европейских производителей красуются названия китайских компаний. Или вовсе заменили их! Теперь китайские марки – лидеры по расширению дилерских сетей в России.

Haval Dargo

Кроссовер Haval Dargo

Alexander Demianchuk/TASS

В России сейчас четко обозначилась тройка фаворитов – Haval, Chery, Geely. Особенно хорошие результаты в борьбе за «желтую майку лидера» показывают два первых бренда: у обеих компаний регулярно обновляется модельный ряд, отличные условия гарантии и… наличие автомобилей в салонах дилеров. Geely немного отстает, хотя и модельный ряд у компании более всех «европеизирован» за счет кооперации с компанией Volvo.

Но здесь, как мне кажется, для Geely вопрос политический. Дело в том, что в китайской «табели о рангах» все три компании находятся во второй пятерке. А почему вообще практически не присутствуют у нас главные игроки на автомобильном рынке КНР – та же компания FAW, например? Она имеет сегодня максимальное число совместных предприятий с ведущими мировыми автопроизводителями и, видимо, не хочет портить с ними отношения. Похожая ситуация и у Geely: помимо того, что это огромная многопрофильная компания, где автомобильное направление – лишь одно из многих, корпорация тесно связана с крупнейшими мировыми компаниями. В том же автомобильном бизнесе – с Volvo и Mercedes. Да, российский рынок для компании из КНР очень важен, но стоит ли рисковать ради небольшого рынка (а в ближайшие годы он вряд ли превысит порог в 1 млн авто) отношениями с «грандами»? Поэтому, видимо, в России Geely будет вести себя очень осторожно и не «светиться» лишний раз.

Ключ на старт: как санкции повлияли на российский автопром

В случае с Great Wall Motor ситуация иная. Это крупнейшая частная автокомпания страны, формально никак не связанная с правительством, и, наверное, имеет право рискнуть. Chery основана руководством одной из провинций, поэтому на уровне государственном какой с нее спрос? И обе они вроде не связаны ни с одним крупным мировым автоконцерном…

Потенциально российский авторынок остается (пока, правда, больше в перспективе) одним из самых интересных: здесь можно продавать до 3–3,5 млн новых автомобилей. Поэтому компании из КНР хотят здесь работать – и сейчас, и в будущем. И для этого каждый выбирает свой путь проникновения на рынок. Основных сегодня три.

Путь первый: сделай сам

Great Wall – первая (и пока единственная) китайская компания, которая открыла собственное полномасштабное производство в России. Причем «благословили» этот проект президент России Владимир Путин и глава КНР Си Цзиньпин. С 2019 года работает завод Haval в Тульской области. В перспективе он рассчитан на выпуск 150 тыс. машин ежегодно. Кроме того, два года назад компания начала на территории того же промышленного парка строительство первого зарубежного завода по производству двигателей, его обещают открыть в ближайшее время.

А на действующем предприятии сейчас собирают «интеллектуальный» (так его позиционирует сама фирма) кроссовер F7 и его вариант – купе F7x, а также рамный внедорожник H9. Не так давно на конвейер завода встала еще одна модель – кроссовер Haval Dargo (почти внедорожник). Он комплектуется 2-литровым бензиновым двигателем мощностью 192 л. с. и 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач. На выбор – передний или полный привод. В общем, по итогам первого полугодия 2022 года Haval стал самым популярным китайским брендом на нашем рынке.

В ближайшее время компания обещает вывести на наш рынок свое новое семейство внедорожников под брендом Tank. На «домашнем» рынке представлено уже несколько брутальных рамных моделей, и в России Tank заезжает на хорошо подготовленную и удобренную почву, да и модельная линейка выглядит любопытно.

Внедорожник Tank 500

Внедорожник Tank 500 на автосалоне в Гуанчжоу, Китай, 2021 год

Mark Andrews/Vostock Photo

Путь второй: привезем всё!

Компания Chery несколько раз в прежние годы пыталась организовать сборку своих моделей в России, но в последнее время модели ввозит со своего китайского завода. Нас теперь нечасто балуют автомобильными новинками, но недавно случилась первая премьера осени – обновленный кроссовер Chery Tiggo 4 Pro. Надо сказать, что и обычная «четверка» была довольно популярной в России: только в августе продано около 500 штук.

Извилистый путь иномарки: есть ли смысл в покупке автомобиля за рубежом

Чем порадует новинка? Вообще, приставка «про», как уверяют в компании, означает, что перед вами – прогрессивная, высокотехнологичная модель. Внешне она изменилась несильно, главное отличие – большая, если не сказать огромная, решетка радиатора c оригинальной рельефной сеткой в стиле всех новых Chery. В верхних комплектациях появились светодиодные фары. Размеры не изменились: длина – 4,3 м (точно как у Hyundai Creta). Но в салоне перемены значительные: он стал богаче, и вообще интерьер Tiggo 4 Pro выглядит нарядно и скроен качественно. Цифровая приборная панель, большой экран мультимедийной системы, камеры кругового обзора (новинка в этом классе)… В общем, дорого-богато.

Под капотом полуторалитровые моторы: атмосферный мощностью 113 л. с. и турбированный с отдачей 147 л. с. Первый может работать в паре с «механикой», второй – только с вариатором. На трассе машина с турбомотором разгоняется до сотни чуть больше чем за 9 секунд, а средний расход топлива – порядка 7 литров. При этом он может работать на 92-м бензине. Между прочим, дорожный просвет 190 мм позволяет уверенно ехать и по грунтовке, только не стоит забывать, что все-таки это городской сильный кроссовер с передним приводом. Новинка доступна в пяти комплектациях по цене от 2 млн рублей.

кроссовер Chery Tiggo 4 Pro

Кроссовер Chery Tiggo 4 Pro

Chery

Путь третий: поручи другому

Недавно российская компания «Моторинвест» на своем заводе в Липецкой области запустила производство электромобилей под брендом Evolute. Пока полноценным производством это, конечно, назвать можно с натяжкой. Все-таки речь идет о перелицованных китайских автомобилях Dongfeng. Машинокомплекты приходят из Китая, здесь на них устанавливают подвески, силовую установку, аккумуляторную батарею, задний бампер, колеса и шильдики с буквой Е. Благодаря этому простому алгоритму завод удалось запустить уже спустя полгода после подписания специнвестконтракта (СПИК) с Минпромторгом. Готовятся к работе сварочный и окрасочный цехи завода «Моторинвест», и от отверточной сборки уже скоро предприятие перейдет к полноценной. Это и предусматривает СПИК. Есть уже и российские партнеры, которые готовы поставлять комплектующие. Расчетная мощность завода – более 100 тыс. машин в год, объем инвестиций в проект – 13 млрд руб., здесь будут трудиться свыше 2 тыс. человек.

А пока для выпуска седанов i-Pro хватает и 150 рабочих. Под капотом – 160-сильный электромотор, запас хода – 420 км. Среди первых заказчиков – энергохолдинг «РусГидро», который собирается использовать электромобили для развития каршеринга в Приморском крае, и ряд других корпоративных клиентов. Цена доступная: меньше 2 млн руб. (с учетом скидки по госпрограмме). Продавать машины будут дилеры в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Сочи, Ростове-на-Дону, Казани, Липецке и Воронеже.

Чуть позже на заводе начнут собирать кроссоверы Evolute i-Joy и минивэны i-Van, созданные тоже на базе китайских моделей Dongfeng. А вслед за этим освоят выпуск и зарядных станций.

А что? Интересный проект. Причем китайская компания «не светится», завод работает, а наш потребитель получает современные электромобили по доступной цене. Вполне возможно, что другая китайская компания станет основным партнером по возрождению автомобильной марки «Москвич». Как сообщают официальные источники, власти Москвы, Минпромторг и КамАЗ ведут переговоры с рядом компаний из КНР о выпуске машин под российским брендом на освободившемся после ухода Renault автозаводе в Москве.

Я не думаю, что возобладает какая-то из крайних позиций – от «Китай нас обязательно выручит» до «Китай под угрозой санкций нас бросит». Истина, как обычно, где-то посредине. Китайские компании свою выгоду видят, но лишний раз рисковать не будут. Зачем им дополнительные проблемы с Америкой? И так хватает… Поэтому на передовые позиции выдвигаются пока не самые главные игроки, но число их обязательно увеличится. А некоторые китайские авто получат русские имена. И уж точно к концу года доля производителей из Поднебесной на нашем рынке превысит 30%.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама