Законы гостеприимства
Почему скандал с Познером не означает закрытие Грузии для россиян
В самом начале месяца в Тбилиси произошла скандальная история. Российский телеведущий Владимир Познер, планировавший отметить там день рождения, вынужден был вместе с гостями спешно покинуть город. Произошло это после протестов, устроенных активистами, припомнившими журналисту его высказывание по поводу Абхазии, а также обвинений в нарушении противоковидных мер. Случись подобное в какой-нибудь из стран ЕС, скандал вряд ли получился бы громким. Но в данном случае сразу несколько факторов сошлись так, что не дали инциденту быстро сгинуть в инфопотоке.
Тбилиси – столица государства, с которым у России нет дипломатических отношений, но зато есть конфликт из-за статуса Абхазии и Южной Осетии. А еще в анамнезе разочарование от несбывшихся надежд на нормализацию отношений и, как следствие, отсутствие прямого авиасообщения. Добавим к этому внутриполитический кризис в Грузии после выборов, в преддверии которых тема «руки Москвы» была одной из главных. И все это на фоне «возвращения США» на международную арену, притом что именно с Вашингтоном Тбилиси связывает надежды на восстановление территориальной целостности и исторической справедливости, как ее понимают грузинские политики и эксперты.
Скандал с известным российским журналистом стал своеобразным зеркалом, отразившим все парадоксальное своеобразие сегодняшних отношений России и Грузии. Где еще граждане страны, официально объявленной оккупантом, составляют существенную долю туристического потока в государстве, считающем себя жертвой их родины? Пандемия COVID-19, конечно, внесла свои коррективы, но грузинское направление в качестве бюджетного варианта путешествия по-прежнему востребовано. И оно не было бы таковым, будь оно опасно для жизни и здоровья туристов.
Внутренние неурядицы Грузии спровоцировали кризис в отношениях с Россией
В то же время, какие бы тосты и здравицы ни поднимались во славу российских гостей, в политическом плане Грузия – страна, настроенная к России недружественно. Она последовательно стремится в НАТО и до сих пор остается единственным постсоветским образованием, где прошел референдум по данному вопросу, и такая перспектива получила поддержку большинства. С приходом к власти «Грузинской мечты» «северокавказский проект» Тбилиси был по факту заморожен. Но в Москве прекрасно помнят попытки грузинских политиков во главе с Михаилом Саакашвили разжечь «черкесскую тему» и активизировать поддержку этнонационалистов из республик Северного Кавказа и Поволжья. И нет гарантий, что этот сюжет не обретет второе или третье рождение.
Современная Грузия – не Грузинская ССР. Как-то в частной беседе с автором этих строк один влиятельный тбилисский политолог сказал: «Вы в России все грузинофилы, но, скорее, в этнокультурном, чем в политическом плане». Отечественная интеллигенция старших поколений, похоже, этой тонкой разницы между советской и постсоветской Грузией не видит. И до сих пор ищет в Тбилиси страну мечты, воспетую в «Русском дневнике» американским писателем-нобелеатом Джоном Стейнбеком.
Однако этой кавказской версии «града Китежа» уже нет, ситуация изменилась. В большинстве своем грузины считают, что Россия играет не на стороне добра. На нее могут смотреть с укором, ненавистью или надеждой – мол, одумается и поймет, наконец, что настоящие друзья в Тбилиси, а не в Сухуми и в Цхинвали. Такая позиция предельно эмоциональна, а запрос на прагматический диалог поверх имеющихся проблем зачастую сводится к повторению номера Паниковского, на разные голоса твердившего «дай миллион, дай миллион», с той лишь разницей, что речь про Абхазию и Южную Осетию. То обстоятельство, что эти республики – не крепостные, которых можно «отдать», в расчет не принимается.
Наверное, и эта беда была бы не столь велика, если бы Грузия, отстаивая свою правоту, не сделала ставку на сближение с США, что автоматически вывело российско-грузинские проблемы на качественно иной уровень.
Однако все это не мешает жителям Тбилиси, Батуми или Боржоми принимать российских туристов и превращать это в выгодный бизнес. Ведь можно это делать, вынеся за скобки межгосударственные сложности и вопросы международной безопасности. Грузия до сих пор страна с преимущественно крестьянским населением с его характерными представлениями о мире, где природная прагматика на низовом уровне может вытеснять на второй план политические соображения. Вот только знаковые медиаперсоны в этот локальный дискурс, увы, не вписываются.
Автор – ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, главный редактор журнала «Международная аналитика»
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".