Метановая выручалка
Эпоха ДВС уходит, да здравствует ДВС?
Чтобы соответствовать целям Парижского соглашения, продажа новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания должна быть прекращена в период 2030–2035 годов. А глубокая декарбонизация транспортного сектора может быть достигнута к 2050 году. Что же делать нам?
Вопросы увеличения степени экологичности транспортных средств уже перешли из стадии технических в стадию экономических. Из последнего доклада ICCT (Международного совета по чистому транспорту) стало понятно, что единственным путем сокращения выбросов парниковых газов в транспортном секторе является развитие аккумуляторных электромобилей и электромобилей на водородных топливных элементах. Первый вице-премьер правительства России буквально на днях заявил, что нашей стране необходимо успеть развить отрасль электромобилей за 2–3 года, иначе она будет потеряна для экономики РФ. Это означает, что нас ждет самое масштабное обновление автопарка за всё время его существования. Но сможем ли мы это обновление оплатить?
Всего в России насчитывается около 52 млн зарегистрированных транспортных средств. Несмотря на то, что это недорогие автомобили в возрасте (средний возраст автомобиля в России чуть больше 14 лет), в них вложено колоссальное количество средств. При средней остаточной стоимости среднего российского транспортного средства в 550 тыс. рублей (по оценкам ряда аналитических агентств и экспертов) это дает колоссальную цифру в 28,6 трлн рублей. Для сравнения: объем рынка новых автомобилей ненамного превышает цифру 2 трлн рублей.
Типичный электромобиль на сегодняшний день стоит, если опираться на данные рынка Северной Америки, в 1,5 раза дороже автомобиля с ДВС. Цены на «электрички» падают, но не так значительно, как хотелось бы. Средняя продажная цена электромобиля в Великобритании в 2020 году составила 44 тыс. фунтов стерлингов, что в нашей валюте равняется 4,4 млн рублей. По итогам 2020 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,68 млн рублей, что практически в три раза меньше. Сравнивать приходится с Великобританией потому, что в России рынок электромобилей практически отсутствует: в 2020 году в России было продано всего 687 новых электромобилей.
Таким образом, не стоит питать иллюзий, что российские граждане быстро и безропотно перейдут на модные «электрички» или откажутся от личного автотранспорта. На это просто нет денег. Также не стоит забывать про необходимость огромных инвестиций в инфраструктуру, включая зарядные станции. Этих денег не только у наших граждан, но и у нашей страны нет, и при перспективном сокращении спроса на углеводороды они вряд ли появятся. Однако повышать экологичность транспортных средств нужно, и тут нам на помощь придет... водород.
Во-первых, водород может использоваться в качестве компонента газомоторного топлива, которое увеличивает практически все экологические характеристики. Если добавить всего 10% водорода к метану, то выбросы такого транспортного средства уменьшаются до уровня выбросов PHEV (плагин-гибридов) при их типичном сценарии использования. Огромным плюсом данной технологии является то, что при содержании водорода до 10% от массы метано-водородной смеси не требуется не только переделка, но и перенастройка двигателя внутреннего сгорания. Также за счет более полного сгорания смеси уменьшается расход топлива. Для метано-водородной смеси подходит вся существующая инфраструктура, начиная от заправок и заканчивая газобаллонным оборудованием автомобиля.
Получение водорода для приготовления метано-водородной смеси возможно из того же самого природного газа с улавливанием выделенного в процессе СО2 («голубой водород») либо с использованием ВИЭ («зеленый» водород).
Электромобили забуксовали: что мешает россиянам отказаться от привычных машин
В итоге подобная простая технология позволит использовать существующую инфраструктуру, в которую сделаны колоссальные капитальные вложения, одновременно снизив выбросы СО2 на 1/3, использовать существующие энергетические ресурсы страны и постепенно развивать индустрию производства водорода для постепенного замещения автотранспорта на FCEV (электромобиль на водородных топливных элементах). Использование именно FCEV как основы для глубокой декарбонизации транспортной отрасли оправданно для России как огромными расстояниями, так и возможностью заново использовать существующую инфраструктуру и имеющиеся в нашем распоряжении технологические решения.
А еще у водородных автомобилей есть неоспоримое преимущество в скорости заправки: она не превышает скорость заправки привычным бензином или дизельным топливом, то есть нескольких минут. Для зарядки типичного электромобиля на аккумуляторах на 110 кВт станции всего до 80% вам потребуется минимум полчаса. Самый распространенный вариант полной зарядки такого электромобиля – ждать 3–6 часов. А если вы будете заряжаться от обычной розетки, то и целой ночи не хватит.
Автор – координатор движения «Синие ведерки»
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".