Пауки, вампиры и герои: чем порадует мировой кинематограф в наступившем году
На 2022 год анонсировано неимоверное количество интересных фильмов. Какие из них успеют выйти, какие – нет, учитывая обстановку в мире, другой вопрос, но само перечисление названий картин и фамилий режиссеров поднимает настроение. Плюс на экранах кинотеатров в России появятся те ленты, которые уже успели наделать шуму на крупных фестивалях в 2021 году: победивший в Торонто «Белфаст» Кеннета Браны, обладатель главной премии Венецианского фестиваля «Событие» Одри Диван и другие. Уже с середины января в широком доступе – прошлогодние «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона и «Трагедия Макбета» Джоэла Коэна, получившие крайне высокие оценки западных критиков и претендующие на центральные премии уже 2022 года. О том, какие еще фильмы стоит ждать в новом году, в обзоре «Профиля».
Комиксы и фэнтези
От комиксов нам в ближайшие годы не деться никуда, так что придется научиться получать от них удовольствие, если еще не успели этого сделать. Тем более что появляется всё больше нестандартных фильмов в супергеройском жанре.
«Бэтмен» Мэтта Ривза кажется как раз таким (но что получилось на самом деле, пока непонятно). Судя по всему, нас ждет что-то еще более мрачное, чем трилогия о Темном рыцаре Кристофера Нолана, совершившего в свое время революцию в экранизациях комиксов. Мэтт Ривз говорит, что снимал на самом деле картину в жанре нуар, а основой для истории о маньяке, терроризирующем Готэм, стала история серийного убийцы Зодиака. Роберт Паттинсон, сыгравший главную роль в картине Ривза, прошел полный круг: начав с ролей в блокбастерах («Гарри Поттер» и «Сумерки»), он ушел в авторское кино самой высокой пробы, но с «Бэтменом» вновь возвращается к зрелищам для широкой публики. Предмет особого интереса также дуэт Паттинсона с эффектной Зои Кравиц в образе Женщины-кошки.
Вероятно, довольно мрачным окажется и фильм «Флэш» о супергерое, способном развивать невероятную скорость, его сыграл Эзра Миллер. По крайней мере, первые кадры и имя режиссера Андреса Мускетти (именно его авторству принадлежит суперкассовая дилогия «Оно» по роману Стивена Кинга) наводят на такие мысли. В картине также появится не только Бэтмен в исполнении Бена Аффлека, но и пожилой Бэтмен, сыгранный Майклом Китоном, – привет из фильмов Тима Бертона. Видимо, виной такому повороту событий станет альтернативная вселенная, случайно созданная Флэшем.
"Не смотрите наверх" и "Самый лучший босс": две антикапиталистические комедии на праздники
Параллельные вселенные будут, конечно, влиять не только на героев DC, но и на персонажей Marvel: как мы знаем, в частности, из мегахита «Человек-паук: Нет пути домой», для Marvel этот сюжет в данный момент центральный. Сцена после титров «Нет пути домой» протянула ниточку к картине «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия». Мага Доктора Стрэнджа с лицом Бенедикта Камбербэтча ждет кара за «надругательство над реальностью», которое он совершил, открыв портал в мультивселенную. Можно найти и более неожиданную связь между мирами Питера Паркера и Стрэнджа: «В мультивселенной безумия» снял Сэм Рейми, ответственный за первую трилогию о Человеке-пауке с Тоби Магуайром.
Также в этом году нас ждет сиквел крайне изобретательного мультфильма «Человек-паук: Через вселенные», в котором основным Спайдерменом вновь является подросток латиноамериканского происхождения Майлз Моралес, встречающий многочисленные версии своего героя из параллельных вселенных.
Вообще тень «Человека-паука» будет преследовать в 2022 году постоянно: вот и в «Морбиусе», где Джаред Лето сыграл антигероя-вампира, появится Майкл Китон в образе злодея Стервятника из первого сольного фильма, в котором Питера Паркера изобразил Том Холланд. Но если вам симпатичнее другие персонажи со сверхспособностями, есть множество альтернатив: «Тор: Любовь и гром», «Черная Пантера: Ваканда навсегда», «Аквамен 2». Каждую из картин срежиссировал автор предыдущей части серии: Тайка Вайтити, Райан Куглер и Джеймс Ван соответственно.
Один из самых ожидаемых не супергеройских, но фэнтези-фильмов года – «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» Дэвида Йейтса. Третья часть столкнулась с массой проблем, связанных с репутацией: Джоан Роулинг стала фактически персоной нон грата в западном мире после своих высказываний о трансгендерах, Джонни Деппа (вероятно, из-за проигрыша суда о клевете таблоиду The Sun) заменили во франшизе на Мадса Миккельсена – теперь злого мага Грин-де-Вальда играет он. Как бы то ни было, поклонники ждут продолжения волшебного и одновременно страшного рассказа о чудаковатом зоологе Ньюте Саламандере, который по воле Дамблдора вместе с группой чародеев должен в новой серии одолеть Грин-де-Вальда.
Российское кино
В 2022 году в прокат наконец выйдут те российские фильмы, которые громко о себе заявили еще в 2021-м: в первую очередь речь о фантасмагории Алексея Чупова и Наташи Меркуловой «Капитан Волконогов бежал» о чекисте, который пытается замолить свои страшные грехи в 1938 году, чтобы не попасть в реальный ад. В главной роли в ленте из основного конкурса Венецианского кинофестиваля – Юра Борисов.
Весной на экранах кинотеатров обещают показать и «Ампир V» по Пелевину. Ленту о вампирах с Павлом Табаковым и рэпером Оксимироном уже бесчисленное количество раз переносили, но сейчас вроде бы все должно сложиться.
Из грядущих крупных проектов можно выделить, например, «Нюрнберг» режиссера «Легенды № 17» и «Экипажа» Николая Лебедева о Нюрнбергском процессе. «Сердце Пармы» Антона Мегердичева с Александром Кузнецовым – экранизацию романа Алексея Иванова о завоевании Москвой Перми Великой.
Картины Клима Шипенко: тот самый снятый в космосе «Вызов» и «Декабрь», в котором Александр Петров, почти пропавший в последнее время с радаров, изображает Сергея Есенина в конце его жизни.
Конечно, «Воланда» от постановщика «Серебряных коньков» Михаила Локшина. Сценарист Роман Кантор, знакомый зрителям по сериалу «Эпидемия», переосмыслил роман Булгакова: Воланд в фильме становится персонажем книги Мастера. Любовную пару Мастера и Маргариты играют супруги Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, а в прибывшего в Москву дьявола перевоплотился немецкая звезда авторского кино Август Диль.
Просто ужас
Один из главных хоррормейкеров последнего времени Ари Астер, сотворивший «Реинкарнацию» и «Солнцестояние», возвращается с фильмом «Бульвар разочарования» с Хоакином Фениксом в центральной роли и иконой инди-кино Паркер Поузи в одной из второстепенных. На сей раз Астер обещает не только драматические и пугающие, но и комедийные элементы. Описание гласит, что нас ждет охватывающее десятилетия погружение в жизнь одного из самых успешных антрепренеров всех времен. Астер говорил, что картина будет длиться четыре часа, – шутил он или нет, пока неизвестно.
Роберт Эггерс, снимающий, как и Ари Астер, изысканные психологические арт-хорроры, сделал брутальную картину «Варяг» (в оригинале The Northman). В ней любимец публики Александр Скарсгард, предстающий на экране исландским принцем-викингом Амлетом, будет пытаться отомстить за смерть отца. Считается, что именно этот персонаж исландских саг стал прототипом «Гамлета». Компанию Скарсгарду составят Аня Тейлор-Джой, с которой Эггерс работал над своей дебютной «Ведьмой», Уиллем Дефо из его второй ленты «Маяк», а также Николь Кидман, Итан Хоук и даже певица Бьорк – для нее это одна из первых киноролей со времен «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера.
В тройку ведущих молодых режиссеров фильмов ужасов нельзя не включить Джордана Пила, чьи наполненные социальной (в частности, антирасистской) проблематикой изобретательные хорроры «Прочь» и «Мы» собрали сногсшибательную кассу и восторженные отзывы. О свежей работе Пила под названием «Нет» неизвестно почти ничего, кроме имен исполнителей главных ролей: Дэниел Калуя, Кики Палмер и Стивен Ян.
Классики
Стивену Спилбергу сегодня интересно обращаться к вещам, которые его сформировали. После «Вестсайдской истории», которую он снял, осуществив свою давнюю мечту, классик Голливуда собирается выпустить полуавтобиографическую драму взросления «Фабельманы» – этакий свой «Амаркорд».
Другой титан, Джеймс Кэмерон, снимает редко, но метко: в 2022-м нам наконец обещают показать «Аватар 2» – спустя 13 лет после выхода первого фильма.
Коллега Кэмерона по франшизе «Чужой», француз Жан-Пьер Жене, тоже очень давно не баловал поклонников полнометражными картинами. Режиссер «Деликатесов» и «Амели» теперь сотрудничает с Netflix: именно там уже в феврале выйдет его ироничный «Большой баг». Действие разворачивается в 2045 году, когда люди передают большую часть задач роботам. Однажды воинственно настроенные роботы устраивают восстание, и домашние андроиды запирают нескольких жителей пригорода ради их собственной безопасности.
Культовый Дэвид Кроненберг, певец мутаций тела и души, тоже возвращается спустя восемь лет молчания и тоже – с рассказом о будущем. В нем люди, столкнувшись с метаморфозами окружающей реальности, эволюционируют, меняясь физически. С большой вероятностью премьера его «Преступлений будущего» с Леа Сейду, Вигго Мортенсеном и Кристен Стюарт состоится на Каннском фестивале.
Киносказки против жестокой реальности: 15 лучших фильмов 2021 года
Мексиканец Гильермо дель Торо, получивший несколько «Оскаров» за свою необычную сказку об ихтиандре «Форма воды», также уже заслужил репутацию классика. В снежном сумрачном неонуаре «Аллея кошмаров» персонажи Брэдли Купера и Кейт Бланшетт будут дурачить нью-йоркскую элиту 1940-х, делая вид, что у героя Купера есть способности медиума. Одноименный роман Уильяма Линдси Гришэма уже экранизировали в 1947 году.
Даррен Аронофски, чей последний полнометражный фильм, библейскую притчу «мама!», приняли весьма неоднозначно, работает сейчас над постпродакшеном картины «Кит» по пьесе Сэмюэля Д. Хантера. Звезда конца 90-х – начала 2000-х Брендан Фрейзер у Аронофски – учитель с ожирением, пытающийся наладить отношения с дочерью.
Ну и, разумеется, нельзя не упомянуть «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе. В картине встретятся фирменные актеры мэтра из раннего и зрелого периодов творчества – Роберт Де Ниро и Леонардо Ди Каприо. На сей раз Скорсезе обратился к реальной истории об убийствах в 1920-е коренных жителей США, которые разбогатели после обнаружения нефти на территории индейского племени. ФБР (которое тогда еще так не называлось) начинает расследование.
Кандидаты в классики
Автор «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» Дэмьен Шезелл – определенно один из самых интересных и перспективных молодых режиссеров. Его «Вавилон» посвящен моменту в истории Голливуда накануне вступления в силу цензурного кодекса Хейса, запрещавшего показывать наготу, использовать обсценную лексику и т. д. В главных ролях Брэд Питт, Тоби Магуайр, Марго Робби и Оливия Уайлд.
Драматург, сценарист и режиссер Мартин МакДона («Залечь на дно в Брюгге», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») возвращается в родную Ирландию в фильме «Банши Инишира» и вновь сводит на экране Колина Фаррелла и Брендана Глисона. Пара друзей на маленьком ирландском острове оказывается в неловком положении, когда один из них решает разорвать дружбу.
Ноа Баумбах, чье имя киноманы запомнили еще давно, во времена едких и одновременно утешительных трагикомедий «Кальмар и кит» и «Милая Фрэнсис», стал по-настоящему известен широкой публике, кажется, только после душераздирающей «Брачной истории», которая вышла на Netflix. Теперь Баумбах стремится еще выше: его «Белый шум» – экранизация романа Дона ЛеЛилло о профессоре, изучающем Гитлера, и его близких. В ролях верные Баумбаху Адам Драйвер и актриса, сценаристка и постановщица Грета Гервиг, снявшая «Леди Берд» и «Маленьких женщин». Гервиг и Баумбах – семейная пара, которой можно только позавидовать: у каждого по три номинации на «Оскар».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".