15 июля 2024
USD 87.74 -0.25 EUR 95.76 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Исход иномарок: как санкции ударят по российским автомобилистам
автомобили Автомобили антироссийские санкции

Исход иномарок: как санкции ударят по российским автомобилистам

Осторожные предположения о том, что дефицит на авторынке кончится летом, цены стабилизируются и наступит время покупателя, уже не оправдаются. Надо привыкать жить (и ездить) в новой реальности, без «Форда» и БМВ, зато со смешными кредитами и дешевым бензином.

Автомобильный завод, иномарки

©Виталий Невар/ТАСС

Содержание:

Сразу оговорюсь, что постараюсь взглянуть только на экономическую сферу, причем со стороны потребителя, простого автомобилиста. Геополитика, безусловно, сильнейшим образом сказывается на автомобильной сфере (какие еще нужны подтверждения?), но давайте ограничимся фактом, что на Россию наложены серьезные санкции. Причем сейчас, когда вы это читаете, они, возможно, стали глубже и шире, чем когда я это писал. Разберемся, к чему они приведут, насколько это возможно сейчас.

Пока одна видимость санкций

Каждый день приносит новости: этот приостановил поставки, тот – производство, третий выходит из СП… Чтобы не повторять ленту новостей, проще сказать, что нет и не может быть ни одной компании, которую так или иначе не затронули бы политика, санкции, валютные курсы и вообще события на российском рынке.

Другое дело, что за ошеломляющими заголовками «Имярек уходит из России» надо уметь прочесть истину. А она в том, что пока никто никуда не уходит, по крайней мере, хлопнув дверью и навсегда. Речь в ста процентах случаев идет о приостановке поставок, деятельности, производства «до особого уведомления». То есть временной остановке!

Лихорадка на авторынке: рост цен заставил россиян переключить внимание на машины с пробегом

Объявленные санкции сколь жесткие, столь и непростые. Невозможно одним мановением политической руки остановить производственные шестеренки или разорвать налаженные экономические связи. Пока речь идет только о сбоях в поставках – это раз, причем многие были обусловлены прежними (хочется написать привычными) проблемами с полупроводниками. Например, никакой санкционной подоплеки, да и вообще хоть как-то связанной с отношениями с Западом не было у простоя АвтоВАЗа, который случился аккурат в конце февраля. Все те же комплектующие, все те же чипы. Вот следующая остановка, в первых числах марта, уже имеет этот подтекст.

Ну и курс рубля, конечно, – это два. Даже не курс сам по себе, а его нестабильность. Именно из-за него, просто чтобы понимать, какие суммы писать на ценниках, остановили отгрузки в торговую сеть (не поставки в Россию!), например, китайские компании. Впрочем, это отчасти замкнутый круг: курс скачет, торговля встает, рубль еще теряет и так далее. Тут ведь не просто речь о справедливой цене и выгоде того или иного производителя, а еще и фактор банков и кредитов, которые в такой ситуации просто зачастую не выдаются. Ждем поддержки своей денежной единицы со стороны правительства и стабилизации, которая, конечно, наступит. Вопрос только – когда и на какой отметке?

И конечно, никакие не санкции, а только их ожидание остановило премьеры и презентации автомобильных новинок. Они отложены «до прояснения обстановки» – примерно такая фраза вдруг всплыла в письмах компаний. Причем если тест-драйвы, запланированные на юге России, пришлось отменить из-за закрытых аэропортов, то остальные и правда нуждаются в «прояснении». Действительно, зачем презентовать машину, если ее вовсе не будет на рынке? Компании выжидают, компании декларируют…

Наши и не наши

Через несколько дней или недель санкции вступят в полную силу, маховик ограничений наберет обороты, а местные резервы и запасы будут исчерпаны, и мы сможем подсчитать все потери. Безусловно, они будут. Не состоятся премьеры, к нам привезут меньше машин, представительства иностранных компаний снизят активность, и без того совсем невысокую, на рекламном рынке. Кто-то вовсе покинет Россию, сочтя, что возможные объемы продаж не оправдывают расходы на офисы, обучение персонала, сертификацию… Уходил же так «Опель» в 2015-м; правда, чтобы вернуться через несколько лет. Могут повторить.

Самый большой вопрос – с заводами, конечно. Я уже давно перестал делить автомобили, собираемые на территории России, на иномарки и отечественные. Ну скажите, какая это иномарка – «Логан»? Если его собирают по соседству с «Ладой», причем и «Грантой», и «Ларгусом», который тоже когда-то был «Логаном». Или что, «Рио» с «Кретой» иномарки? Наши они, питерские!

Линия сборки Renault на Автомобильном заводе АВТОВАЗ

Линия сборки Renault на автомобильном заводе "АвтоВАЗ"

Shutterstock/ FOTODOM

И вот теперь вопрос «национальности» машины может возникнуть вновь. Ибо при самом худшем сценарии иностранные корпорации все-таки хлопнут дверью, бросив здесь свои заводы. Один из них – АвтоВАЗ, на минуточку. Очень надеюсь, что до этого не дойдет, ибо так наказывать своих же бизнесменов ни Европа, ни Азия не будут. А до чего дойдет?

До поисков новых путей поставок. До смены поставщиков. До разного рода обходных схем, ибо некоторые комплектующие, необходимые для автопрома, мы наверняка потеряем. Что-то удастся заменить, от чего-то откажемся. Возврат к карбюраторам, уверен, невозможен, но шаг назад в обязательных экологических нормах вполне вероятен. Такая мера, говорят, обсуждается в автопроме и правительстве.

Звучит непривычно, едет отлично: автомобили из Китая покоряют российский рынок

И вот тут наступит золотое время для тех, кто уходить не собирается. Это китайские марки, конечно, которые и так кратно нарастили долю во время пандемии, достигнув небывалых семи процентов рынка, а теперь получают шанс захватить новые сегменты. Правда, и сам рынок неминуемо подожмется, но об этом мы скажем ниже. В любом случае, как только стабилизируется курс, «Чери», «Джили» и «Хавейл» первыми пойдут вперед, представят машины в наличии и под заказ, предлагая российскому потребителю скорее пристроить свои денежки. Кстати, на момент написания этих строк пришло сообщение, что южнокорейские автомобили, бытовая техника и электроника не попадают под действие санкций. Будет с кем конкурировать китайским фирмам.

А еще именно из Китая к нам повезут «санкционку». Нет, не бри и не чеддер, а микроэлектронику, оборудование и прочие необходимые для автозаводов вещи. Насколько китайским производителям удастся выполнить требования по качеству и срокам, не изменятся ли с их приходом автомобили в худшую сторону – вопрос, который требует практики, а не теоретических рассуждений. Не люблю эту фразу, но приходится ее повторить: время покажет.

И да, легко зарабатывать деньги у производителей машин не получится. Потеряют в любом случае все. И те, кто тратит деньги, – тоже. Это мы.

Открытие автомобильного завода Haval в Тульской области

Завод Haval китайского концерна Great Wall в Тульской области

Пресс-служба губернатора Тульской области/ РИА Новости

Восток нам поможет

Попытка вложить рубли в автомобильное железо – пустое дело. Да, как показал опыт нескольких последних лет, подержанный автомобиль можно продать дороже нового, но выгода только арифметическая. Переведя ее из рублей во что-то более устойчивое, сразу увидим, что чуда не произошло и автомобиль, если только это не раритетный экземпляр с красивой историей, заметно подешевел.

Так что не торопитесь бежать в автосалоны в попытке спасти миллион. Исключение – если машина нужна, покупка так и так была запланирована и ее можно безболезненно ускорить. Тогда вперед, ибо пока у дилеров есть склады, а на них запасы, да еще какое-то количество машин в пути. Дальше, скорее всего, возникнет довольно жесткий дефицит многих марок. Он придет не навсегда, но, возможно, надолго.

Замещать отсутствующие марки будут, повторюсь, китайские производители. О санкциях с той стороны никто не слышал, да и логистика, в отличие от западного направления, не нарушена.

Лихорадка на авторынке: рост цен заставил россиян переключить внимание на машины с пробегом

Вторичный рынок всегда следует за первичным, и нынешний момент не исключение. Так что, как и всегда в условиях дефицита, ценники будут радовать продавцов, но не покупателей. Увы, наступление стабильной ситуации, возврат скидок и спецпредложений откладывается. Если у вас есть машина на продажу и вы знаете, чем ее заменить (или обойтись без нее вовсе), я вам завидую. Равно как и тем, кто успел оформить кредиты на покупку машин до конца февраля. Еще совсем недавно казавшиеся довольно значительными проценты по кредиту враз стали привлекательными на фоне нынешней ставки ЦБ. Когда курс нестабилен, обслуживать ранее взятый кредит становится легче и приятнее. Хоть какой-то плюс в ситуации, когда у вас есть долги. Отдадите вы значительно меньше, чем взяли.

Приостановка поставок различных комплектующих, конечно, скажется не только на автозаводах. Чем мы будем ремонтировать и обновлять свои автомобили, когда оригинальные детали становятся недоступными? Ответ все тот же – комплектующими из Китая. Что-то наладятся производить здесь, что-то повезут с Востока, что-то перейдет в серый сегмент и приедет, скажем, не напрямую из Германии, а в обход. Вопрос качества и допустимости замен пока остается открытым. Цена? Вырастет, безусловно.

Это не означает, что надо покупать впрок свечи и колодки, но, если автомобилю подходит срок технического обслуживания, я бы не тянул, а воспользовался пока еще имеющимися запасами у дилеров и независимых СТО.

Бензин станет доступным

Да-да, пересчитав цену на топливо, мы увидим, как резко оно подешевело. Более того, если санкционный бокс не закончится и нашу нефть и вообще углеводороды будут покупать в меньших количествах (как ни невероятно это звучит), то переизбыток топлива может самым решительным образом сказаться на ценах на внутреннем рынке. Даже при том, что в нефтедобыче, переработке и на АЗС широко применяется импортное оборудование, бензин в России, скорее всего, останется недорогим.

Электромобили забуксовали: что мешает россиянам отказаться от привычных машин

На нем и будем ездить, потому что перспективы электротранспорта, и без того туманные, сейчас и вовсе тают в далекой дымке. Концепция электромобильности подразумевала организацию производства машин в России, но кто сейчас пойдет на такие инвестиции? Еще раз отвечу – разве что китайские компании и то с осторожностью, поскольку в нынешней ситуации начинать большое дело, пусть и с прицелом на доминирующее положение на очень емком российском рынке, скорее всего, сочтут рискованным даже бизнесмены из Поднебесной.

Еще один вопрос, так или иначе входящий в автомобильную сферу. Это перевозки. Грузовые компании подозрительно дружно объявили о приостановке бизнеса в России, включая сборку «мерседесов» в Набережных Челнах и «вольво» в Калуге. Вспомним еще импортные двигатели для солидной части «газелей» и будем готовиться к тому, что обновление грузового парка будет проходить непросто и не всегда теми машинами, которые хочется.

Пробеги у грузоперевозчиков растут очень быстро, поэтому они же первыми, скорее всего, и почувствуют на себе проблемы с оригинальными запчастями. Условные полгода в запасе есть, а дальше надо искать замену либо деталям, либо автомобилям.

Ничто не вечно, включая санкции

Любые санкции, хоть западные, хоть наши, бьют и по своим, и по чужим. Они невыгодны никому и потому не будут длиться вечно. Надо зарабатывать и нашим нефтяникам, и шведским сварщикам, и немецким инженерам. Поэтому и иностранные компании в России, и наши за рубежом работать будут. Вопрос – когда и насколько восстановятся объемы сотрудничества?

Нам предстоит очень непростой период, который еще даже не начался. Пройдем дефицит, пройдем рост цен, пройдем обеднение рынка… Это неприятно, но поскольку неизбежно – давайте готовиться и верить в лучшее.

Тут как нельзя более кстати будет процитировать основателя «Автотора» Владимира Ивановича Щербакова, который так прокомментировал новости о приостановке сборки БМВ на его предприятии: «Весьма сожалею, что успешный и выгодный для всех участников бизнес, которому уже 23 года, в который вложены труд и энергия нескольких тысяч специалистов России, Германии и США, очень много инвестиций, создано несколько тысяч рабочих мест в странах – участниках проекта, попал в такую политическую яму. Ничего, пережили девяностые – переживем и двадцатые».

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль