29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Критики против жюри
Культура

Критики против жюри

Завершился Каннский фестиваль. «Золотая пальмовая ветвь» досталась фильму британца Кена Лоуча «Я, Дэниел Блейк». Это седьмой случай в истории, когда режиссер дважды становится лауреатом самой престижной награды в киномире.

Уже третий год подряд критика недовольна решениями жюри Каннского фестиваля. В 2015 все осуждали братьев Коэнов, в 2016 – Джорджа Миллера. В этот раз результаты фестиваля, например, радикально отличаются от оценок, которые журналисты выставляли в журнале Screen International. Ни одна из самых высоко оцененных там картин не завоевала ни единой награды. Так, без трофеев остался фаворит прессы «Тони Эрдманн» немки Марен Аде – история о девушке-карьеристке и ее отце, который пытается сделать ее существование более веселым и живым, используя свое alter ego Тони Эрдманна. Не отметили и «Патерсона» Джима Джармуша, «Она» Пауля Верхувена, «Сьераневада» Кристи Пую и другие прекрасные картины. В данном случае негодование вызвано даже не выбором главного победителя (победе Кена Лоуча многие рады), а распределением остальных призов и отсутствием упомянутых (и других) названий.

Фото: Festival de Cannes
©Фото: Festival de Cannes

Впрочем, актерские награды кажутся вполне оправданными, хотя, разумеется, отличных работ было, как всегда, много. Приз за лучшую мужскую роль получил Шахаб Хоссейни из «Коммивояжера» иранца Асгара Фархади, показанного в один из последних дней смотра. У Хоссейни уже есть аналогичный приз Берлинского фестиваля, разделенный с коллегами по «Разводу Надера и Симин» того же Фархади. Канн вообще украл у Берлина их фирменного режиссера (у «Развода Надера и Симин» – «Золотой медведь» Берлинале). Новый фильм Фархади рассказывает историю семьи, вынужденной переехать в новую квартиру. Муж (Хоссейни) – школьный учитель, который вместе со своей женой играет в спектакле «Смерть коммивояжера» по пьесе Артура Миллера. Однажды на жену прямо дома нападает незнакомец. Тому, как переживает эту трагедию женщина, как ведет себя ее муж, и посвящена эта тонкая психологическая детективная драма. Фархади удостоился трофея и за лучший сценарий.

Фото: Arte France Cinema
©Фото: Arte France Cinema

Премию за лучшую женскую роль отдали Жаклин Жозе из «Ма Розы» каннского любимчика филиппинца Брильянте Мендозы. Она достоверно изобразила мать четырех детей и владелицу магазина в бедном районе Манилы. Одновременно Роза с мужем приторговывают наркотиками, чтобы заработать чуть больше денег. Однажды их арестовывают. Роза готова на все, чтобы отвоевать свободу. Отличных женских ролей в этом году было не меньше, чем мужских, но и за Жозе можно лишь порадоваться.

Фото: Center Stage productions
©Фото: Center Stage productions

Приз жюри достался Андреа Арнольд и ее «Американскому меду» (или «Американской милашке»). Оглашение этого решения сопровождалось улюлюканьем в зале «Дебюсси», где для прессы всегда показывают прямую трансляцию церемонии.

Кстати, сама церемония в этом году иногда походила на «Оскаровскую». Так, перед ее началом показали стильный анимационный ролик с участием ведущего Лорана Лафитта, в котором можно было увидеть отсылки к фильмам-участникам. Потом, тоже по «Оскаровским» традициям, Лафитт перенесся с экрана на сцену. Забавно, что именно он изображает в ленте «Она» Пауля Верхувена маньяка. Также в перерыве между номинациями оркестр и несколько групп исполнили попурри из кино-песен: от «Шербурских зонтиков» до «Криминального чтива» и «Танцующей в темноте». Больше всего от музыки получали удовольствие член жюри Дональд Сазерленд и Андреа Арнольд, пританцовывавшая сидя.

Фото: BFI
©Фото: BFI

Возвращаясь к последней: те, кто не присоединился к дружному «бу», был опечален тем, что британке досталась не главная, а второстепенная премия. Арнольд призы жюри, кажется, коллекционирует: это уже третий в ее карьере после «Красной дороги» и «Аквариума». Действительно, очень жаль, что ее поэтичное роуд-муви о путешествии молодой девушки в компании продавцов подписок на журналы по США не поставили выше. С другой стороны, хорошо, что хоть как-то отметили.

Лучшими режиссерами признали сразу двоих: румына Кристиана Мунджиу за «Выпускной» (ранее в России фильм называли «Семейные фотографии») и Оливье Ассайяса за «Персонального покупателя». Когда объявили Ассайяса, в зале для прессы снова послышалось «бу». «Забукали» картину и на пресс-показе. Главная героиня по имени Морин (Кристен Стюарт: для нее это уже вторая роль у режиссера) приезжает в Париж. Она – личный ассистент звезды, для которой совершает модные покупки. У Морин недавно умер брат-близнец. Ей кажется, что он хочет с ней связаться: героиня считает себя медиумом. В доме брата – странные звуки и хлопающие двери, к тому же, кто-то начинает писать ей смс – видимо, призрак. Чуть ли не половина действия разворачивается на экране телефона – и это, как раз, неплохой ход, отвечающий духу времени. (Тимур Бекмамбетов и Лео Габриадзе, например, сняли хороший ужастик «Убрать из друзей», все действие которого происходит на экране компьютера). Кристен Стюарт, как и всегда, прекрасна. Остальное вызывает одни вопросы. Что это было, зачем, почему Ассайяс, кажется, без доли иронии показывает привидения – непонятно.

Фото: Festival de Cannes
©Фото: Festival de Cannes

Такое ощущение, что лауреату Palm D’Or за «4 месяца, 3 недели, 2 дня» Кристиану Мунджиу соседство с Ассайясом было не слишком приятно. Его «Выпускной» рассказывает о провинциальном враче, чья жизнь начинает рушиться, когда на его дочь нападают (популярный сюжет этого фестиваля). Герой всю жизнь мечтал о том, что дочь, в отличие от него, сможет вырваться из Румынии и зажить лучше, чем он с женой. Она уже почти получила место в Кембридже. Но травматичный опыт накануне экзаменов ставит под сомнение все планы. Врач готов на многое, чтобы исправить ситуацию. Но компромиссы со своей совестью, как показывает «Выпускной», весьма опасны. В этой крайне реалистичной, как и всегда у Мунджиу, ленте рассматриваются психологические, социальные и нравственные проблемы, а главным пострадавшим оказывается не тот, кто им поначалу кажется.

Гран-при – вторую по важности награду – завоевал канадец Ксавье Долан. Его предыдущая работа, «Мамочка», отхватила в Канне два года назад приз жюри. Долан, вундеркинд, которого или очень любят, или очень не любят, постепенно поднимается по наградной лестнице Канна. Как и в прошлый раз, режиссер разразился речью минут на пять, еле сдерживаясь, чтобы не зарыдать. Его «Это всего лишь конец света» критики приняли гораздо холоднее, чем предыдущие картины (в том же в Screen у него один из самых низких рейтингов). Действительно, картина кажется менее удачной прежних. Отказавшись от участия своих любимых актрис Анн Дорваль и Сюзанн Клеман и обратившись к чужой пьесе, режиссер отчасти утратил свой узнаваемый стиль, за который его превозносят поклонники. При этом в ленте заняты актерские сливки французского кино: Гаспар Ульель, Марион Котийяр, Леа Сейду, Венсан Кассель и Натали Бай. По сюжету фильма и пьесы Жана-Люка Лагарса, драматург (Ульель) возвращается спустя много лет в свой родной дом, чтобы рассказать родным о своей близкой смерти. Разговор приходится все откладывать и откладывать. Здесь у всех – свои проблемы, свои обиды и неврозы, так что героя никто не понимает. Понимает только жена его неуравновешенного брата (Котийяр), кажется, догадывающаяся о его тайне, несмотря на то, что первый раз в жизни его видит. Крики, скандалы, длинные театральные сцены – вот примерное содержание «Это всего лишь конец света». Впрочем, положение спасают печальные обреченные глаза Гаспара Ульеля, его взаимодействие с Котийяр и несколько фирменных для Долана сцен-вставных клипов, когда играют бесстыдные поп-хиты, а экран заливает солнечный свет. Ну, и финал в фильме отменный.

Фото: Festival de Cannes
©Фото: Festival de Cannes

«Золотая пальмовая ветвь» досталась уже второй раз в жизни британскому классику Кену Лоучу. Первый был десять лет назад, когда триумфатором стал «Ветер, который качает вереск». Это седьмой случай в истории, до Лоуча такого результата добивались братья Дарденны, Фрэнсис Форд Коппола, Билле Аугуст, Эмир Кустурица, Сехэй Имамура и Михаэль Ханеке. За режиссера (ему вот-вот стукнет 80), можно только порадоваться, несмотря на то, что его «Я, Дэниел Блейк», конечно, кино традиционное, а не новаторское. Лоуч, как это умеет он один, защищает права маленького, простого человека. Его герой Дэниел Блейк (актер и стендап-комик Дейв Джонс) – плотник, которому после инфаркта врачи не разрешают работать. Иначе считают социальные службы. Чтобы доказать, что трудиться он действительно не может, Блейк вынужден будет подать апелляцию, а для этого ему придется пройти семь кругов бюрократического ада. Дэниел, как человек уже уходящего поколения, даже не умеет пользоваться компьютером, но и это наименьшая из проблем. В подобной ситуации оказывается и молодая мать-одиночка с двумя детьми Кейти. Дэниел по-отцовски ее поддерживает, помогая во всем. В финале Блейк произносит речь, суть которой заключается в том, что он – не номер социального страхования, а человек, и человек с достоинством. История Дэниела, разумеется, актуальна везде, где государство ни во что не ставит людей, их жизни и чувства. В конце фильма плакала половина зала.

Какие же фильмы из награжденных и не награжденных останутся в истории кино – покажет время.

Фото: BBC
©Фото: BBC

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама