Кодекс доверия
Как адвокатское сообщество формирует стандарты профессиональной этики
Прошло ровно 20 лет с момента принятия Кодекса профессиональной этики адвоката на первом Всероссийском съезде адвокатов 31 января 2003 года. Много ли изменилось за прошедшее время? И да и нет.
Заложенные в этическом кодексе нравственные основы неизменны и не подвержены времени. Ведь каждый обращающийся к адвокату человек по-прежнему заинтересован в честном и добросовестном оказании ему юридической помощи, а сама адвокатская корпорация продолжает оберегать свою репутацию.
С другой стороны, профессиональная этика всегда есть отражение ожиданий от данной профессии со стороны общества. Меняются общественные отношения, должно меняться и этическое представление. Так, уже непривычны для слуха разделы методических пособий для адвокатов по дисциплинарной практике советского периода – «поведение в быту», «регистрационные карточки», «"перехват" клиентов». Это отголоски явлений, канувших в прошлое безвозвратно.
Подверженность течению времени видна и в том, что сам Кодекс профессиональной этики адвоката успел претерпеть не одно изменение, а текущая его редакция является уже седьмой.
Потребность в этических разъяснениях и в работе над стандартами адвокатской профессии привели к созданию в 2016 году комиссии Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам. Значимость данного события подчеркивается тем, что деятельность комиссии была закреплена на уровне федерального законодателя.
В работе комиссии по этике и стандартам нашли свое отражение многие вопросы, возникающие в каждодневной деятельности адвокатов. Так, большое количество дискуссий развернулось вокруг коммуникации адвокатов в сети Интернет, размещения информации об адвокатах на сайтах коммерческих организаций, указания ими своих званий, должностей и заслуг. Найти тонкую грань допустимого, чтобы позволить коллегам поделиться информацией о себе и помочь доверителю составить предварительное мнение, но при этом не ввести его в заблуждение, не вызвать безосновательных надежд в исходе – вот рабочая материя комиссии по этике и стандартам.
С появлением института банкротства физических лиц в адвокатском сообществе тут же возникли важные для практики вопросы: можно ли признать банкротом адвоката, существует ли риск оспаривания соглашений с доверителями, как уберечь адвокатскую тайну от раскрытия. Все они также нашли свое отражение в разъяснениях комиссии.
Много запросов от региональных адвокатских палат поступало и разрешалось комиссией применительно к допустимым для адвокатов видам деятельности. Так, в разъяснительной практике нашли отражение ответы на вопросы, может ли адвокат быть арбитражным управляющим, выступать судебным экспертом, быть тренером в школе, занимать должность директора института, избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Интересно отметить, что этическая оценка возможности посторонних занятий для адвоката и их влияния на его независимость была отражена еще в 1888 году в докладах Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты.
Важным для адвокатского сообщества является и вопрос поведения адвоката вне профессиональной деятельности. Бросает ли тень на сообщество неподобающее поведение адвоката, если оно происходит, например, не в зале суда? Адвокатская корпорация определила для себя ответ. Нарушением должно быть признано неподобающее поведение, если принадлежность такого лица к адвокатскому сообществу очевидна или это следует из его поведения, например, он сам представляется в качестве адвоката и предъявляет удостоверение.
Интерес сообщества привлекают и новые вызовы времени, с которыми ранее адвокатская корпорация не сталкивалась. Например, потребовал изучения не так давно получивший популярность механизм краудфандинга. Этично ли адвокату обращаться в СМИ, в социальных сетях к неопределенному кругу лиц с предложением сбора средств за доверителя в счет оплаты своего вознаграждения? По итогу обсуждений адвокатам было рекомендовано не действовать при сборе средств от своего имени. В данном случае подобный сбор средств уместен самим доверителем или специализированными фондами, общественными организациями, близкими родственниками, которые впоследствии будут иметь возможность обратиться за помощью к адвокату.
Помимо этических разъяснений и определения стандартов профессии, потребовались и нововведения в процесс рассмотрения дисциплинарных дел по поступившим на адвокатов обращениям. Так, в конце 2019 года федеральный законодатель предусмотрел возможность оспаривания решений региональных адвокатских палат о прекращении статуса адвоката не только в суде, но и в Федеральной палате адвокатов. Была введена двухэтапная процедура, при которой рассмотрение жалобы осуществляется комиссией по этике и стандартам, а далее совет Федеральной палаты адвокатов с учетом заключения комиссии принимает решение, имеются ли основания для удовлетворения поступившей жалобы.
Адвокатура оправдывает данное ей определение профессии «столь же возвышенной, как добродетель, столь же необходимой, как справедливость», писал О. Я. Пергамент еще в 1905 году в своей публичной лекции «Общественные задачи адвокатуры». Адвокатская этика, как должное, правильное поведение члена адвокатской корпорации, всегда будет развиваться, поскольку она ставит задачей обеспечить наилучшее исполнение адвокатом своих обязанностей. И в этом ключе нравственный характер адвокатской деятельности, наполнение ее гуманистическим содержанием определяют и гарантируют высокий уровень доверия к адвокатуре со стороны общества и государства.
Автор – советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ, заместитель председателя комиссии ФПА РФ по этике и стандартам
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль