6 января 2025
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Кадры вне рамок. Двенадцать самых запоминающихся фильмов 2024 года
кинофильмы Культура

Кадры вне рамок. Двенадцать самых запоминающихся фильмов 2024 года

Подводим субъективные итоги киногода со всеми его неожиданностями: триумфом российских актеров в Каннах, кассовыми провалами классиков кино, вирусностью боди-хоррора и не только.

Кадр из фильма «Гладиатор 2»

Кадр из фильма «Гладиатор 2»

©Morocco Film Production

Римская империя года: «Гладиатор 2» и «Мегалополис»

Как часто вы думаете о Римской империи? Голливудские классики Ридли Скотт и Фрэнсис Форд Коппола – регулярно. Скотт спустя двадцать четыре года после фурора первого «Гладиатора» все-таки сделал сиквел о сыне персонажа Рассела Кроу. Режиссер, как всегда, привлек самых модных актеров сегодняшнего дня: в «Гладиаторе 2» по разные стороны баррикад оказываются мачо Пол Мескал и Педро Паскаль. Среди антигероев – всегда потрясающий Дензел Вашингтон и молодые Джозеф Куинн и Фред Хехингер в образах обезумевших от власти императоров.

Каннский фестиваль – 2024: Дональд Трамп, Эдуард Лимонов и русские в Нью-Йорке

Несмотря на слабые сборы в США, кино у Скотта вышло эффектным и убедительным: все ужасы диктатуры, алчности и жажды крови в фильме налицо. Так же, как и светлые намерения тех, кто, несмотря ни на что, готов бороться за справедливое устройство мира.

Долгострой Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис», премьера которого состоялась на Каннском фестивале, вызвал полярные реакции: многие критики выставили ему самые низкие оценки, другие же восхитились бескомпромиссностью автора. В мировом прокате у картины все совсем печально со сборами. Коппола живописует в своей картине альтернативный Нью-Йорк будущего, напоминающий по многим критериям все ту же Римскую империю. Даже имена у героев соответствующие: архитектор-визионер Цезарь Катилина (Адам Драйвер), пытающийся создать идеальный город будущего, соперничает с мэром Цицероном (Джанкарло Эспозито).

Барочная пышность и избыточность (как визуальная, так и смысловая) «Мегалополиса», его устремленность одновременно в прошлое и будущее делают картину как минимум выделяющейся на фоне всего, что можно было увидеть в этом году. К тому же Коппола – редкий человек, который верит в светлое будущее человечества, а это именно то, чего нам сейчас так не хватает.

Лучший американский фильм о русских: «Анора»

Вряд ли кто-то мог заранее предвидеть, что картина независимого американского режиссера Шона Бейкера «Анора» получит в этом году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Однако решение жюри под предводительством Греты Гервиг, которая и сама пришла из независимого кино в большой Голливуд, вписало в каннскую историю не только Бейкера, но и команду российских актеров во главе с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым.

"Анора": Марк Эйдельштейн и Юра Борисов в Нью-Йорке

Становление главной героини фильма Аноры в исполнении Майки Мэдисон происходит именно во взаимодействии с ними. Секс-работница из Лос-Анджелеса Анора сначала выходит замуж за сына русского олигарха, а потом зубами вгрызается в новую статусную роль, которую у нее пытаются отнять родители благоверного.

Возможно, «Анора» и не лучший фильм Бейкера, но он, как всегда у этого автора, наполнен по-настоящему живой энергией. Эйдельштейн после триумфа картины получил главную роль в новом сезоне «Мистера и миссис Смит», а у Борисова за работу в «Аноре» десятки номинаций на американские премии, в том числе на «Золотой глобус».

Лучшее российское инди: «Надо снимать фильмы о любви»

Режиссер, драматург, писатель, математик и мистик Роман Михайлов последние пару лет демонстрирует, как талант и страсть к своему делу помогают собирать команду единомышленников и творить вместе истинно независимое кино. В этом году у Михайлова вышло две картины, и обе с Марком Эйдельштейном: «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птица». Постановщик исследует, как кино и реальность перетекают друг в друга.

Герои картины «Надо снимать фильмы о любви» приезжают в Индию на съемки, которые выходят из-под контроля, потому что жизнь и любовь оказываются в какой-то момент важнее. Глядя на Эйдельштейна в этом фильме, абсолютно понятно, почему Шон Бейкер взял его в «Анору»: у Марка редкий дар максимально естественного, непосредственного существования в кадре. Такого, что кажется, будто наблюдаешь за реальной жизнью.

Лучший российский блокбастер: «Мастер и Маргарита»

Одним из самых кассовых фильмов года в российском кинопрокате стала экранизация романа Булгакова, снятая Михаилом Локшиным по совместному с Романом Кантором сценарию. Им удалось передать дух и суть «Мастера и Маргариты», отнюдь не дословно воспроизводя текст романа.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

АМЕДИА

Если у Булгакова три главные линии – Мастера и Маргариты, Понтия Пилата и Иешуа, Воланда со свитой в литературно-театральной Москве 1930-х – были связаны друг с другом, но все же разделены, то в фильме Локшина они неделимы.

"Мастер и Маргарита": возможно, лучшая экранизация романа Булгакова

Локшин и Кантор показывают, как реальные события и люди вдохновляют писателя на написание романа и как факты далекой древности находят отражение в современности. Печальной истории суждено повторяться вновь и вновь, человек не меняется. Все исполнители подобраны филигранно: Евгений Цыганов (Мастер), Юлия Снигирь (Маргарита), немецкая звезда Аугуст Диль (Воланд) и другие блистают в декорациях альтернативной фантасмагорической Москвы прошлого.

Братья года: «Настоящая боль»

Вторая режиссерская работа актера Джесси Айзенберга получила на фестивале «Сандэнс» приз за лучший сценарий, а исполнитель одной из двух центральных ролей Киран Калкин конкурирует с Юрой Борисовым на американских премиях (оба претендуют на звание лучшего актера второго плана). Важную роль в «Настоящей боли» сыграл сам Джесси Айзенберг, для которого эта работа отчасти автобиографична: в кадр то и дело попадают места, тем или иным образом связанные с семьей Айзенберга – польскими евреями, бежавшими в США в 1938 году.

Живущие в США персонажи фильма, кузены Дэвид и Бенджи, летят в Польшу после смерти бабушки, чтобы сильнее прочувствовать связь со своими корнями. Основную часть времени они проводят в туре, посвященном холокосту. Несмотря на то, что некоторые эпизоды драмеди могли бы стать уморительными скетчами, от картины веет пронзительной печалью. Связана она не только с переживанием исторической трагедии, но и с той пропастью, которая пролегла между братьями. Поездка становится для них поводом снова провести время вместе. Айзенберг, как и всегда, хорош, но он щедро уступает самую эффектную партию Калкину, выдающему сногсшибательный перформанс. Его Бенджи – всеобщий любимец, рубящий правду-матку «клоун» – на самом деле одинокий человек с растерзанной душой.

Боди-хоррор года: «Субстанция»

Кажется, не было в этом году более обсуждаемого фильма, чем «Субстанция» с Деми Мур и Маргарет Куолли, принесшая Корали Фаржеа Каннский приз за лучший сценарий. Картина собрала отличную кассу в российском прокате, попав в нерв времени и разделив, как водится, публику на два лагеря. Кто-то вдохновился гневом, вложенным Фаржеа в эту работу, а кто-то посчитал фильм одномерным. Одних подташнивало во время просмотра из-за натуралистических деталей, у других не дрогнул ни один мускул.

Кадр из фильма «Субстанция»

Кадр из фильма «Субстанция»

Album/Vostock Photo

Конечно, картина больше попадает в женщин, которые сильнее ощущают на себе давление общества, требующего всегда оставаться молодыми, красивыми, идеальными. «Субстанция» – кино прямого, терапевтического действия: выходя из кинотеатра, обещаешь себе никогда так не издеваться над собой, как это делала героиня фильма.

Магический реализм года: «Птица»

Еще один фильм из основного конкурса Каннского фестиваля. Британская постановщица Андреа Арнольд лучше всех в современном кино умеет рассказывать истории взросления в неблагополучных семьях и находить красоту там, где не ожидаешь ее увидеть.

"Птица" и "Приключения Паддингтона 3": немного британской магии

Как и героини ее «Аквариума» и «Американской милашки», девочка-подросток Бейли из «Птицы» (талантливая дебютантка Никия Адамс) не слишком нужна своим родителям, которые занимаются личной жизнью. Однажды Бейли встречает странного человека, называющего себя Птицей (Франц Роговский), и с этого момента в ней начинают происходить изменения.

У Арнольд, как всегда, получилась обжигающе честная, драйвовая картина, напоминающая порой документальное, а не игровое кино. При этом постановщица решила добавить щепотку магического реализма, способного спасти героиню наравне с ее художественным взглядом на мир и обретенной все-таки родительской любовью.

Сиквел года: «Дюна: Часть вторая»

Канадец Дени Вильнев продолжает быть главным специалистом в Голливуде по умной высокобюджетной авторской фантастике. Хотя вторая часть экранизации «Дюны» Фрэнка Герберта и динамичнее первой серии, это все еще достаточно медленное и абсолютно завораживающее кино. Несмотря на свою радикальность, «Дюна: Часть вторая», в отличие от многих других высокобюджетных картин, на которые делали ставку в этом году, собрала огромные деньги в мировом прокате.

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Legendary Pictures

Невозможно не любоваться пустыней планеты Арракис или зловещими космическими кораблями противников будущего мессии в исполнении Тимоти Шаламе. Каждый кадр, как говорится, хочется вставить в рамку. Кроме того, картина задает важные вопросы об амбивалентности Избранного, который в поп-культурных произведениях все-таки чаще представлен персонажем положительным.

Удовольствие года: «Битлджус Битлджус»

У классика готических киносказок Тима Бертона открылось новое дыхание, и он подарил нам одно из главных киноудовольствий этого года – продолжение своего «Битлджуса» о призраке-биоэкзорцисте и семействе, которое имело несчастье с ним познакомиться.

"Венеция-2024": Битлджус и все-все-все

А вот для зрителей погружение в загробный мир, придуманный Бертоном, наоборот, по-прежнему счастье.

Там мстительный труп невесты с лицом Моники Беллуччи сшивает сам себя степлером, в очереди регистратуры потустороннего мира по-прежнему можно встретить самых безумных персонажей вроде старушки, которую съели кошки, а люди с крошечными головами работают чиновниками. Однако макабрическая вселенная Бертона, в отличие от реальности, совсем не пугает.

Киноклассик года: Клинт Иствуд («Присяжный номер два»)

Клинт Иствуд в свои девяносто четыре поражает ясным умом и крепкой режиссерской рукой. Его «Присяжный номер два» – один из самых увлекательных фильмов года, который держит зрительское внимание каждую секунду хронометража. В центре этой судебной драмы герой Николаса Холта, выбранный присяжным. На судебном заседании он с удивлением осознает, что в день, когда была убита молодая женщина (предположительно своим парнем), он был рядом с местом преступления.

Иствуд создает объемных персонажей, отношение к каждому из которых может поменяться несколько раз на протяжении фильма. А также демонстрирует изъяны судебной системы США: так, например, на принятие решения присяжными влияет слишком много факторов, не имеющих отношения к делу.

Автофикшн года: «Выгон»

«Выгон» – это роман Эми Липтрот, описывающий, как она, выйдя из реабилитационной клиники, отправилась из Лондона домой, на Оркнейские острова в Шотландии, чтобы обрести опору и понять, как жить дальше. Роман, почти лишенный сюжета в его классическом понимании и состоящий из внутреннего монолога героини и описаний природы, тяжело адекватно перенести на экран, но постановщица Нора Фингшайдт и актриса Сирша Ронан справились с задачей.

Динамики картине добавляет большое количество флешбэков с алкогольными загулами героини. На контрасте с ними особенно умиротворяюще выглядят пейзажи продуваемых ветрами островов, куда хочется телепортироваться, чтобы плавать с морскими котиками, выслеживать коростелей и дирижировать стихией.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".