23 июня 2024
USD 87.96 +2.54 EUR 94.26 +2.81
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Перекати поле: грозит ли российскому авторынку дефицит шин
автомобили Автомобили шины

Перекати поле: грозит ли российскому авторынку дефицит шин

В преддверии нынешнего зимнего сезона к шинам – повышенное внимание. Во-первых, потому, что с 1 сентября вступили в силу поправки к ПДД: введены правила сезонности использования шин. И с 1 декабря, если автомобиль «обут» не по сезону, грозит штраф, а то и штрафстоянка. Во-вторых, нас пугали, что из-за остановки заводов российские автомобилисты зимой останутся без соответствующей резины. Так это или нет – разберемся!

Продажа автомобильных шин в магазине

©Валерий Матыцин/ТАСС

Содержание:

Штраф, штрафстоянка и арест

Итак, с 1 сентября 2023 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения, большая часть которых связана с введением нового перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В частности, запрещено использовать шипованные шины в июне–августе, летние шины – в декабре–феврале (только для легковых автомобилей и грузовых до 3,5 тонны), а также одновременное использование шипованных и нешипованных либо зимних и незимних шин. Понятно, что все это – требования безопасности.

Вакуум массового сегмента: каких машин остро не хватает на российском автомобильном рынке

Какие шины можно считать зимними? По правилам, они должны быть маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой, а также знаками М+S, М&S, М S; высота протектора при этом должна быть не меньше 4 мм. В ПДД есть еще много интересного и познавательного про шины, их возможные повреждения, правила установки – всех отправляю к первоисточнику, то есть к Правилам дорожного движения. Важнее другое. За нарушение этих требований водителя могут наказать по части 1 ст. 12.5 КоАП. Вроде бы не слишком серьезно: штраф всего 500 руб. Но в случае, если автомобиль представляет опасность для себя и других участников движения (например, упорно пытается преодолеть обледенелый подъем на лысой летней резине), инспектор вправе запретить движение, а то и отправить авто на штрафстоянку. Для (и до) устранения неисправностей.

Может возникнуть и другая проблема. Вместе со штрафной квитанцией офицер выпишет и предписание об устранении неисправностей, причем со сроком, скажем, две недели. Информация об этом заносится в базу. И если через 15 дней любой другой инспектор ДПС остановит машину и увидит, что она по-прежнему не обута по сезону, может быть введена в действие другая статья КоАП, очень неприятная, – 19.3, «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». А это уже совершенно другое наказание: штраф 2–4 тыс. руб., административный арест до 15 суток либо обязательные работы – 40–120 часов. Кстати, законность такого наказания именно для любителей езды на летней резине зимой (а также «глухой» тонировки) недавно подтвердил Верховный суд.

Я, собственно, никого не хочу напугать, просто предупреждаю. Когда у нас вводятся новые правила (и новые наказания), сотрудники ГИБДД любят во всех регионах выходить в образцово-показательные рейды, чтобы наказать нарушителей. Дабы другим неповадно было.

Кстати, для информации. В России относительно небольшая доля ДТП, которые случаются по причине неисправности автомобиля, – примерно 3–4% от общего числа. Да и то, как правило, это вторая причина. Первая, скажем, превышение скорости или наезд на препятствие. Так вот, до 45% неисправностей – это шины: не по сезону, лысые, с разным рисунком протектора и т. д. Так что новый пункт правил придуман не зря.


Когда менять будем?

Летняя резина отличается не только рисунком протектора, который позволяет эффективно отводить воду при контакте с асфальтом, но и химическим составом резины. Поэтому она хорошо работает при плюсовых температурах. А вот если среднесуточная температура опускается ниже +7°С, летняя резина начинает терять свои характеристики по эластичности и «стекленеет».

Поэтому менять резину нужно тогда, когда ночная температура в течение нескольких дней опускается (пусть даже совсем немного) ниже нуля и нет надежд на потепление. Как правило, в Центральной России это случается в конце октября – начале ноября. Впрочем, если у вас фрикционная (нешипованная) резина, можете сделать «обмен» и раньше, пока не выстроились очереди в шиномонтажные мастерские.


Кто производит шины в России

Теперь главная тема. По поводу возможного дефицита шин, которого… нет. За зимней резиной явно не придется стоять в километровых очередях или покупать ее по блату, как в советские времена. Да, придется заплатить более высокую цену, чем несколько лет назад, выбирать модель статусом ниже или вообще переходить на доселе неизвестные бренды, но зимних шин в магазинах и на складах заготовлено достаточное количество. И панические заявления продавцов на рынке («берите, это последнее, завтра может не быть») – не более чем обычная страшилка для покупателей. Но при этом шинная номенклатура действительно меняется. Наряду с привычными брендами появляется продукция с новыми именами.

Как отразится на автомобильном рынке России запрет Японии на экспорт машин

В прошлом году большинство заводов иностранных производителей в России остановились, но не все. А некоторые возобновили работу после реорганизации. Предприятия испытывали проблемы, связанные с поставками сырья и некоторых материалов. Да, по большей части всё – российское, но есть и импортные. Например, натуральный каучук. Поставщики его, как правило, не изменились, но усложнилась логистика. А по некоторым материалам пришлось искать новых производителей, проводить испытания и процессы омологации. Как мне, например, рассказали в компании Cordiant, все проблемы удалось решить, и шины, выпущенные в этом году, ничем не отличаются по своим характеристикам от тех, что производили ранее.

Несколько шинных заводов в РФ сменили собственников. Среди них крупнейший в России завод Nokian Tyres во Всеволожске (Ленинградская область), мощность – 17 млн шин в год. Его купила «Татнефть» и изменила название на Ikon Tyres. Предприятие возобновило работу, хотя далеко не на полную мощность (из-за задержек с поставкой сырья, изменения логистики, а также потери внешних рынков сбыта). К началу нынешнего сезона на складах остается изрядный запас шин прежнего бренда, а также популярного суббренда Nordman. Кстати, по соглашению с бывшим собственником он переходит российской компании, но будет писаться как Ikon Nordman (говорят, в перспективе наименование будет изменено). Такие шины должны в ближайшее время появиться в продаже. Для линейки средней ценовой группы придумали оригинальное название Ikon Character («Характер»), а премиальная линейка (бывшая Hakkapeliitta) будет называться Ikon Autograph («Автограф»).

Калужский завод немецкого концерна Continental продолжает работать, хотя ассортимент продукции пришлось урезать (вообще производственная мощность – 4 млн шин в год). Он по большей части выпускал шины дочерних марок Gislaved и Matador. Весной российские активы компании Continental купил российский холдинг S8 Capital (говорят, вместе с правом использовать «младшие» бренды), а завод продолжил работу. Новые владельцы пообещали в декабре провести ребрендинг и презентовать обновленную продуктовую линейку.

Компания Pirelli, которой принадлежат шинные заводы в Кирове и Воронеже, о свертывании бизнеса не объявляла – только о том, что она приостановила инвестиции в российское производство. Мощность ее двух производственных площадок составляет 8 млн шин в год. Более того, в 2023-м марка умудрилась представить две новинки (а точнее, перезапустить выпуск двух прежде известных моделей) в среднем и бюджетном ценовых сегментах.

Внимание к деталям: российский рынок автозапчастей приспособился к санкциям

Французская Michelin была первым иностранным производителем, локализовавшим производство шин в России. В конце мая компания продала завод в подмосковном Давыдово (мощность – до 2 млн шин в год) своему российскому дистрибьютору – компании «Пауэр Интернэшнл Тайрс». Говорят, новые владельцы активно ищут стратегического промышленного партнера, ведь без соответствующей компетенции и сырьевой базы выпускать шины невозможно. И даже называют потенциального партнера – китайского производителя HiFly, шины которого тоже продает «Пауэр Интернэшнл». Так это или нет, узнаем в ближайшее время.

В России осталось два крупных завода, полностью принадлежащих иностранным компаниям, – Bridgestone в Ульяновске (мощность – 4 млн шин в год) и предприятие японской Yokohama в Липецкой области (1,6 млн шин). Полгода назад стало известно, кто хочет купить российский шинный завод Bridgestone. К производственной площадке присматривается S8 Capital бизнесмена Армена Саркисяна – чуть раньше эта же компания выкупила завод Continental в Калуге и предприятия Cordiant в Омске и Ярославле. В случае, если сделка с Bridgestone состоится, S8 Capital станет вторым по объемам производителем шин в стране после «Татнефти». Пока завод простаивает, хотя, по некоторым сведениям, производство автомобильных шин в Ульяновске планируется возобновить к концу 2023 года. Сейчас с потенциальным владельцем ведутся переговоры, и они близки к завершению, как рассказал губернатор Ульяновской области Алексей Русских.

Компания Yokohama сообщала о понесенных убытках из-за перебоев в работе своего завода под Липецком, в марте его деятельность и вовсе была приостановлена. Но после вмешательства губернатора области (который пообещал помочь с организацией логистики) завод возобновил работу в августе. И пока о закрытии речь не идет.

Кстати, на рынке случилась еще одна крупная сделка. Незадолго до того, как стать владельцем завода во Всеволожске, «Татнефть», которая всегда имела статус самого крупного российского производителя шин, продала свой шинный бизнес в России (бренд Kama Tyres) другой компании из Татарстана – «Татнефтехиминвест-Холдинг».
Все отечественные шинники продолжают выпускать продукцию. Конечно, они столкнулись с новыми вызовами, в частности, с подорожанием натурального каучука, нехваткой некоторых импортных компонентов и т. д. Компании и раньше нечасто баловали потребителей новинками, а сейчас такие замечены разве что в модельном ряду Cordiant. Но привычная номенклатура сохраняется – и то хорошо.

В цехе вулканизации шин

В прошлом году большинство заводов иностранных производителей в России остановились, но не все

Веленгурин Владимир/Комсомольская правда/PhotoXPress

Экспорт потерян, импорт растет

Кроме того, еще в прошлом году российское правительство разрешило параллельный импорт, который распространяется в том числе на ряд шинных марок. И, хотя на полках остается немало шин из прошлогодних запасов, ряд компаний уже начали завозить в страну премиальные Michelin и Bridgestone, Goodyear и Dunlop… Хотя понятно, что с учетом логистики альтернативных поставок такая продукция дешевой точно не будет. И вообще предложение в премиальном сегменте значительно сократилось, ведь уже нет локального производства на заводах компаний, которые ушли с рынка, а также организованных поставок.

Оттолкнулись от дна: российский автопром начал наращивать производство

Зато появились в продаже турецкие, узбекские шины. И, конечно же, заметны стали китайские производители. Некоторые эксперты не исключают, что к концу года они займут до 30% нашего рынка. Уже сегодня шины китайских брендов Goodride, Sailun, Tracmax, Triangle, Hifly продаются от Калининграда до Владивостока. Кстати, бояться новых имен не стоит: продукция некоторых из этих компаний хорошо известна не только на внутреннем рынке, но уже успела зарекомендовать себя в ряде стран Европы, Южной Америки, Азии и Ближнего Востока.

Кстати, масштаб «китайского нашествия» на шинный рынок всерьез обеспокоил российских производителей. И, по некоторым сведениям, они уже готовы лоббировать в правительстве некие меры, которые бы сделали экспорт этой продукции из КНР невыгодным. Скажем, изменения технических требований. Впрочем, это может произойти и без вмешательства чиновников: нынешний курс рубля сильно ограничивает прямой импорт в Россию, делает его невыгодным.

Но что точно надолго потеряли отечественные шинники, так это внешние рынки. До весны прошлого года Россия была крупным экспортером шин. Так, в 2021-м экспорт составил 24 млн покрышек, причем шины, произведенные в Ленинградской и Московской областях, Ульяновске и т. д., поставлялись в десятки стран мира (включая всю Европу и Канаду). Бывший завод Nokian, например, продавал за рубеж две трети своего объема производства. Примерно половина шин Pirelli, выпущенных в России, отправлялись ранее в Европу. Увы, надеяться на возвращение на эти рынки не стоит, и сегодня возможны поставки разве что в Белоруссию и Казахстан.

Цены на зимнюю резину

Как водится, продажи зимних шин растут с началом осени. Не стал исключением и нынешний год: по данным «Авито», спрос в сентябре–октябре 2023-го увеличился на 12% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Причем что интересно: сокращается спрос на подержанную резину, но растет – на новую. Видимо, вследствие изменений в ПДД об использовании сезонной резины. Но вообще-то готовить свои машины к зиме автомобилисты активно начали еще в летние месяцы. Причина такой небывалой (и несезонной) активности – валютные колебания и рост продаж новых автомобилей (с этими колебаниями напрямую связанный). После первых скачков доллара/евро люди решили, видимо, себя обезопасить и отправились покупать шины заранее.

А вот опасения резкого взлета цен на шины оказались сильно преувеличенными. Иначе быть и не могло: с прошлого года скопилось немало остатков, да и заводы (пусть не все) продолжали работать. Как подсчитали в компании «Чек Индекс», средний чек на зимнюю шину в России составляет 6070 руб. за штуку (на 8% выше, чем в прошлом году). В Москве дороже – в среднем 6337 руб. (+12%).

Самую популярную резину размерностью 15 дюймов (отечественную или китайскую) можно купить везде, включая супермаркеты, по цене от 4 тыс. руб. за штуку. За низкопрофильные «катки» большого диаметра от именитых шинных брендов для европейских автомобилей премиум-класса просят значительно больше. Такие модели от Bridgestone, Goodyear или Michelin в Россию уже официально не поставляются, и, скажем, если вам нужна резина размерностью 305/35 R21, то предложения начинаются от 40 тыс. руб. за штуку. И это не предел.

Из-за высокой стоимости импорта российские и китайские бренды сейчас становятся все более интересными для покупателя. Тем более что тут недостатка в шинах нет.

Словом, шинный рынок ожидает интересное время. Одни производители (европейские, японские) уйдут, другие (отечественные, китайские) – появятся. А еще у нас наступила (неожиданно) эпоха консолидации, что опять же может привести к серьезным изменениям на рынке. Продажи и производство автомобилей в России растут, и, соответственно, будет расти и шинный рынок.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль