Деньги любят тишину
Как сейчас ведут себя на российском рынке китайские компании
Интернет пестрит сообщениями об «уходе» той или иной китайской компании из России. Каждая такая новость подхватывается и тиражируется теми, кто не верит в сближение Москвы и Пекина и скептически оценивает способность России выстоять в «санкционной войне». «Вот видите! Ставка на Китай не сыграла! Китай не поддерживает Россию!» – радостно галдят они. И на первый взгляд они правы: после 24 февраля с российского рынка ушли автопроизводитель «Лифань», телекоммуникационные компании «Леново», «Сяоми», «Хуавэй» и многие другие, менее известные.
Впрочем, слово «ушли» тут надо брать в кавычки и в каждом конкретном случае разбираться, что же произошло на самом деле. Некоторые китайские компании действительно свернули производство, другие закрыли офисы, но продолжают поставлять продукцию, а третьи пока заняли выжидательную позицию и стараются не говорить ни да, ни нет.
Как в Китае относятся к конфликту на Украине и какие делают выводы
Резоны тех, кто ушел, очевидны. Крупный китайский бизнес, особенно имеющий серьезные интересы на западных рынках, столкнувшись с угрозой попадания под вторичные санкции со стороны Америки и ЕС, во всех случаях предпочтет временно потерять российских клиентов, а не рисковать связями на Западе с его обширными платежеспособными рынками. Just business, ничего личного.
Однако нужно понимать, что китайский бизнес поступает так исключительно из страха перед «санкционной дубинкой», а не из каких-либо иных соображений. Уходить из России китайские компании не хотят. Поэтому они будут искать варианты, чтобы вернуться, пусть даже и весьма извилистыми путями.
Да и западный бизнес, как показывает практика, громко хлопает дверью, но либо вовсе не уходит, либо тихо возвращается и работает, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания за пределами России. Такое поведение объясняется просто: компаниям нужно заверить наиболее чувствительных клиентов на Западе – «мы хорошие, рукопожатные, нас отменять не нужно».
Бизнес – это вообще про деньги, а не про идеалы. Показательный пример – деятельность американской компании Nike на китайском рынке. Несмотря на все обвинения, которые сыпались из Вашингтона на КНР в последние годы, Nike продолжает работать на лакомом китайском рынке. А китайские покупатели, несмотря на прошлогодний скандал из-за отказа американцев использовать синьцзянский хлопок, который, как утверждают в Вашингтоне, собирается при помощи принудительного труда, продолжают покупать продукцию Nike.
Более того, в этом году во время фестиваля онлайн-шопинга «618» – распродаж в течение первых 18 дней июня – Nike заработала 570 миллионов юаней ($85 млн), что на 171% больше, чем в прошлом году, и больше, чем у кого-либо из китайских производителей. И ничего, все довольны! В 2021-м китайские спортсмены демонстративно заклеивали скотчем на форме логотип Nike, а в этом году все восемнадцать команд китайской футбольной Суперлиги и сама сборная КНР снова экипированы тем же американским производителем, а его лого никто не заклеивает.
Учитывая сложившуюся ситуацию, неудивительно, что сообщения об уходе с российского рынка слышны постоянно (в этом заинтересованы сами компании, которым нужно заботиться об имидже и отводить от себя подозрения «санкционной инквизиции»), а информацию о том, что деятельность в России в том или ином виде продолжается, напротив, стараются не афишировать.
Например, некоторое время назад я узнал, что одна серьезная китайская компания закрыла свой офис в Москве. Однако спустя всего несколько дней мне довелось присутствовать на переговорах с участием представителей этой же компании – речь шла о провозе на территорию России крупной партии ее продукции. Причем во время общения китайцы вопреки всем традициям не раздавали визитки, а особое внимание на переговорах уделялось, скажем так, «вопросам конспирации».
И таких сюжетов будет всё больше и больше. Равно как и историй про обход санкций через поставки в третьи страны. Там тоже хватает интересных деталей. Например, китайцы, как выяснилось, часто просят не использовать в качестве посредников Казахстан и Кыргызстан, поскольку их смущает «стан» в названии, – разбираться в том, кто есть кто, они не хотят, а вот, например, через Армению – пожалуйста, давайте. И такие поставки через третьи страны уже идут.
Вот только обо всем этом не напишут в интернете и не расскажут по телевизору. Большие деньги любят тишину. Особенно в такое нервное время, как сейчас.
Автор – старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".