- Главная страница
- Статьи
- Конфискация авто и уголовное наказание: какие перспективы готовят злостным нарушителям ПДД
Конфискация авто и уголовное наказание: какие перспективы готовят злостным нарушителям ПДД
В Госдуме вернулись к обсуждению идеи конфискации автомобилей у водителей, которые злостно нарушают правила дорожного движения. Такое наказание может грозить автомобилистам, которые и после лишения водительских прав продолжают ездить пьяными за рулем, значительно превышать скорость или выезжать на встречную полосу. Ранее подобные инициативы отклонялись, так как против были правительство РФ и Верховный суд (ВС) РФ. Но теперь они поддержали поправки, сообщили в пресс-службе вице-спикера Госдумы Ирины Яровой.
Исход иномарок: как санкции ударят по российским автомобилистам
Инициативы о конфискации автомобилей у нарушителей ПДД периодически в Госдуме и правительстве появлялись последние 10 лет и касались попавшихся пьяными за рулем водителей. Сторонником такого решения является МВД, а глава министерства Владимир Колокольцев в ноябре 2020 года в одном из интервью говорил, что конфискация автомобиля – «вынужденная мера, без которой не обойтись». Свои предложения на этот счет МВД направляло в правительство, а то спустило их в Минюст, который уже несколько лет готовит проект нового Кодекса об административных правонарушениях.
Тем не менее пока ни одна из попыток внедрить в российское законодательство механизм конфискации автомобилей у водителей не была успешной. Они разбивались о позицию правительства РФ и Верховного суда РФ. Последний настаивал, что транспортное средство не считается орудием преступления, которое Уголовный кодекс РФ позволяет конфисковать. Правительство же ссылалось на противоречие подобных инициатив с конституционными принципами о защите частной собственности, так как инициативы допускали возможность отобрать в пользу государства машину у собственника, который не имел никакого отношения к преступлению, – нарушитель мог ей просто пользоваться.
Повышенные штрафы, уголовное наказание и конфискация
Однако теперь в Госдуме вернулись к этой теме вновь. Соответствующие законопроекты были подготовлены «в рамках деятельности рабочей группы по подготовке изменений в законодательство РФ в части установления ответственности за опасное вождение», сообщила Ирина Яровая, возглавляющая эту группу.
Предлагается ввести повышенный – 100 тыс. руб. – административный штраф за повторное управление автомобилем без прав. Сейчас за это предусмотрен максимальный штраф – 30 тыс. руб. – и не имеет значения, сколько раз водителя уже наказывали.
Кроме того, предлагается установить уголовную ответственность и возможность конфискации транспортных средств у водителей, которые неоднократно садились за руль и после лишения водительских прав.
Лихорадка на авторынке: рост цен заставил россиян переключить внимание на машины с пробегом
Уголовное наказание будет грозить «за вождение без прав в третий раз в случае, если лицо село за руль в состоянии опьянения, выехало на встречную полосу или превысило скорость», говорится в релизе пресс-службы вице-спикера без уточнения уровня превышения скорости и санкций. В рамках уголовного дела суды смогут отбирать у виновников в пользу государства транспортные средства фактически как орудие преступления. Конфискация предусмотрена для граждан, «которые привлекаются к уголовной ответственности за вождение в состоянии опьянения, выезд на встречную полосу, значительное превышение скорости, или лиц, которые ранее неоднократно привлекались за вождение без прав», говорится в пресс-релизе.
Сегодня Ирина Яровая в ходе заседания рабочей группы объяснила, как будут действовать новые санкции. Это должно выглядеть так: за совершение первого правонарушения суд лишает человека водительских прав, если он всё равно продолжает ездить, то сначала ему за это придется заплатить административный штраф 30 тыс. руб. (второе нарушение), а затем – повышенный (третье нарушение). Но если и после этих трех случаев человек вновь попадется за рулем без прав, причем окажется пьяным, выедет на «встречку» либо значительно превысит скорость, то ему будет грозить уголовная ответственность.
«Количество упредительных мер и времени ожидания не может быть бесконечным», – так объяснила Ирина Яровая предложение ввести новое уголовное наказание. Инициативу о конфискации транспортных средств у злостных нарушителей вице-спикер объяснила стремлением не допустить возможности совершать новые правонарушения. В упомянутых случаях водители садятся за руль, осознавая, что не имеют на это права, пренебрегают правилами безопасности и судебными запретами. «В данном случае речь идет уже о том, что автомобиль становится орудием преступления», – заявила Ирина Яровая.
Она сообщила, что «официальный отзыв ВС РФ полностью положительный». Не против инициативы и в правительстве, где еще положительный отзыв только готовится. Но в поддержку инициативы высказались в ходе заседания рабочей группы представители МВД, Минюста, Федеральной службы судебных приставов. Не было возражений по части введения конфискации и у парламентариев.
Риски для невиновных
Однако возражения есть у юристов. Они опасаются, что в результате таких новшеств своих автомобилей будут лишаться собственники, которые никакого отношения к совершенным правонарушениям и преступлениям иметь не будут. «Непонятно, как быть с транспортными средствами, принадлежащими третьим лицам, за рулем которых задержано лицо, лишенное водительских прав», – говорит адвокат, партнер Criminal Defense Firm Артем Половинкин.
Год на крутых виражах: что принес 2021-й российским автомобилистам
«А если злостный нарушитель попадется за рулем каршеринга, то машину каршеринга конфисковывать?» – недоумевает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
«В семье может быть несколько водителей, и каждый из них имеет право пользоваться автомобилем, – указывает юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. – С другой стороны, речь идет именно о злостных нарушителях, и это может быть единственным способом остановить человека от повторения таких ситуаций, особенно это имеет значение, если речь идет о ДТП с жертвами. Причем есть смысл и в ограничении права человека в дальнейшем приобретать транспортные средства, представляющие собой источники повышенной опасности».
Член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров напоминает, что по УК РФ конфисковать в доход государства можно либо денежные средства, полученные незаконным или преступным путем, либо то имущество, которое являлось средством совершения преступления. Но автомобиль не является орудием преступления.
Такая конфискация рискует стать новым видом штрафа, только в натуральной форме вместо денежной. Кроме того, автомобиль может быть чьим-либо, а соответственно, должен быть возвращен своему владельцу, перечисляет юрист возможные риски.
Также эксперты скептичны по поводу идеи применять конфискацию, если в очередной раз попавшийся за рулем без прав пересек сплошную линию разметки и оказался на «встречке». Слишком много неопределенностей бывает при наказании за «встречку». «Законодательством не прописывается, что считается выездом на встречную полосу – небольшое пересечение колесом двойной сплошной или же пересечение линий полностью всем автомобилем», – говорит Дмитрий Уваров. По его мнению, конфискация в таких случаях может оказаться несоразмерным и несправедливым наказанием.
Пока же законопроекты в Госдуму не внесены и могут быть скорректированы, однако, в отличие от предыдущих инициатив, они имеют гораздо больше шансов быть принятыми, поскольку правительство РФ и Верховный суд РФ их одобрили.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".