Наверх
19 августа 2022

Деньги любят тишину

Как сейчас ведут себя на российском рынке китайские компании

Иван Зуенко

Иван Зуенко

Интернет пестрит сообщениями об «уходе» той или иной китайской компании из России. Каждая такая новость подхватывается и тиражируется теми, кто не верит в сближение Москвы и Пекина и скептически оценивает способность России выстоять в «санкционной войне». «Вот видите! Ставка на Китай не сыграла! Китай не поддерживает Россию!» – радостно галдят они. И на первый взгляд они правы: после 24 февраля с российского рынка ушли автопроизводитель «Лифань», телекоммуникационные компании «Леново», «Сяоми», «Хуавэй» и многие другие, менее известные.

Впрочем, слово «ушли» тут надо брать в кавычки и в каждом конкретном случае разбираться, что же произошло на самом деле. Некоторые китайские компании действительно свернули производство, другие закрыли офисы, но продолжают поставлять продукцию, а третьи пока заняли выжидательную позицию и стараются не говорить ни да, ни нет.

Как в Китае относятся к конфликту на Украине и какие делают выводы

Резоны тех, кто ушел, очевидны. Крупный китайский бизнес, особенно имеющий серьезные интересы на западных рынках, столкнувшись с угрозой попадания под вторичные санкции со стороны Америки и ЕС, во всех случаях предпочтет временно потерять российских клиентов, а не рисковать связями на Западе с его обширными платежеспособными рынками. Just business, ничего личного.

Однако нужно понимать, что китайский бизнес поступает так исключительно из страха перед «санкционной дубинкой», а не из каких-либо иных соображений. Уходить из России китайские компании не хотят. Поэтому они будут искать варианты, чтобы вернуться, пусть даже и весьма извилистыми путями.

Да и западный бизнес, как показывает практика, громко хлопает дверью, но либо вовсе не уходит, либо тихо возвращается и работает, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания за пределами России. Такое поведение объясняется просто: компаниям нужно заверить наиболее чувствительных клиентов на Западе – «мы хорошие, рукопожатные, нас отменять не нужно».

Бизнес – это вообще про деньги, а не про идеалы. Показательный пример – деятельность американской компании Nike на китайском рынке. Несмотря на все обвинения, которые сыпались из Вашингтона на КНР в последние годы, Nike продолжает работать на лакомом китайском рынке. А китайские покупатели, несмотря на прошлогодний скандал из-за отказа американцев использовать синьцзянский хлопок, который, как утверждают в Вашингтоне, собирается при помощи принудительного труда, продолжают покупать продукцию Nike.

Китай и западные санкции: лицемерие и непоследовательность

Более того, в этом году во время фестиваля онлайн-шопинга «618» – распродаж в течение первых 18 дней июня – Nike заработала 570 миллионов юаней ($85 млн), что на 171% больше, чем в прошлом году, и больше, чем у кого-либо из китайских производителей. И ничего, все довольны! В 2021-м китайские спортсмены демонстративно заклеивали скотчем на форме логотип Nike, а в этом году все восемнадцать команд китайской футбольной Суперлиги и сама сборная КНР снова экипированы тем же американским производителем, а его лого никто не заклеивает.

Учитывая сложившуюся ситуацию, неудивительно, что сообщения об уходе с российского рынка слышны постоянно (в этом заинтересованы сами компании, которым нужно заботиться об имидже и отводить от себя подозрения «санкционной инквизиции»), а информацию о том, что деятельность в России в том или ином виде продолжается, напротив, стараются не афишировать.

Например, некоторое время назад я узнал, что одна серьезная китайская компания закрыла свой офис в Москве. Однако спустя всего несколько дней мне довелось присутствовать на переговорах с участием представителей этой же компании – речь шла о провозе на территорию России крупной партии ее продукции. Причем во время общения китайцы вопреки всем традициям не раздавали визитки, а особое внимание на переговорах уделялось, скажем так, «вопросам конспирации».

И таких сюжетов будет всё больше и больше. Равно как и историй про обход санкций через поставки в третьи страны. Там тоже хватает интересных деталей. Например, китайцы, как выяснилось, часто просят не использовать в качестве посредников Казахстан и Кыргызстан, поскольку их смущает «стан» в названии, – разбираться в том, кто есть кто, они не хотят, а вот, например, через Армению – пожалуйста, давайте. И такие поставки через третьи страны уже идут.

Вот только обо всем этом не напишут в интернете и не расскажут по телевизору. Большие деньги любят тишину. Особенно в такое нервное время, как сейчас.

Автор – старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль