"Дворец": Роман Полански снял новогоднюю сатиру на мир богачей
«Дворец» Романа Полански, вышедший только что в российский прокат, показывали вне конкурса на сентябрьском кинофестивале в Венеции. Отзывы он получил, скажем прямо, в основном отрицательные. На агрегаторе rottentomatoes.com у фильма сейчас удивительные для мэтра режиссуры 0% положительных рецензий. Русскоязычная пресса к «Дворцу» оказалась добрее, правда, многие увидели его в купированном виде. Как стало известно благодаря критикам, посмотревшим «Дворец» еще в Венеции, из картины вырезали несколько сцен с участием русских персонажей, а также новогоднее обращение 2000 года только-только вступившего в должность и. о. президента Владимира Путина.
Те, кому картина понравилась, считают ее дерзкой сатирой, с помощью которой 90-летний режиссер дает пощечину прогнившему миру. Но скорее от нее остается ощущение не самой острой и злобной комедии. Отчасти даже уютной – к этому располагает время и место действия: 31 декабря 1999 года, шикарный отель во Французских Альпах. Ну и что, что в воздухе витает дух возможного апокалипсиса.
В отеле, который и в действительности называется Palace («Дворец»), Полански бывал на протяжении почти 50 лет и, собственно, встретил там Новый, 2000 год. Однако, несмотря на погружение в эту вселенную чертовски богатых и нередко знаменитых людей, сам Полански, вероятно, не считает себя ее частью. Так он говорит о своем фильме: «…я захотел снять комедию об этом абсурдном и экзотическом мире. Саркастическую и грубоватую, но не лишенную снисходительности и сочувствия к героям».
Карикатурных представителей элиты сыграли мировые звезды, видимо, захотевшие похулиганить и нарушить все правила хорошего тона. Фанни Ардан изобразила богачку, которая кормит свою собаку черной икрой, трясется над ее экскрементами и строит глазки отельному молодому сантехнику-красавчику. Микки Рурк в белокуром парике играет кого-то вроде Дональда Трампа. С помощью швейцарского аудитора, никогда раньше не нарушавшего закон, он намеревается провести аферу, которая еще больше его озолотит.
Тем временем на встречу с ним из Чехии приезжает его бедный сын с семьей. Отец делает вид, что впервые его видит. Мэтр более старшего поколения Джон Клиз предстает в образе почти 100-летнего миллиардера, который женился на 22-летней девушке (Бронвин Джеймс). Символом их свадьбы стал пингвин, поэтому на годовщину бракосочетания в отель тоже доставляют птицу – однако никто не представляет, что с ней делать. Пингвин в итоге разгуливает по гостинице – у всех есть проблемы поважнее.
Проблемы эти решает всемогущий управляющий в исполнении Оливера Мазуччи – он кажется самым эмпатичным и приятным персонажем фильма. Восхищение вызывает в том числе невозмутимость, с которой он разруливает любую чрезвычайную ситуацию. Правда, с точки зрения морали его готовность выполнить любое, даже связанное с ложью и нарушением закона желание гостей, на самом деле вызывает вопросы. Среди постояльцев, кстати, затесались и русские бандиты с чемоданами денег, которые нужно спрятать в самом надежном сейфе. Этих персонажей изобразили Александр Петров и Антон Пампушный.
"Книга решений": Мишель Гондри нежно смеется над режиссерами
Никто, конечно, не ждал от автора «Ребенка Розмари» и «Пианиста», что он на закате карьеры снимет нижепоясную комедию, в которой долго разговаривают о собачьем стуле и комически умирают во время секса. Да еще и сделает это на пару с другим великим польским кинематографистом, соавтором сценария Ежи Сколимовским. Когда-то они работали в тандеме и над классической картиной режиссера «Нож в воде». В этом смысле Полански уж точно удивил кинолюбителей.
Во «Дворце» что ни лицо, то рожа, превратившаяся в маску в результате пластических операций. Что ни персонаж, то олицетворение порока – алчности, похоти, чревоугодия. Но все-таки некоторые из героев похожи на людей (и внешне, и внутренне). Например, кажется, что между престарелым миллиардером и его молодой женой, несмотря на все финансовые выгоды последней и разницу в возрасте, все же царит любовь. Симпатию вызывают и многие представители обслуживающего персонала. Да и ко всем остальным героям Полански по большому счету будто не испытывает настоящего отвращения.
В целом Полански не сделал ничего нового по сравнению с его коллегами, которые в последние годы развивали в своих фильмах и сериалах ту же самую тему социального расслоения и морального разложения богатых. Все небезосновательно сравнивают «Дворец», например, с прошлогодним каннским триумфатором «Треугольник печали» Рубена Эстлунда – еще одной сатирой на капиталистическое общество с физиологичными эпизодами на грани фола. Но Эстлунд эпатировал сильнее, а клеймил одновременно и злее, и остроумнее. К тому же, в его картине доставалось и обеспеченным, и бедным.
Сравнивают «Дворец» и с сериалом Майка Уайта «Белый лотос» – антологией, действие которой разворачивается в шикарных отелях. Их постояльцы зачастую портят жизнь обслуживающему персоналу, даже если искренне хотели сделать как лучше. Можно назвать и множество других вариаций на подобную тему.
Многие считают, что Полански, чье имя прочно связано не только с великими картинами, но и с изнасилованием 13-летней девушки в 1970-е, решил показать своим новым фильмом средний палец утомившему его миру. Но получилось у него скорее возмутить тех, кто ждал от него «качественного» кино, и развлечь тех, кто менее категоричен. В каком-то смысле он снял анти-«Реальную любовь». Ведь «Дворец» – это праздничное кино о людях, чьи судьбы пересекаются в канун праздника. Только люди эти – довольно неприятные.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".