"Нелегал": фильм о забытой человечности
В прокат вышел новый фильм удивительного якутского режиссера Дмитрия Давыдова, чье «Пугало» два года назад получило главный приз «Кинотавра» и чей дебют «Костер на ветру» показали более чем на 20 международных кинофестивалях. Иными словами, бывший сельский школьный учитель Давыдов – самый прославленный режиссер якутского кино, ставшего целым феноменом сегодняшнего дня. В Республике Саха на экраны кинотеатров выходит множество разножанровых картин, сделанных местными постановщиками и съемочными группами. Они успешно конкурировали даже с голливудскими проектами, когда те еще выходили в России. В последнее время некоторые якутские ленты стали добираться и до общероссийского проката. По глубине погружения в нашу реальность они нередко обыгрывают столичные картины.
Главный герой «Нелегала» Дмитрия Давыдова – киргизский подросток Нурбек (его сыграл восьмиклассник Эржан Даулетбеков), приехавший в Якутию, чтобы кого-то или что-то найти. Не имея российского паспорта, он тут же попадает сначала под облаву, а потом фактически в рабство. Как хорошо знающего русский язык, его отбирают на работу на рынке, но за свой труд он не получает, кажется, ни копейки. Вдобавок ко всему, мальчик вынужден выполнять порой опасные поручения начальника, который вступает в конфликт с армянскими бандитами.
Эти события составляют лишь первую часть фильма, жонглирующего жанрами и сюжетными поворотами. Вслед за криминальной драмой последует социальная. Нурбек освободится от рабства и отправится дальше к своей неведомой цели, но на своем пути не встретит ни помощи, ни сочувствия: мигрантов местные за людей не считают. Тут жанр снова меняется, превращаясь в суровое роуд-муви, драму выживания на безлюдных землях. Скитания героя некоторые уже сравнили с мытарствами персонажа Леонардо Ди Каприо в фильме «Выживший». Самое удивительное, что дебютант Эржан Даулетбеков, чей герой страдает от обморожения, хромает и пытается раздобыть себе хоть какое-то пропитание, не то чтобы уступает Леонардо Ди Каприо в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Его глаза наполнены неподдельным отчаянием.
Когда надежда на спасение почти пропадает, подросток в лесу все-таки встречает охотника, который внезапно проявляет к нему отеческую заботу. Но и эта почти идиллическая, трогательная и забавная глава в фильме не последняя. В финале мы все же узнаем, что заставило героя отправиться в это рискованное путешествие.
"Отчаянные мстители": мрачная сказка для взрослых о борьбе фриков с нацизмом
Стоит сказать, что в «Нелегале», несмотря на отчетливый упор на социальность, есть и намек на мистическую составляющую: загадочно-тревожный минималистичный звуковой ряд, приношения божествам и таинственная природа. А еще это, конечно, роман воспитания, как и всякое произведение о подростках.
Несколько лет назад в основном конкурсе Каннского фестиваля была картина Сергея Дворцевого «Айка». Актриса Самал Еслямова, сыгравшая киргизскую мигрантку, вынужденную бросить своего ребенка в роддоме и выживать в равнодушной Москве, тогда была признана лучшей актрисой смотра. «Нелегал» – словно мужская версия «Айки», только вместо Москвы перед нами Якутия. От этого факта, на удивление, почти ничего не меняется.
Разве что в фильме Давыдова не просто попираются права мигрантов, их не просто эксплуатируют – они испытывают на себе открытую агрессию коренных жителей. На главного героя нападают, ему открытым текстом говорят о том, что чужакам не рады. В Якутии действительно была волна ксенофобии и агрессии по отношению к мигрантам после того, как мужчина из Киргизии изнасиловал местную жительницу в 2019 году.
В «Нелегале» люди лишены эмпатии, способности сочувствовать чужаку, вникать в его проблемы. Нурбек приходит к такому выводу: «Жизнь плохая и люди плохие. Все про человечность забыли. Как шакалы, только о своих интересах думают». В моменты отчаяния главный герой становится похож на зверя – загнанного, тяжело дышащего. Его функция в такие моменты сведена лишь к выживанию.
К счастью, понимающий человек все же встречается на пути мальчика. В этот момент на экране появляются первые лучи солнца и зимнюю серость постепенно начинают сменять яркие краски приближающейся весны. В картине Дмитрия Давыдова, чьи предыдущие ленты принято называть ни много ни мало трагедиями, появляется надежда.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".