6 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Барби, индейцы и енот Ракета: лучшие фильмы 2023 года
кинофильмы Культура

Барби, индейцы и енот Ракета: лучшие фильмы 2023 года

Эти субъективные итоги киногода посвящены лучшим картинам 2023-го. Байопик одного из главных людей в истории XX века, необычный взгляд на самую популярную куклу в мире, долгожданное возвращение Хаяо Миядзаки, обладатель «Золотой пальмовой ветви» – это и многое другое в топе киногода от «Профиля». Фильмы расположены в произвольном порядке.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Барби"

©WARNER BROS./Album/Vostock Photo

Содержание:

«Один маленький ночной секрет»

Кадр из фильма "Одни маленький ночной секрет"

Кадр из фильма "Одни маленький ночной секрет"

Фонд «Кинопрайм»

После фильма Наталии Мещаниновой о домашнем насилии бывает сложно смотреть другое кино, потому что оно порой кажется просто-напросто фальшивым. Мещанинова («Комбинат «Надежда», «Сердце мира»), начинавшая с документалистики, запечатлевает и в своих игровых картинах реальную жизнь: болезненную, кровоточащую, лишенную глянцевости.

"Слово пацана. Кровь на асфальте": завершился главный российский сериал года

«Один маленький ночной секрет», основанный на тяжелом опыте самой постановщицы и сценаристки, посвящен четырнадцатилетней Мире (потрясающая Таисья Калинина), которая собирается отмечать Новый год со своей семьей: матерью, отчимом, младшей сестрой. Мира очень просит отпустить ее затем к подружке, чтобы продолжить празднование там.

Это кино могло бы быть по-новогоднему радостным: на лицах девочек блестки, на улице гремит салют, а к Мире проявляет интерес симпатичный юноша.

Но чем дальше, тем больше краски сгущаются, и становится очевидно, что героиня хранит страшный секрет – душевную боль, которую ни с кем не может разделить.

«Приличное общество»

Кадр из фильма "Приличное общество"

Кадр из фильма "Приличное общество"

Focus Features

Игровой дебют британской постановщицы Ниды Манзур, которая прославилась благодаря сериалу «Мы – Lady Parts» о панк-группе, состоящей из лондонских девушек-мусульманок. «Приличное общество», включенное в программу фестиваля независимого кино «Сандэнс», совмещает комедию, драму, фантастику и красочный экшен в духе болливудского кино. К фильму можно подобрать множество киноассоциаций, начиная от «Все, везде и сразу», где фантастическое также произрастало из обыденной иммигрантской жизни, и заканчивая социальным хоррором «Прочь» с его неожиданным финальным твистом. При этом картина Ниды Манзур самобытна и весьма необычна.

Главная героиня – британская школьница пакистанского происхождения Рия, мечтающая стать каскадером и отдающая все свободное время боевым искусствам. Ее любимая старшая сестра бросила художественную школу, посчитав себя неталантливой, и от отчаяния отвечает на ухаживания мужчины, которого мать мечтает женить. Рия понимает, что обязана спасти сестру от необдуманного шага и сорвать свадьбу. У Ниды Манзур получилась картина о силе сестринства и о том, как патриархальные традиции могут лишить человека права выбрать ту жизнь, которую он хочет прожить.

«Оппенгеймер»

Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Кадр из фильма "Оппенгеймер"

Atlas Entertainment

Кристофер Нолан как любитель сложной структуры в кино даже из жанра байопика сумел сделать головоломку. Его «Оппенгеймер» – это три часа разговоров, которые заставляют мозги зрителей работать не менее интенсивно, чем во время просмотра нолановского «Довода».

"Дворец": Роман Полански снял новогоднюю сатиру на мир богачей

Дело даже не столько в рассуждениях о физике, которых в картине о создателе атомной бомбы не так уж много. Просто Нолан вводит в сюжет десятки персонажей и без конца жонглирует фамилиями, выдавая такое количество информации, которое не так-то просто усвоить с первой попытки. Причем действие развивается сразу в нескольких временных пластах и подано с точки зрения не только Оппенгеймера (Киллиан Мерфи, которому не избежать номинации на «Оскар»), но и его оппонента в ядерном вопросе Льюиса Штраусса – главы комиссии по ядерной энергии (Роберт Дауни-младший).

Иными словами, форма у картины блестящая, но Нолан не забывает и о содержании. Рисуя сложноустроенный портрет Роберта Оппенгеймера, он рассуждает о проблемах, не потерявших актуальности и по сей день.

Об ученых, настолько увлеченных своими исследованиями, что они не думают о непоправимом вреде, который их открытия способны принести человечеству. О том, как гуманистические идеи могут сделать человека врагом государства. О том, как личные обиды человека способны отразиться на всем мире. О том, что атомная бомба едва ли является правильным инструментом для установления мира.

«Барби»

В кинотеатральной битве между «Барби» и «Оппенгеймером» победила картина Греты Гервиг, ставшая самым кассовым фильмом года и самой кассовой лентой в истории, снятой женщиной. Грета Гервиг, у которой уже было три номинации на «Оскар», стала главной женщиной в индустрии. Причем речь не только о массовом кино, но и об авторском: недавно Гервиг выбрали президентом жюри следующего Каннского фестиваля. Собственно, независимое кино – это та «Шинель», из которой она вышла.

"Книга решений": Мишель Гондри нежно смеется над режиссерами

Одной из самых известных работ Гервиг остается совместная с ее мужем, режиссером Ноа Баумбахом драмеди в духе французской «Новой волны» «Милая Фрэнсис» (Гервиг была соавтором сценария и исполнительницей главной роли). Первые две ее режиссерские работы («Ночи и выходные» и «Леди Берд») тоже были с приставкой indie (сокр. от indeрendent – независимый).

В «Барби» режиссер сумела совместить студийные мощности с авторским высказыванием и необычным концептом. Сравнивая кукольный матриархат «Барбилэнда» и действительность, Гервиг и соавтор сценария Ноа Баумбах показывают, что на самом деле о гендерном равноправии пока нет и речи. В то же время, демонстрируя второстепенность мужчин в «Барбилэнде», авторы говорят об ущербности и такой модели.

Что для Барби утопия, для страдающего, безответно влюбленного Кена скорее антиутопия. Утопия плоха еще и тем, что лишает человека присущего ему разнообразия эмоций, превращая, собственно, в куклу. Обретая весь спектр эмоций и переживаний, кукла становится человеком.

«Оставленные»

Кадр из фильма "Оставленные"

Кадр из фильма "Оставленные"

FlixPix/Vostock Photo

Американский независимый режиссер Александр Пейн («На обочине», «Небраска») снял картину, которая наверняка станет классическим новогодне-рождественским фильмом на долгие годы. По меньшей мере для ценителей авторского кино. Действие разворачивается во время рождественских праздников 1970 года в закрытой частной школе для мальчиков.

"Привет, мама": настроенческая драма о семье без мужчин

Принципиальному и не любимому ни учениками, ни начальством преподавателю истории Древнего мира Полу Ханэму (Пол Джаматти) велено присматривать в кампусе за группой студентов, которые не смогли уехать домой на каникулы. Никто из героев не рад этому обстоятельству.

В итоге Пол и вовсе остается наедине с ершистым подростком Ангусом (прекрасный дебют Доминика Сесса), выгнанным уже из нескольких школ за проступки. Компанию им составляет повар-афроамериканка Мэри (Давайн Джой Рэндольф), потерявшая сына на вьетнамской войне.

«Оставленные» – это тонкая, снежная и уютная, но вместе с тем крайне меланхоличная история о трех одиночествах, которые могут хоть как-то скрасить друг другу жизнь. А еще о социальной несправедливости, из-за которой одни, лишенные возможности получить дорогое высшее образование, вынуждены отправляться на войну, а другие, не имея богатых родственников, не могут получить работу в престижном университете.

«Май, декабрь»

Кадр из фильма "Май, декабрь"

Кадр из фильма "Май, декабрь"

Gloria Sanchez Productions

Американское выражение «май, декабрь» означает любовный союз с большой разницей в возрасте. Герои картины Тодда Хейнса («Вдали от рая», «Кэрол») как раз в таком союзе и состоят. Когда Грейси (Джулианна Мур) сошлась с Джо Ю (Чарльз Мелтон), ей было 36, а ему – 13.

"Кошки-мышки": современный мир свиданий как комический кошмар

Порочная страсть привела Грейси в тюрьму, где она и родила их первого ребенка. Теперь самому Джо Ю 36, они с Грейси все еще живут в родном городе и собираются отправить родившихся уже в браке близнецов в колледж. В это время познакомиться со счастливой парой приезжает актриса Элизабет (Натали Портман), которая должна сыграть Грейси в предстоящем биографическом фильме.

Беседуя с родственниками и самими героями, Элизабет понимает, что идеальная картинка семейной идиллии – лишь декорация. Грейси мучают нервные срывы, Джо Ю – сомнения по поводу юношеского выбора, а детям есть что рассказать о токсичных повадках родительницы. Сама же Элизабет готова на все, чтобы ее роль получилась выдающейся.

Любимца Каннского фестиваля Тодда Хейнса всегда интересовали нестандартные типы любви: например, «Вдали от рая» посвящен чувству, возникшему между домохозяйкой из 1950-х и чернокожим садовником. Блестящий стилист, искусный автор ретродрам, Хейнс никогда не скрывал, что вдохновлялся, в частности, творчеством мастера мелодрам середины XX века Дугласа Сирка. И в фильме «Май, декабрь» мелодраматизм местами намеренно выкручен до предела: эмоции персонажей зашкаливают, играет пафосная музыка. При этом картина психологически очень тонкая, герои неоднозначные, а трактовки их мотивов могут быть разными. Но кого Хейнс уж точно разоблачает, так это кинематографистов из числа тех, кто воспринимает реальных людей лишь как материал для создания кино.

«Стражи Галактики. Часть 3», режиссер Джеймс Ганн

Джеймс Ганн в очередной раз доказал, что умеет снимать супергеройские фильмы как никто сейчас. Конечно, «Стражи Галактики» – кино не такое радикальное, безумное и политически острое, как его недавний «Отряд самоубийц: Миссия навылет», но из всей трилогии о космических приключениях Звездного Лорда и его друзей эта серия – сильнейшая. В том числе потому, что центральным героем становится генно-модифицированный говорящий енот Ракета, чью предысторию мы узнаем.

Ганн бессовестно давит на болевые точки зрителя, но делает это настолько искренне, что не проронить слезы во время просмотра едва ли получится. К тому же один из финальных эпизодов, в котором герои спасают с гибнущего корабля всех зверушек, продвигает важнейшую идею о том, что ценна каждая жизнь – и человека, и животного. Гуманистические и зоозащитные идеи, разумеется, обернуты в красивый фантик из приключений, юмора и отличных песен. Все это превращает «Стражей Галактики» в одно из лучших, при этом самых эмоциональных киноприключений года.

«Мальчик и птица»

Кадр из мультфильма "Мальчик и птица"

Кадр из аниме "Мальчик и птица"

Studio Ghibli

Долгожданное возвращение японского гения аниме у многих вызвало смешанные чувства. Слишком уж много загадок и недоговоренностей осталось в финале картины, слишком нечетким кажется месседж, слишком расплывчаты мотивировки героев. Отчасти это и правда так, но для некоторых множественность трактовок как раз является плюсом: так интереснее.

Миядзаки в «Мальчике и птице», во-первых, рассуждает о травме от потери ребенком матери и о способах хотя бы отчасти преодолеть боль. Во-вторых, неожиданным образом намекает на то, что эскапизм сегодня себя изживает: уж лучше решать реальные проблемы, чем убегать в выдуманные миры. В-третьих, печалится о собственной смертности и о том, что творческий наследник пока не найден. Ну а главное, Миядзаки вновь подарил нам еще один невероятный волшебный мир, в котором обитают гигантские попугаи, цапля превращается в человека, а смешная старушка оборачивается прекрасной девушкой-мореплавательницей.

«Анатомия падения»

Немногие ставили на победу французской постановщицы Жюстин Трие на Каннском фестивале, но в конце года стало очевидно, что она сняла один из самых сильных фильмов 2023-го.

"Исчезнувшая в звездах" и "Клетка ищет птицу": два фильма об опасности ловушек

Трие препарирует современный брак точно так же, как в суде препарируют семейную жизнь главной героини, писательницы Сандры (Сандра Хюллер), подозреваемой в убийстве мужа.

Сандра становится похожа на главного героя романа Альбера Камю «Посторонний», о виновности которого в преступлении делали вывод исходя из того, что он не плакал на похоронах матери. У Сандры были непростые отношения с мужем, но значит ли это, что она его убила?

«Анатомия падения» – не просто история брака, в котором любовь и уважение постепенно замещают злость, раздражение, обиды, ревность, предательства. Это история брака между творческими людьми, которые еще и пытаются работать на одном поле – в данном случае литературном. А это ох как непросто для эго того, кто менее успешен.

«Убийцы цветочной луны»

После невыносимо длинного «Ирландца» новая работа Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны», которая идет почти три с половиной часа, вызывала некоторые опасения. Но, к счастью, классику американского кино вновь удалось снять близкую к гениальности картину, которая держит внимание зрителя с первой до последней секунды. Основываясь на нонфикшн-книге Дэвида Гранна, Скорсезе создал эпос, который можно сравнить как с большим американским романом, так и с греческой трагедией. Драматические события фильма при этом продиктованы не неумолимым роком, а циничной жаждой денег и расизмом.

События развиваются в 1920-е годы в Оклахоме на территориях индейцев из племени осейдж, где были найдены месторождения нефти. Осейджи стали невероятно богатыми – белых американцев они нанимали в качестве прислуги. Когда индейцев туда выселяли, эти земли были бесплодными. В начале фильма в Оклахому с войны возвращается Эрнест Беркхарт (Леонардо Ди Каприо). Его дядя Уильям Хейл (Роберт Де Ниро), обладающий в городе большой властью, обращает внимание племянника на Молли Кайл (Лили Гладстоун), богатую индианку.

Счастье молодых то и дело нарушают смерти осейджей, в том числе близких Молли. Полиция бездействует, а жертв становится все больше. В конце концов за расследование все же берется ФБР. Скорсезе сотворил бескомпромиссное высказывание о том, на каком количестве крови индейцев, пролитой белыми людьми, построена Америка.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».