Наверх
15 июля 2020

Критики против жюри

Завершился Каннский фестиваль. «Золотая пальмовая ветвь» досталась фильму британца Кена Лоуча «Я, Дэниел Блейк». Это седьмой случай в истории, когда режиссер дважды становится лауреатом самой престижной награды в киномире.

Уже третий год подряд критика недовольна решениями жюри Каннского фестиваля. В 2015 все осуждали братьев Коэнов, в 2016 – Джорджа Миллера. В этот раз результаты фестиваля, например, радикально отличаются от оценок, которые журналисты выставляли в журнале Screen International. Ни одна из самых высоко оцененных там картин не завоевала ни единой награды. Так, без трофеев остался фаворит прессы «Тони Эрдманн» немки Марен Аде – история о девушке-карьеристке и ее отце, который пытается сделать ее существование более веселым и живым, используя свое alter ego Тони Эрдманна. Не отметили и «Патерсона» Джима Джармуша, «Она» Пауля Верхувена, «Сьераневада» Кристи Пую и другие прекрасные картины. В данном случае негодование вызвано даже не выбором главного победителя (победе Кена Лоуча многие рады), а распределением остальных призов и отсутствием упомянутых (и других) названий.

Фото: Festival de Cannes
©

Впрочем, актерские награды кажутся вполне оправданными, хотя, разумеется, отличных работ было, как всегда, много. Приз за лучшую мужскую роль получил Шахаб Хоссейни из «Коммивояжера» иранца Асгара Фархади, показанного в один из последних дней смотра. У Хоссейни уже есть аналогичный приз Берлинского фестиваля, разделенный с коллегами по «Разводу Надера и Симин» того же Фархади. Канн вообще украл у Берлина их фирменного режиссера (у «Развода Надера и Симин» – «Золотой медведь» Берлинале). Новый фильм Фархади рассказывает историю семьи, вынужденной переехать в новую квартиру. Муж (Хоссейни) – школьный учитель, который вместе со своей женой играет в спектакле «Смерть коммивояжера» по пьесе Артура Миллера. Однажды на жену прямо дома нападает незнакомец. Тому, как переживает эту трагедию женщина, как ведет себя ее муж, и посвящена эта тонкая психологическая детективная драма. Фархади удостоился трофея и за лучший сценарий.

Фото: Arte France Cinema
©

Премию за лучшую женскую роль отдали Жаклин Жозе из «Ма Розы» каннского любимчика филиппинца Брильянте Мендозы. Она достоверно изобразила мать четырех детей и владелицу магазина в бедном районе Манилы. Одновременно Роза с мужем приторговывают наркотиками, чтобы заработать чуть больше денег. Однажды их арестовывают. Роза готова на все, чтобы отвоевать свободу. Отличных женских ролей в этом году было не меньше, чем мужских, но и за Жозе можно лишь порадоваться.

Фото: Center Stage productions
©

Приз жюри достался Андреа Арнольд и ее «Американскому меду» (или «Американской милашке»). Оглашение этого решения сопровождалось улюлюканьем в зале «Дебюсси», где для прессы всегда показывают прямую трансляцию церемонии.

Кстати, сама церемония в этом году иногда походила на «Оскаровскую». Так, перед ее началом показали стильный анимационный ролик с участием ведущего Лорана Лафитта, в котором можно было увидеть отсылки к фильмам-участникам. Потом, тоже по «Оскаровским» традициям, Лафитт перенесся с экрана на сцену. Забавно, что именно он изображает в ленте «Она» Пауля Верхувена маньяка. Также в перерыве между номинациями оркестр и несколько групп исполнили попурри из кино-песен: от «Шербурских зонтиков» до «Криминального чтива» и «Танцующей в темноте». Больше всего от музыки получали удовольствие член жюри Дональд Сазерленд и Андреа Арнольд, пританцовывавшая сидя.

Фото: BFI
©

Возвращаясь к последней: те, кто не присоединился к дружному «бу», был опечален тем, что британке досталась не главная, а второстепенная премия. Арнольд призы жюри, кажется, коллекционирует: это уже третий в ее карьере после «Красной дороги» и «Аквариума». Действительно, очень жаль, что ее поэтичное роуд-муви о путешествии молодой девушки в компании продавцов подписок на журналы по США не поставили выше. С другой стороны, хорошо, что хоть как-то отметили.

Лучшими режиссерами признали сразу двоих: румына Кристиана Мунджиу за «Выпускной» (ранее в России фильм называли «Семейные фотографии») и Оливье Ассайяса за «Персонального покупателя». Когда объявили Ассайяса, в зале для прессы снова послышалось «бу». «Забукали» картину и на пресс-показе. Главная героиня по имени Морин (Кристен Стюарт: для нее это уже вторая роль у режиссера) приезжает в Париж. Она – личный ассистент звезды, для которой совершает модные покупки. У Морин  недавно умер брат-близнец. Ей кажется, что он хочет с ней связаться: героиня считает себя медиумом. В доме брата – странные звуки и хлопающие двери, к тому же, кто-то начинает писать ей смс – видимо, призрак. Чуть ли не половина действия разворачивается на экране телефона – и это, как раз, неплохой ход, отвечающий духу времени. (Тимур Бекмамбетов и Лео Габриадзе, например, сняли хороший ужастик «Убрать из друзей», все действие которого происходит на экране компьютера). Кристен Стюарт, как и всегда, прекрасна. Остальное вызывает одни вопросы. Что это было, зачем, почему Ассайяс, кажется, без доли иронии показывает привидения – непонятно.

Фото: Festival de Cannes
©

Такое ощущение, что лауреату Palm D’Or за «4 месяца, 3 недели, 2 дня» Кристиану Мунджиу соседство с Ассайясом было не слишком приятно. Его «Выпускной» рассказывает о провинциальном враче, чья жизнь начинает рушиться, когда на его дочь нападают (популярный сюжет этого фестиваля). Герой всю жизнь мечтал о том, что дочь, в отличие от него, сможет вырваться из Румынии и зажить лучше, чем он с женой. Она уже почти получила место в Кембридже. Но травматичный опыт накануне экзаменов ставит под сомнение все планы. Врач готов на многое, чтобы исправить ситуацию. Но компромиссы со своей совестью, как показывает «Выпускной», весьма опасны. В этой крайне реалистичной, как и всегда у Мунджиу, ленте рассматриваются психологические, социальные и нравственные проблемы, а главным пострадавшим оказывается не тот, кто им поначалу кажется.

Гран-при – вторую по важности награду – завоевал канадец Ксавье Долан. Его предыдущая работа, «Мамочка», отхватила в Канне два года назад приз жюри. Долан, вундеркинд, которого или очень любят, или очень не любят, постепенно поднимается по наградной лестнице Канна. Как и в прошлый раз, режиссер разразился речью минут на пять, еле сдерживаясь, чтобы не зарыдать. Его «Это всего лишь конец света» критики приняли гораздо холоднее, чем предыдущие картины (в том же в Screen у него один из самых низких рейтингов). Действительно, картина кажется менее удачной прежних. Отказавшись от участия своих любимых актрис Анн Дорваль и Сюзанн Клеман и обратившись к чужой пьесе, режиссер отчасти утратил свой узнаваемый стиль, за который его превозносят поклонники. При этом в ленте заняты актерские сливки французского кино: Гаспар Ульель, Марион Котийяр, Леа Сейду, Венсан Кассель и Натали Бай. По сюжету фильма и пьесы Жана-Люка Лагарса, драматург (Ульель) возвращается спустя много лет в свой родной дом, чтобы рассказать родным о своей близкой смерти. Разговор приходится все откладывать и откладывать. Здесь у всех – свои проблемы, свои обиды и неврозы, так что героя никто не понимает. Понимает только жена его неуравновешенного брата (Котийяр), кажется, догадывающаяся о его тайне, несмотря на то, что первый раз в жизни его видит. Крики, скандалы, длинные театральные сцены – вот примерное содержание «Это всего лишь конец света». Впрочем, положение спасают печальные обреченные глаза Гаспара Ульеля, его взаимодействие с Котийяр и несколько фирменных для Долана сцен-вставных клипов, когда играют бесстыдные поп-хиты, а экран заливает солнечный свет. Ну, и финал в фильме отменный.

Фото: Festival de Cannes
©

«Золотая пальмовая ветвь» досталась уже второй раз в жизни британскому классику Кену Лоучу. Первый был десять лет назад, когда триумфатором стал «Ветер, который качает вереск». Это седьмой случай в истории, до Лоуча такого результата добивались братья Дарденны, Фрэнсис Форд Коппола, Билле Аугуст, Эмир Кустурица, Сехэй Имамура и Михаэль Ханеке. За режиссера (ему вот-вот стукнет 80), можно только порадоваться, несмотря на то, что его «Я, Дэниел Блейк», конечно, кино традиционное, а не новаторское. Лоуч, как это умеет он один, защищает права маленького, простого человека. Его герой Дэниел Блейк (актер и стендап-комик Дейв Джонс) – плотник, которому после инфаркта врачи не разрешают работать. Иначе считают социальные службы. Чтобы доказать, что трудиться он действительно не может, Блейк вынужден будет подать апелляцию, а для этого ему придется пройти семь кругов бюрократического ада. Дэниел, как человек уже уходящего поколения, даже не умеет пользоваться компьютером, но и это наименьшая из проблем. В подобной ситуации оказывается и молодая мать-одиночка с двумя детьми Кейти. Дэниел по-отцовски ее поддерживает, помогая во всем. В финале Блейк произносит речь, суть которой заключается в том, что он – не номер социального страхования, а человек, и человек с достоинством. История Дэниела, разумеется, актуальна везде, где государство ни во что не ставит людей, их жизни и чувства. В конце фильма плакала половина зала.

Какие же фильмы из награжденных и не награжденных останутся в истории кино – покажет время.

Фото: BBC
©

Читать полностью (время чтения 5 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK
15.07.2020