Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода

Очень скоро автомобиль будет без бензина, без водителя и без хозяина

©Олег Бородин

Выдумывать будущее – процесс сколь увлекательный, столь и рискованный. Применительно к автомобилю каких только фантазий не предлагали провидцы – и забавных, и опасных, и невероятных. От мотора на газировке до амфибий, от газотурбинных машин до летающих парусников. Фантазия становится прогнозом, когда базируется не только на богатом воображении, но и на определении тенденций, на знании техники и в очень большой степени на понимании человеческой натуры.

Если прежние прогнозы в основном описывали техническую составляющую, то нынешние пытаются определить некие взаимоотношения машины и человека. Вот как рисовали автомобиль будущего лет 50 назад: каплевидный кузов из стеклопластика, отсутствие руля и атомная силовая установка. Ныне мы боимся радиации, зато предполагаем коллективное владение машиной и пытаемся понять, как встроить в автопилот человеческую мораль…

Впрочем, и техника никуда из прогнозов не делась. Совершив виток, прогресс вновь приводит нас к электромобилям. Конструкторы, маркетологи, а главное, чиновники уверяют, что не только внуки, но и дети наши будут на них вовсю ездить, да и мы скоро отвернемся от бензина.

Зеленый свет электричеству

Электромобили уже стали вполне осязаемой реальностью

Shutterstock / Fotodom

Больше половины машин, продаваемых в самой богатой стране мира, Норвегии, электрические. Это максимальный показатель для всего мира, который достигнут исключительно благодаря государственной поддержке. Налоговые послабления, высоченная цена бензина, компенсация части цены электромобиля из бюджета, развитая инфраструктура и сравнительно небольшая территория работают на пользу электрических машин.

В относительных показателях Норвегия показывает пример всем поборникам прогресса; в абсолютных все не так радужно. За полгода, по информации агентства «Автостат», продано 44 тысячи электромобилей. На фоне американских 150 тысяч и уж тем более китайских 630 тысяч – капля в море. При этом дизельных и бензиновых машин продают в том же Китае по 14–15 миллионов! Это к вопросу о стремительном наступлении электричества…

Стремительное, но малочисленное – так будет вернее. Преимущества электромобилей из-за их экологичности, простоты и безопасности разбиваются о прозу жизни: они менее удобны, чем машины с классическими двигателями внутреннего сгорания. Ровно по этой причине электричество отступило из-под капотов 100 лет назад… Его возврат богатые государства стимулируют льготами, но хватит ли их, когда счет электромобилям пойдет на миллионы?

Зарядка при всех технологических ухищрениях занимает по-прежнему десятки минут: сравните с визитом на АЗС. Батареи тяжелы, дороги и пока не слишком ёмки. Их производство, а главное, переработка – та еще нагрузка на окружающую среду, ставящая под большой вопрос экологичность электротранспорта. Хотя в целом вырабатывать где-то энергию, пусть даже и сжигая нефть в котлах, а потом заряжать ею батареи – процесс куда более эффективный, чем ту же нефть заставлять шевелить поршнями ДВС. Вопрос в реализации.

Самое главное: чтобы стать популярным, электромобиль должен ехать лучше бензинового! Лучше и дальше. С первым дело обстоит еще более-менее, «Ягуар I‑рace» – это настоящая пушка, да и «Тесла» обставит многих, а вот со вторым… 250–300 км – практический предел дальности поездки. В холод, жару, при резкой езде он сокращается. То есть для поездок на работу и обратно при условии ночной или дневной подзарядки этого хватит, а вот к морю махнуть получится уже только в несколько этапов. Как вам такой отпуск, с многочасовыми зарядками на придорожных АЗС, если вас еще допустят к розетке?

Идеи иметь на борту собственную электростанцию, будь это ДВС или топливный элемент, представляются промежуточными. У нас же в доме не прячется за каждой розеткой маленькая ГЭС?

Проблему быстрой зарядки предлагается решать по-разному, от сменных батарей до использования эффекта сверхпроводимости. Но мне кажется, настоящий прорыв в распространении электромобилей наступит, когда они смогут подзаряжаться на ходу от внешней сети. Как троллейбус, только провода будут под асфальтом, подключение бесконтактное, а сети будут проложены под всеми междугородними магистралями. То есть в городе – электромобиль, за городом – «троллейбус».

Много препятствий на пути электромобиля. Кроме названных выше это и цена энергии, и ее выработка. Но все же – 100–120 лет назад не меньшие проблемы окружали обычный автомобиль. Решили ведь! Электричество – та овчинка, которая стоит выделки. Вот только займет это несколько больше времени, чем называемые оптимистами 10–20 лет. На наш век ДВС хватит, дети будут свидетелями наступления электромобилей, а вот внуки точно поедут на них.

Пока же электромобили остаются уделом и, проще сказать, игрушкой для богатых стран и людей. Против норвежских 44 тысяч в России за полгода их продано… 119 штук. Климат ни при чем, как вы понимаете, речь об уровне жизни. Может, хоть наши внуки разбогатеют настолько, чтобы позволить себе электрический транспорт?

Прогноз: будущее – за электромобилями, простыми, удобными, безопасными, дружелюбными.

Обязательное условие: развитие инфраструктуры, зарядные станции и дорожные бесконтактные сети.

Время реализации: электромобили будут постепенно теснить обычные машины неравномерно по годам и по странам мира. Господства электромобилей не стоит ждать раньше, чем через 40–50 лет.

Беспилотное управление автомобилем пока еще только в мечтах

Shutterstock / Fotodom

Бесчеловечные технологии

Автономное вождение, такое же движение, автопилот – под этими определениями скрывается привлекательная идея полностью автоматизировать процесс управления машиной. Родилась она применительно к грузовому транспорту, где зарплата водителей составляет заметную часть стоимости перевозки (речь о Европе и Америке), а время их работы за рулем жестко ограничено. Робот, он же автопилот, безопасно и неутомимо приведет фуру в точку Б, не вступит в профсоюз и свернет от точки А налево. В крайнем случае грузовик-лидер поведет человек, а за ним с минимальным зазором последуют фуры-роботы (технологию уже тестируют в Германии).

А чем легковые машины хуже? И вот уже разработаны степени автономности: лучшие современные машины достигают второй, то есть умеют немножко рулить и поддерживать дистанцию, разгружая водителя; максимальная, пятая, степень предполагает, что люди вообще не вмешиваются в управление. Технологиями занимаются как автомобильные компании, так и торопливые IT-корпорации. На дороги вышли тестовые образцы автономных машин. Правда, пока за рулем обязательно сидит человек.

Опираясь на успехи в развитии навигационных систем, адаптивного круиз-контроля и ассистентов движения в полосе, некоторые специалисты поспешили отрапортовать, что технически автопилот почти готов, осталось решить юридические проблемы – и в путь. К 2020‑му роботы выйдут на трассы!

Не всё так просто. И необходимые решения нужно найти и отработать не в двух областях, а в четырех.

Техника: действительно, успехи очевидны, но пока серийные образцы автоматических устройств далеки от идеала. Например, они боятся велосипедистов, не очень точны (GPS считает в метрах, а надо в сантиметрах), зависят от погоды (радар круиз-контроля отключается после долгой езды в тумане или при поземке) и так далее. Хотя технические проблемы будут наверняка решены первыми.

Право: по всем действующим нормам управлять транспортным средством может только человек. И на нем лежит ответственность за ошибки. И он иногда делает очень непростой выбор, например, кого спасать, если ДТП неизбежно. Ребенка на переходе или пассажира в салоне? Или бабушку на тротуаре? Это моральные категории, и как их алгоритмизировать? Разработчики автономных машин говорят, что их творения настолько умны и дисциплинированны, что просто не попадут в такую ситуацию и выбор делать не придется. Но опасная ситуация может развиться по чужой, человеческой вине, и…

Не говоря уже о том, что робот обязан (а как еще?) строго соблюдать ПДД и в наших современных реалиях, например, не сможет тронуться после остановки на обочине: по ней ехать запрещено. То есть надо не только учить, а вернее, воспитывать искусственный интеллект, но и менять нормы и законы, от женевской конвенции до ПДД и правил страхования.

Инфраструктура: умной автономной машине нужна, во‑первых, хорошая связь (стандарт 5G), а во‑вторых, соответствующая дорога. С датчиками загруженности, с навигацией, с правильным скоростным режимом. И лучше – закрытая для всех обычных автомобилей, потому что есть еще один фактор.

Человек: со своими слабостями, особенностями и характером. Представьте идущие по автобану колонной с зазором 1–2 метра автоматические грузовики. А тут дедушка на раритетном «Ягуаре» едет на ретроралли и пытается перестроиться в их ряд, а потом и вовсе свернуть. Роботы умеют пропускать пожилых? Если это не оговорено в ПДД?

Вообще вы готовы к тому, что по вашей улице в числе других машин поедут автономные? В Великобритании уже оформляется протестное движение: люди намерены мешать роботизированным машинам и блокировать их, потому что не готовы к соседству. Я уж не говорю о возможных протестах дальнобойщиков, оказавшихся под угрозой лишиться работы.

Прогноз: автономные машины придут в нашу жизнь, но потребуется ввести ряд ограничений. Грузоперевозки и паркинги – первые сферы, где заработают беспилотные технологии.

Обязательное условие: обособленная территория применения, например, выделенная полоса для автономных фур, склад или закрытый для людей гараж, в котором ваша машина сама найдет место. Например, в музее «мерседес-бенц» в Штутгарте уже работает первый в мире автоматический паркинг, созданный «Бош» и «Даймлером». Причем в самом здании новых технологий даже больше, чем в автомобиле.

Время реализации: 10 лет до более-менее заметного проникновения беспилотных технологий в жизнь и не менее 50 – до их господства.

Бесхозный автомобиль

Часть голубой мечты каждого советского человека, собственный автомобиль, не успев сбыться, стремительно тает в дымке грядущего. Такси, прокат, каршеринг, метро, в конце концов, и вот уже в Москве динамика продаж новых машин отстает от средней по стране. Да и права получает меньше молодежи, чем еще 5–10 лет назад. Свой автомобиль перестает быть и необходимостью, и мечтой.

Нам уже предлагают машины по подписке, в другой город можно отправиться с попутчиком, найденным в Сети (и будет дешевле, чем на электричке), а кредиты и лизинг приводят к тому, что мы меняем автомобиль, не успев толком побыть его полноправным хозяином.

Долгосрочные прогнозы говорят, что личный транспорт срастется с общественным. Но при этом останется индивидуальным. Допустим, вы арендуете некую капсулу на колесах, которая везет вас до транспортного узла, там встраивается в состав таких же вагончиков и по магистральной линии мчится, к примеру, в соседний город. Или в центр. Там вновь малым ходом, самостоятельно, следует уже до офиса. В общем-то, сегодняшний каршеринг, стремительное развитие которого стало приятной неожиданностью даже для экспертов, является моделью такого потребления автомобиля.

Уже не вашего, увы. Впрочем, о кастомизации, то есть придании индивидуальных черт казенному автомобилю, тоже стоит подумать. Подключив смартфон (или что там останется личного у внука) к обезличенному «яичку» на колесах, клиент получит нужные приложения, звуки, даже характеристики машины, то есть произведет тонкую настройку.

Учитывая аспекты, описанные выше, в электрической и автономной главках, тут с точки зрения техники открываются такие перспективы, что полностью оценить их пока не хватает фантазии. В любом случае в области использования автомобиля и владения им нас ждут самые интересные предложения. И, надеюсь, выгодные.

Прогноз: собственный автомобиль уступит место новым формам использования и владения.

Обязательное условие: меньшая привлекательность собственного автомобиля и снижение затрат. Например, ожидаю появления симбиоза каршеринга, такси и карпулинга, что-то вроде «каршеринг для попутчиков», когда машину можно будет арендовать вдвоем и за полцены махнуть от дома до метро.

Время реализации: ближайшее. Уже!

Вылет отменяется

Чего точно не будет в ближайшем будущем, так это пресловутого атомного двигателя, что бы ни понимали под ним футуристы прошлого века. Ряд аварий настолько напугал человечество, что даже АЭС в некоторых регионах начинают закрывать, предпочитая уголь, воду, солнце и ветер. Даже и без серьезных катастроф эксперименты показали: источник радиации на борту либо слишком сильно фонит, либо требует такой защиты, что машина размерами приближается к ледоколу.

Не верится мне и в экзотические двигатели. Старый добрый ДВС и еще более старый электромотор – вот наше будущее. Все эти реактивные, газотурбинные и прочие авиационные выходцы для дороги не годятся. А без дороги автомобиль, увы, немыслим.

А теперь о главном. Несмотря на кино, книги и даже концепт-кары на каждом крупном автосалоне, никаких летающих автомобилей ждать не стоит. Машине – массовой, доступной, безопасной, индивидуальной – нужна надежная опора даже при нулевой скорости, возможность немедленной остановки и при этом внятная энергетическая эффективность. Лихо рассекать по воздуху на такси а-ля Корбен Даллас (герой Брюса Уиллиса из «Пятого элемента») можно только в кино. Ну или вы быстренько откроете дешевый способ левитировать вместе с машиной…

Автомобильчики-самолеты, которые так любят показывать публике, при ближайшем рассмотрении не выдерживают никакой критики. Максимальная скорость – полторы-две сотни километров в час, внутри от силы четыре места, все эти лишние крылья и колеса, не говоря уже о потребности в аэронавигационном оборудовании и какой-никакой взлетной полосе… Проекты сочетают отнюдь не достоинства, а недостатки самолета и автомобиля.

Так что останемся на земле, точнее, на асфальте, бетоне, возможно, неких рельсах, а в воздухе пусть витают идеи, а не машины. Хотя помечтать никогда не вредно…

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK