Наверх
18 февраля 2020
USD EUR

Кто победит на «Оскаре»-2020

Кадр из фильма «Джуди» (номинация на лучшую женскую роль)
©20th Century Fox Film Corporation

В ночь с 9 на 10 февраля пройдет церемония вручения главной кинопремии Америки. Как и в прошлом году, церемония пройдет без ведущего. Эксклюзивные права на трансляцию в России приобрела на сей раз онлайн-платформа Okko, где также потом можно будет увидеть и короткую, смонтированную версию «Оскара». Рассказ о номинантах и прогноз результатов премии – в обзоре «Профиля».

У «Оскара» бывали разные годы, но в 2020‑м состав номинантов в основных категориях исключительно силен. Откровенно слабых или неинтересных картин в числе претендентов на звание фильма года нет. Между собой конкурируют «1917», «Джокер», «Паразиты», «Брачная история», «Маленькие женщины», «Кролик Джоджо», «Ford против Ferrari», «Однажды… в Голливуде» и «Ирландец». Попробуем сделать прогноз в основных номинациях.

Фильм года

Несмотря на сильный состав участников, в этой категории есть один несомненный фаворит – «1917» Сэма Мендеса (в прокате в России с 30 января). Картина о Первой мировой войне уже завоевала приз Гильдии продюсеров, а это один из верных признаков того, что ей же академики отдадут и главный «Оскар» года. По крайней мере, 21 лауреат премии Гильдии продюсеров из 31 побеждал потом и на «Оскаре». Вес этой версии придает и то, что Гильдия режиссеров также отдала предпочтение Сэму Мендесу.

Кадр из фильма «1917»

DreamWorks SKG

«1917» снят будто бы одним кадром (на самом деле монтажные склейки там есть): мы непрерывно следуем за героями, за сутки переживающими такой кошмар, который не пожелаешь никому. Двум товарищам, британским солдатам (Джордж Маккей и Дин-Чарльз Чепмен) дают задание передать записку об отмене наступления. Для этого им придется пройти через вражескую территорию.

«1917» вызывает полярные реакции: одни считают фильм шедевром, другие – перехваленной пустышкой. Истина, как водится, где-то посередине (хотя вообще-то для каждого она своя). С визуальной точки зрения «1917» действительно впечатляет: великий оператор Роджер Дикинс в очередной раз демонстрирует, на что он способен, и, скорее всего, получит второй «Оскар» за два года (это его четырнадцатая номинация, и коллеги по операторской Гильдии в этом году его уже наградили). Стараниями Дикинса мы погружаемся в гущу ада войны. Местами, особенно в начале, картина походит на боди-хоррор, заставляя испытывать ужас и брезгливость одновременно. Саспенс зашкаливает, нервы на пределе. И все же чего-то фильму не хватает: техническое совершенство впечатляет, но не покидает ощущение, что ничего глобально нового автор оскароносной «Красоты по-американски» Сэм Мендес в своем антивоенном фильме не рассказывает.

Из остальных фильмов больше всего шансов традиционно у тех, что отмечены одновременно и в режиссерской категории: это помимо «1917» «Джокер», «Паразиты», «Ирландец» и «Однажды… в Голливуде», о каждом из которых сказано и написано уже очень много. Главным конкурентом ленты Сэма Мендеса, как ни странно, можно считать «Паразитов», представленных в шести номинациях, в том числе и в категории «лучший фильм на иностранном языке».

Кадр из фильма «Однажды…в Голливуде»

Sony Pictures Entertainment

Основной козырь трагикомедии корейца Пон Чжун Хо о социальном расслоении в современном мире – награда актерской гильдии за лучший актерский ансамбль. Она важна, поскольку большинство академиков «Оскара» – как раз артисты. Кстати, впервые в истории этот трофей достался не американской картине. «Паразиты», завоевавшие еще и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, рассказывают о взаимодействии двух семей – богатой и бедной, которое приведет к весьма неожиданным последствиям.

Лучший режиссер

В этой номинации фаворит, как уже упоминалось, Сэм Мендес, предыдущими двумя работами которого были картины о Джеймсе Бонде. Вероятность того, что его кто-то обыграет, невелика, но все же случаются на «Оскаре» и сюрпризы, хотя и довольно редко. Может быть, его обыграет Пон Чжун Хо, раз уж у неанглоязычной залетной пташки – «Паразитов» – столько номинаций.

Интересно, что друг с другом в этой категории соревнуются Мартин Скорсезе со своим гангстерским эпосом «Ирландец» и его последователь Тодд Филлипс, чьего «Джокера» сравнивают с ранними работами Скорсезе. Первый сделал для Netflix мучительно длинный, но в итоге все же производящий сильное впечатление фильм, в котором мафия окончательно теряет свой романтический флер.

Кадры из фильма «Ирландец» (номинация на фильм года)

Tribeca Productions

Одновременно «Ирландец», в котором заняты Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши, – это и, вероятно, очень личный для Скорсезе фильм о старости, смерти, одиночестве и жизненных итогах. Тодд Филлипс в «Джокере» рисует портрет городского травмированного одиночки на грани нервного срыва, подобный тому, что Скорсезе нарисовал в «Таксисте». Квентин Тарантино снял один из лучших фильмов в своей карьере. Его «Однажды… в Голливуде» – упоительная ода кино вообще и старому Голливуду в частности, а также выступление против тех, кто тем или иным образом враждебен по отношению к кинематографу.

И остальные

Одним из самых ярких претендентов на звание фильма года, несомненно, является «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити. Среди его козырей – приз зрительских симпатий кинофестиваля в Торонто: его обладатели частенько обретают потом и «Оскар». Автор забавнейших культовых «Реальных упырей» и любимой многими третьей части «Тора» Тайка Вайтити придумал трагикомедию про десятилетнего мальчика-нациста и его воображаемого друга Гитлера. В России, разумеется, в прокат картину решили не выпускать – как бы чего не вышло.

Меж тем это не только невероятно смешная и одновременно ужасно грустная, блестяще сыгранная и стилистически изящная картина – она еще и чрезвычайно важная и полезная. Тайка Вайтити, сыгравший в «Кролике Джоджо» фантазийного Гитлера, исследует, как работает пропаганда, создающая в головах людей демонический, клишированный образ врага. К счастью, оказывается, что этот образ очень легко разрушить, если с этим «врагом» познакомиться лично. Правда, для этого придется выйти из детской, инфантильной позиции, в которой может находиться не только ребенок.

В трагикомедии про 10-летнего мальчика-нациста и его воображаемого друга Гитлера Тайка Вайтити исследует, как работает пропаганда, создающая демонический образ врага

Piki Films

Прекрасная Скарлетт Йоханссон, сыгравшая мать главного героя, номинирована на «Оскар» не только за эту роль (второго плана), но и за главную роль в «Брачной истории» Ноа Баумбаха. Ее партнер по фильму Адам Драйвер также может получить статуэтку.

«Брачная история» – душераздирающая хроника развода двух в общем-то хороших людей, которые все еще любят друг друга, но больше не могут быть вместе. Звезда независимого кино Баумбах снял свой самый зрелый фильм. Его соседка по номинации, постановщица «Маленьких женщин» Грета Гервиг – по совместительству жена и мать ребенка Баумбаха. Гервиг сотворила новую экранизацию классического американского романа «Маленькие женщины» о четырех сестрах, которые обитают в США времен Гражданской войны. Получилось, во‑первых, феминистично (одна из сестер совсем не стремится замуж), во‑вторых, невероятно тонко, нежно и тепло – пробирает не на шутку.

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Columbia Pictures Corporation

Замыкает девятку фильмов «Ford против Ferrari» – в хорошем смысле традиционная киноповесть о дружбе и сотрудничестве конструктора Кэрролла Шелби и гонщика Кена Майлза, которые совместными усилиями смогли создать спортивный автомобиль Ford GT40, в конце 60‑х четырежды побеждавший в гонке «24 часа Ле-Мана». У Джеймса Мэнголда вышла картина скорее не о соперничестве двух автомобильных концернов, а о противостоянии между человеком и бизнесом. Впечатляющие сцены гонок прилагаются.

Лучшая женская роль

Победу Рене Зеллвегер предсказывали еще до того, как она завоевала премию актерской гильдии, став, таким образом, первой артисткой, в арсенале которой целых три подобных награды. «Оскар» у нее уже тоже есть – за лучшую роль второго плана в «Холодной горе». Роль в «Джуди» – Зеллвегер изобразила легенду Голливуда и мать Лайзы Миннелли Джуди Гарленд – знаменовала триумфальное возвращение Зеллвегер в высшую лигу.

Эта партия будто создана для того, чтобы ее отметили золотой статуэткой. Но если бы не талант Зеллвегер, этот потенциально оскаровский материал мог бы и не сработать, не заиграть всеми нужными красками. Она, плохо узнаваемая в черном парике и с густо подведенными глазами, превращает «Джуди» в один из самых пронзительных и эмоционально воздействующих на зрителей фильмов года.

Действие разворачивается в 1968 году, когда Гарленд дала ряд концертов в Лондоне. В 1969‑м Джуди в сорок семь лет умерла. Руперт Гулд в своей картине максимально убедительно демонстрирует, какое калечащее влияние оказывает работа в кино на актеров, особенно юных, особенно если речь о студийной системе «золотого века» Голливуда. Молоденькая Джуди времен «Волшебника страны Оз» не имела права ни вкусно поесть, ни выспаться, да и вообще не могла распоряжаться собой ни в чем. Нормально питаться и спать она так с возрастом и не научилась, зато научилась заливать свои беды алкоголем и заедать таблетками.

Поклонники Гарленд в фильме говорят о том, что она поет не голосом, но душой, и Зеллвегер удается это передать. Со сцены она словно рассказывает историю своей жизни, полную горечи, одиночества и отчаяния. Она стремится быть любимой, но постоянно сталкивается с предательством, желает проводить больше времени с детьми, но те в итоге выбирают спокойную жизнь с отцом. И все же иногда, очень редко, ее существование озаряется надеждой на то, что все станет хорошо – где-то там, высоко над радугой.

Лучшая мужская роль

Статуэтку почти гарантированно заберет Хоакин Феникс, уже отхвативший награду Гильдии актеров. Со сцены исполнитель роли Джокера тогда искренне благодарил своих коллег по номинации, найдя для каждого трогательные слова, а в финале речи назвал своим любимым актером Хита Леджера. Тот получил за свою интерпретацию образа Джокера посмертный «Оскар».

Кадр из фильма «Джокер»

Warner Bros.

Вообще Феникс производит впечатление человека чрезвычайно милого, простого, живого и не страдающего звездной болезнью. Так, на каннской пресс-конференции фильма «Тебя никогда здесь не было» несколько лет назад он по-дружески приобнимал постановщицу ленты Линн Рэмзи и по-настоящему тепло благодарил пришедших журналистов. В той картине он изображал, меж тем, жестокого наемного убийцу, пусть и с нежной душой.

Собственно, роли адекватных, полностью психически здоровых людей Феникс почти никогда не выбирает, и его перевоплощения на контрасте с его собственной натурой еще более поразительны. В «Джокере» он устраивает настоящий мастер-класс, показывая, как забитый одинокий человек с ментальным расстройством, над которым измываются все кто ни попадя, постепенно обретает уверенность в себе и становится символом революции против сильных мира сего.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK