20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Оттолкнулись от дна: российский автопром начал наращивать производство
автомобили Автомобили антироссийские санкции импортозамещение

Оттолкнулись от дна: российский автопром начал наращивать производство

События февраля 2022 года, возможно, навсегда изменили российский автопром. Свыше 40 иностранных автомобильных брендов ушли из страны, оставшиеся пытаются избавиться от активов. Сами машины значительно подорожали, а обслуживать их стало дороже и сложнее. Что позволило российским производителям устоять, и смогут ли они конкурировать с китайскими брендами?

Электромобили марки Evolute моделей i-JOY и i-PRO в сборочном цехе

Сборка электромобилей Evolute i-JOY и i-PRO под Липецком

©Олег Харсеев/Коммерсантъ/Vostock Photo

Содержание:

Закрылись либо ушли, не хлопая дверью

Такого падения, как в 2022-м, рынок легковых автомобилей в России не знал с 1991 года. Да что там – подобный уровень в последний раз был зафиксирован в… 1974 году, еще в СССР! По данным Росстата, за прошедший год в России было произведено всего 450 тыс. легковых автомобилей (-67% к предыдущему), что стало самым низким показателем за всю постсоветскую историю. И это при том, что в стране построены мощности, способные выпускать до 3,5 млн авто в год. Но – не случилось.

Год вперед, двадцать пять назад: перспективы российского авторынка

После начала специальной военной операции (СВО) в России массово приостановились (или остановились?) автомобильные производства. Вообще, этот кризис в автоотрасли первый, когда в России в таком количестве закрывались автозаводы (и в 1998-м, и в 2009-м, и в 2015-м они все-таки работали, хотя и сильно сокращали выпуск: в 2009-м – на 50%, в 2015-м – на 36%). Конвейеры в Калуге и Санкт-Петербурге, в Подмосковье и Владивостоке замерли еще год назад, тем не менее официально о полном прекращении деятельности на территории России пока объявили только три «легковые» компании – General Motors, Nissan и Renault, а также все европейские и японские производители грузовиков и автобусов. Причем ушли, несмотря на гигантские убытки.

Концерн Renault, к примеру, оценил свои потери в 2,3 млрд евро; убытки Mercedes-Benz Group, связанные с «корректировкой деятельности в России», составили 1,4 млрд евро (у компании в РФ было налажено производство как легковых, так и грузовых автомобилей); Nissan потерял 700 млн долларов. Компания Volvo Trucks закрыла завод по производству грузовиков в Калуге – минус 423 млн долларов. Впрочем, быть может, через какое-то время некоторые компании часть вложенных в России средств и смогут вернуть. Nissan и Renault, например, «продали» свои промышленные активы в Санкт-Петербурге, Москве и Тольятти за условные «1 рубль» или «1 евро», но с правом вернуться в течение шести лет. Не за рубль, но явно куда дешевле реальной стоимости продали свои доли в СП российскому партнеру – компании «Соллерс» – японские Isuzu и Mazda, американский Ford. Подмосковный завод Mercedes выкупил крупнейший дилер марки – «Автодом».

Каждый третий: как китайский автопром завоевывает российский рынок

Некоторая часть зарубежных производителей пока официально о прекращении отношений с нашей страной не объявила, но заводы не работают. Объяснение простое: «из-за разрыва логистических цепочек». Связать их заново, может быть, и возможно, но вряд ли получится – по политическим мотивам. Увы, к экономике нынешняя ситуация отношение имеет лишь косвенное. Заводы стоят, часть рабочих уволились, но часть сотрудников на работу выходят, зарплаты выдаются (хоть и в несколько урезанном размере). Так, например, живет калужский завод концерна Volkswagen. Хотя в последнее время появились слухи, что автодилер «Авилон» и российская инвестиционная компания АФК «Система» стали основными претендентами на приобретение этого завода. Говорят, что в случае покупки российского завода здесь планируется развернуть машиностроительный холдинг. Но в немецкой компании пока отказываются от комментариев. Хранят молчание хозяева и другого калужского предприятия – «ПСМА Рус» (принадлежит компаниям Stellantis и Mitsubishi).

Огромный современный комплекс заводов Hyundai Motor Manufacturing Rus (HMMR) в Санкт-Петербурге уже год как перестал собирать автомобили Hyundai и Kia, но каждый раз продлевает паузу. Причем надо понимать, что каждый месяц работы в таком «режиме ожидания» – это серьезные затраты: налоги, коммунальные платежи, поддержка оборудования, зарплата (пусть и в размере 2/3 от прежней) работников и т. д. Поэтому то и дело возникают слухи о том, что концерн ищет покупателей на свой завод. А совсем недавно один из руководителей Санкт-Петербурга объявил, что завод HMMR в промзоне «Каменка» могут продать некой «компании из Казахстана». Понятно, какой: с прошлого года питерский завод производит и продает кузовы Solaris на предприятие Hyundai Trans Kazakhstan в Алма-Ате, где теперь собирают популярные седаны.

Внимание к деталям: российский рынок автозапчастей приспособился к санкциям

А бывший российский автозавод GM в промзоне «Шушары» переоборудуют под «образовательный центр для подготовки промышленных кадров». Это предприятие не работает с 2015 года (американская компания решила закрыть его сразу после присоединения Крыма). В 2020-м площадку купила корейская Hyundai Motor, чтобы расширить производство в РФ. Но теперь этот завод стал для компании обузой, и она готова передать его под образовательный центр. Говорят, бесплатно. Город из своего бюджета дальше будет только оплачивать коммунальные услуги этой производственной площадки.

Правда, как я уже сказал, почти никто из уходящих не спешит громко хлопнуть дверью и оставляет за собой возможность вернуться. Так, например, в договорах между российским правительством и компаниями Renault и Nissan записано, что за ними не только остается право на опцион (обратный выкуп своих активов), но и организуется регулярная поставка запчастей. В случае с Renault–Nissan за поставку запчастей для автомобилей этих марок взялась дочерняя фирма АвтоВАЗа – компания «Лада-Имидж», уже работают четыре склада и сеть магазинов по всей стране. Есть надежда, что условия «развода» и с другими зарубежными концернами тоже будут прописаны с подобными цивилизованными вариантами.

«Упрощенка» помогла

Как и следовало ожидать, с уходом зарубежных брендов в выигрыше остались традиционные российские производители. А что – конкурентов-то нет! И если посмотреть, к примеру, на долю АвтоВАЗа, то это особенно заметно. Если по итогам 2021 года его продукция занимала 23% рынка, то год спустя – уже 38%. А в январе 2023-го – уже 53,7%!

Но такой рывок дался АвтоВАЗу (и всем другим российским производителям) очень непросто. Ведь из России ушли не только автопроизводители, но и многие мировые компании, которые занимались выпуском автокомпонентов. Больнее всего по нашим предприятиям ударил уход компании Bosch – у нее в нашей стране было несколько СП по выпуску электронных компонентов. Немало проблем доставили и разрывы с другими производителями – Continental, Federal Mogul, Lukas, ZF… В списке – десятки компаний.

Ключ на старт: как санкции повлияли на российский автопром

АвтоВАЗ остановил работу в марте 2022-го и запустить конвейер (один из четырех) смог только в начале июня. И то после того, как глава правительства подписал постановление № 855 «Об утверждении правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». Новые правила позволили выпускать «упрощенные» автомобили – без антиблокировочной системы тормозов (ABS) и системы контроля устойчивости (ESP), иммобилайзера, блока ЭРА-ГЛОНАСС, а также устанавливать моторы экологического класса ниже Евро-5. Увы, по-другому никак не получалось… Да, это, конечно же, был шаг назад, в 90-е. Но иначе потребители остались бы совсем без новых бюджетных автомобилей, а заводы пришлось бы фактически закрыть со всеми вытекающими последствиями. К чести наших предприятий надо сказать, что на двигатели, соответствующие требованиям Евро-0, перевели только малую часть своей продукции КамАЗ и УАЗ, а АвтоВАЗ выпускает авто с моторами Евро-2.

Словом, с июня в Тольятти заработал первый конвейер, с которого сходят упрощенные модели Lada Granta; в середине июля – второй конвейер, где собирают трехдверный внедорожник Lada Niva Legend в специальной комплектации и 5-дверную Niva Travel.

Постепенно, кстати, в комплектацию возвращаются привычные опции: подушки безопасности, кондиционер, мультимедийная система… К концу года темп производства на двух линиях составлял уже 24 тыс. автомобилей в месяц. Завод перешел на режим 6-дневной рабочей недели, было принято более тысячи новых сотрудников. В итоге в сложном 2022 году завод произвел порядка 220 тыс. авто. Это, конечно, меньше, чем годом ранее, однако АвтоВАЗ сумел закончить 2022-й с прибылью. Операционная прибыль по итогам 2022 года составила 2,4 млрд руб., а чистая (после уплаты всех налогов) – 1,6 млрд руб.

Автомобиль Lada Granta Cross в диллерском центре

Lada Granta Cross

Сергей Петров/NEWS.ru/ТАСС

А в канун годовщины c начала кризиса АвтоВАЗ запустил на заводе в Тольятти серийное производство обновленной Lada Vesta, получившей обозначение NG (New Generation). Продажи должны стартовать в мае нынешнего года, как только на складах дилеров будет достаточное количество машин. Автомобиль сходит с конвейера в кузовах седан, универсал и SW Cross. После рестайлинга он получил новые бамперы более агрессивной формы, светодиодную оптику, 17-дюймовые колесные диски. У модернизированной Lada Vesta уже в базе: две подушки безопасности, ABS, обогрев ветрового стекла, зеркал и передних сидений, кондиционер, парктроник и мультимедийная система с 7-дюймовым сенсорным экраном. Двигатель пока один (1,6 л, 90 л. с.) и 5-ступенчатая механическая коробка передач; в течение нескольких месяцев появится еще один мотор (1,6 л, 106 л. с.). А вот коробку-автомат обещают только в следующем году. План на этот год – продать около 100 тыс. Lada Vesta.

Таким образом, АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ и все производители коммерческой техники работают, хотя и выпускают (пока) в основном упрощенные модели. Сложность здесь, конечно, в комплектующих: быстро, с налета решить все вопросы по этому направлению не получилось. Из-за санкций и нарушений логистики импортерам приходится создавать более длинные цепочки поставок, закупать товары не напрямую у заводов, а у посредников. Увы, это дороже и дольше.

Между прочим, несмотря на сложности, в прошлом году компания «Аурус» запустила серийное производство нового люксового внедорожника Aurus Komendant на предприятии в ОЭЗ «Алабуга». Это уже вторая модель после лимузина «Сенат». И хотя объемы выпуска пока совсем невелики, но ведь это только начало.

Сборка автомобиля с кузовом К5 заводе ПАО "Камаз"

КамАЗ не только расширил производство «упрощенных» грузовиков К3, но и возобновил выпуск современных К5

Игорь Генералов/ТАСС

КамАЗ в сложнейшей ситуации (напомню, завод сверх всего попал под персональные санкции) смог не только расширить производство «упрощенных» грузовиков семейства К3 (в том числе полноприводных), но и возобновить выпуск современной модели семейства К5 – уже с комплектующими от новых поставщиков. В январе 2023 года, по словам директора автозавода Антона Сарайкина, главный сборочный конвейер КамАЗа работал с темпом сборки 190 автомобилей в сутки, в марте показатель планируют увеличить до 210, к осени – ускориться до сдачи 220 большегрузов. Только бы поставщики комплектующих не подвели…

Всего в 2022 году КамАЗ выпустил 43,4 тыс. грузовиков, и это лишь немногим меньше, чем в 2021-м (44,1 тыс.). В натуральном выражении объемы производства упали, но выручка компании возросла на 7%, до 267 млрд руб. При этом в развитие собственного производства КамАЗ в прошлом году инвестировал около 16 млрд руб. (почти в 1,5 раза больше, чем в 2021-м).

Горьковский автозавод под дамокловым мечом отсроченных санкций находился уже несколько лет, поэтому, видимо, успел основательно подготовиться. Окончательно в силу они вступили весной прошлого года. Тогда полностью прекратилась контрактная сборка автомобилей VW и Skoda, но производство коммерческой техники продолжалось. Китайские партнеры исправно поставляли дизельные двигатели на конвейер. Тем не менее на ГАЗе решили подстраховаться и еще в 2021 году занялись организацией выпуска собственного дизеля. В основе конструкции нового 2,5-литрового мотора GAZ G21A – разработка китайской компании Foton. Но сейчас он полностью локализован на ГАЗе; с этого года им будут оснащаться серийные «Газели». А еще в прошлом году запустили в серию новое семейство коммерческих авто – «Соболь NN».

В сборочном цехе, где выпускаются серийные "Газели"

ГАЗ несколько лет находился под угрозой санкций и успел к ним основательно подготовиться

Роман Яровицын/Коммерсантъ/Vostock Photo

Кроме того, продолжал работать и тульский завод Haval – первый и на сегодняшний день единственный китайский автомобильный бренд, подписавший с Минпромторгом России СПИК (специальный инвестиционный контракт). В прошлом году там собрали 37 тыс. автомобилей пяти моделей. А калининградский «Автотор» (последний из могикан!) до октября собирал автомобили Hyundai и Kia из оставшихся запасов комплектующих.

Кстати, первоначально льгота (разрешение на выпуск упрощенных моделей) должна была действовать до 1 февраля 2023 года, но затем ее продлили. ЭРА-ГЛОНАСС теперь обязательна к установке с 1 июня 2023-го, а с начала 2024 года все выпущенные автомобили должны быть оснащены системой ABS, а моторы – соответствовать нормам не ниже Евро-2.


Ценовые рекорды

По данным Росстата, за 2022 год в России стоимость новых легковых автомобилей выросла на 24,3%. Это стало рекордным показателем с 2002 года (когда начали вести подобную статистику).

Продажа автомобилей в дилерском центре
©Евгений Одиноков/РИА Новости

Больше всего по итогам 2022-го подорожали новые автомобили иностранных брендов – как импортные, так и произведенные на территории России – сразу на 39,1%. При этом новые легковые машины отечественных марок (Lada и УАЗ) увеличились в цене на 29,7%.

Что касается автозапчастей, то за 2022 год они подорожали в среднем на 27,7%. При этом по некоторым позициям (в основном ушедших брендов) цены выросли на 50–100%.


Локализация с участием НВП

В ситуации экономического кризиса некоторые автопредприятия увидели свой шанс и не преминули им воспользоваться. Наметилась даже новая тенденция, когда российские компании создают новые производства вместе с некими (часто даже неназываемыми) партнерами «из восточных стран». (Хотя имена этих партнеров часто определяются на раз-два; понятно, что все они из КНР. Но, видимо, не очень хотят «светиться» во избежание возможных санкций со стороны США и Евросоюза. Что ж, им виднее…) Я по этому поводу даже изобрел нейтральную аббревиатуру: НВП (наш восточный партнер). Предлагаю ввести в оборот и пользоваться.

Неисповедимые пути: как параллельный импорт изменит авторынок в стране

Первой ласточкой стал проект российской компании «Моторинвест». Уже 22 марта 2022 года она объявила о создании новой отечественной марки Evolute; производство электромобилей обещали наладить на собственном заводе компании в Липецкой области. Проект сразу поддержали в Минпромторге. И в сентябре завод «Моторинвест» начал серийное производство электрического седана Evolute i-PRO, к нему в ноябре присоединился электрокроссовер i-JOY. Ни для кого не секрет, что в основе этих автомобилей – модели китайского концерна Dongfeng. Ну и что? Важен, как говорится, результат. А китайские компании, между прочим, мировые лидеры по производству электромобилей: в этой стране сейчас выпускается и продается больше «электричек», чем во всем остальном мире.

В конце ноября заработал завод «Москвич», возрожденный на площадке завода Renault в Москве. Там запустили крупноузловую (пока) сборку кроссоверов «Москвич 3» с бензиновым мотором и его электрической версии «Москвич 3е». Эти модели суть перелицованные китайские кроссоверы JAC. Но ведь модели очень удачные! Задача на ближайшие год-два – перейти на полноценную сборку (со сваркой и окраской), привлечь как можно больше местных поставщиков комплектующих.

Автомобиль "Москвич 3"

"Москвич 3"

Антон Новодережкин/ТАСС

В ноябре же на мощностях бывшего СП «Ford-Соллерс» в Елабуге началась крупноузловая сборка легковых коммерческих автомобилей Sollers Argo и Sollers Atlant. Автомобили призваны заменить «иностранцев» (в первую очередь популярные модели Ford Transit) на рынке легких коммерческих автомобилей. Продажи стартовали в декабре прошлого года. Пока эти модели тоже перелицованные версии легких коммерческих авто от китайской компании JAC, но «Соллерс» приобрел лицензию на их производство, и запланирована глубокая локализация (включая выпуск дизельных двигателей).

Расположенный в Калининграде завод «Автотор», после того как закончились сборочные комплекты корейских автомобилей, провел, похоже, очень успешные переговоры сразу с несколькими китайскими компаниями и в декабре начал серийное производство седана E5 китайской марки Kaiyi (произносится как «Каи» или «Кайи»). В Калининград привозят уже сваренные и окрашенные кузовы и отдельно все необходимые узлы и детали, после чего на конвейере собирают готовый автомобиль. О старте проекта объявили в начале 2023 года, но к тому времени успели собрать уже несколько сотен седанов. А в ближайшее время на заводе обещают увеличить уровень локализации, перейти к сварке и окраске кузовов самостоятельно (на переоснащение линии уже потратили более 100 млн руб.). При этом «Автотор» объявил, что в 2023 году собирается запустить сборку еще трех кроссоверов Kaiyi, а также моделей еще одного китайского бренда.

Старт производства автомобилей Kaiyi на заводе "Автотор" в Калининграде

«Автотор» в 2023 году планировал запустить сборку еще трех кроссоверов китайского бренда Kaiyi

Виталий Невар/ТАСС

Кстати, в этом случае партнеры из КНР почему-то не прячутся за новыми брендами, а совершенно спокойно представляют модели под собственным именем – пусть еще нам малознакомым. Что ж, будем привыкать. В конце концов, почти все научились правильно произносить название Hyundai (читается как «Хёндэ»), хотя далеко не каждый напишет его правильно.

В этом году, между прочим, ожидается появление еще нескольких предприятий, где (предположительно) будут собирать китайские автомобили. Видимо, под российскими марками. Называют уже бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге и промплощадку «Соллерс» во Владивостоке (там до прошлого года выпускали модели Mazda).

Поэтому совсем не удивительно, что в начале этого года, чтобы помочь «китайцам» обосноваться на нашем рынке, была учреждена Ассоциация китайских автопроизводителей. В нее уже вошли крупнейшие китайские автопроизводители и российские импортеры. Задача ассоциации – работать с местными органами власти, потребителями и повышать привлекательность китайских брендов.

Первые итоги

Итак, такого падения наш автомобильный рынок не знал за всю свою историю. Но во второй половине 2022-го он, похоже, сумел оттолкнуться от дна, и теперь на 2023 год можно уже смотреть с некоторой долей оптимизма. Этот оптимизм внушают способность отечественных производителей быстро приспособиться к меняющимся правилам игры, наличие программ господдержки и возможность (конечно, временная) параллельного импорта автомобилей и запчастей. В итоге более трех тысяч дилерских центров в России выжили и продолжают работать!

Машина времени: почему авторынок России может вернуться в 90-е

По моим прогнозам, в 2023 году все действующие и новые автозаводы страны выпустят примерно 620–650 тыс. автомобилей (из них примерно 16–18 тыс. – электромобили), и все машины найдут своих покупателей. Здесь должны сработать меры господдержки производителей, а также госпрограмма льготного автокредитования для покупателей. В любом случае главной «движущей силой» останется марка Lada: по итогам года планируется собрать примерно 400 тыс. автомобилей.

И, конечно же, все большую долю рынка будут занимать «китайцы» – собранные в России и Белоруссии под собственными брендами (напомню, работает завод Haval в Тульской области и Geely под Минском), под российскими марками или ввезенные по прямому импорту. Некоторые марки уже хорошо знакомы нашему покупателю, к другим именам придется привыкать, но это наша новая реальность. Тем более что машины предлагаются интересные, дилеры есть по всей стране, и даже имеются хорошие программы скидок. Статистика показывает: по итогам прошлого года доля китайских компаний выросла почти в 2,5 раза, до 18%. И это далеко не предел! По данным аналитического агентства «Автостат», в январе продажи новых автомобилей из КНР в Москве и Санкт-Петербурге достигли почти 60% от общего числа.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».