Наверх
25 января 2022

"Не смотрите наверх" и "Самый лучший босс": две антикапиталистические комедии на праздники

Кадр из фильма "Не смотрите наверх"

©Bluegrass Films

За небольшой промежуток времени выходят сразу две комедии, тематика которых отчасти пересекается. На Netflix уже появился звездный фильм «Не смотрите наверх» (да, официальный перевод названия безграмотен) с Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Лоуренс, Тимоти Шаламе, Мерил Стрип, Кейт Бланшетт и массой других знаменитых актеров.

В российский же кинотеатральный прокат 6 января выходит испанский «Самый лучший босс» с Хавьером Бардемом. Это картина из шорт-листа «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» – стоит сказать, что туда не попал ни обладатель «Золотой пальмовой ветви» «Титан» Жюли Дюкурно, ни, например, фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» – победитель Каннского «Особого взгляда». Хотя «Не смотрите наверх» и «Самый лучший босс» формально являются комедиями, на самом деле это весьма мрачные картины, авторы которых крайне правдоподобно рисуют современную действительность.

«Не смотрите наверх»

«Не смотрите наверх» – новая картина сатирика Адама МакКея, чьи предыдущие ленты «Игра на понижение» об ипотечном кризисе 2007 года и «Власть» о вице-президенте Дике Чейни, ставшем серым кардиналом американской политики во времена правления Джорджа Буша-младшего, были претендентами на главные «Оскары». Каковы шансы на номинации у «Не смотрите наверх», пока непонятно – в США лента собрала не очень хорошую прессу. Да, возможно, это не самая тонкая, чрезмерно гротескная, картина, но при этом она настолько точная, что посмотреть ее стоит.

По сюжету аспирантка Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) обнаруживает на небе огромную комету, но радуется этому она вместе со своим научным руководителем доктором Минди в исполнении Леонардо Ди Каприо недолго. Исходя из их вычислений, через полгода комета столкнется с Землей и уничтожит все живое. Дальше начнутся мучительные попытки ученых убедить руководство США и жителей страны в серьезности угрозы.

Матрица паука: что общего у двух главных блокбастеров конца года

Президент – в фильме это женщина, и изображает ее Мерил Стрип – в конце концов согласится на миссию по спасению планеты, но в последний момент ее отменят с подачи астрономически богатого бизнесмена, главы техно-компании Питера Ишервела (Марк Райлэнс) – этакого Илона Маска, Стива Джобса и Джеффа Безоса в одном флаконе. Тот сообщает, что комета содержит в себе дорогие минералы, поэтому стоит попытаться добыть их: мол, его команда уже придумала, как это осуществить и при этом не погубить человечество.

Конечно, картина Адама МакКея, снятая по его собственному сценарию – это в первую очередь метафора всего безумия, происходящего на планете последние два года. Метафора того, как люди отрицают очевидное, не верят науке, недооценивают риски, подвергают других смертельной опасности из-за своей невежественности или эгоизма. В какой-то момент оказывается, что некоторые даже сомневаются в существовании кометы – научные данные им не указ. Адекватной реакцией на все это может быть только крик отчаяния в публичном пространстве: героиня Дженнифер Лоуренс понимает это еще в начале, а герой Леонардо Ди Каприо ближе к финалу фильма. Скорее всего, этот крик не поможет, но хоть пар позволит выпустить. Иными словами, картина наиактуальнейшая. Впрочем, можно трактовать фильм и более очевидным образом: как высказывание о нежелании людей и политиков-республиканцев в частности обращать внимание на климатические проблемы.

"Купе номер 6": самый трогательный фестивальный хит года

В то же время в «Не смотрите наверх» очевиден и антикапиталистический заряд. Разумеется, минералы, которые предполагается добыть, никогда бы не достались обычным людям, несмотря на все обещания. Богатые богатеют, а бедные беднеют – таков нынче закон жизни. Самые обеспеченные люди планеты, с точки зрения Адама МакКея, циничны и лицемерны в той же мере, что и крупные политики – а, возможно, даже и больше. Конечно, когда подобное кино снимают под патронажем крупных корпораций вроде Netflix, всегда возникают вопросы: компания безжалостно критикует, по сути, саму себя или просто зарабатывает деньги на модной теме? Но это повод для отдельного обсуждения.

Главное, что от «Не смотрите наверх» остается горькое послевкусие. При всей абсурдности происходящего и шаржированности некоторых персонажей, события и герои настолько резонируют с сегодняшним днем, что к финалу остается только плакать, а отнюдь не смеяться.

«Самый лучший босс»

Испанский режиссер и сценарист Фернандо Леон Де Араноа («Квартал», «Эскобар») посвятил своего «Самого лучшего босса» жизни капиталиста рангом помельче. Его герой бизнесмен Бланко (состаренный седой Хавьер Бардем) возглавляет унаследованную от отца компанию по производству разнообразных весов. Для него грядет важный день: скоро в «Весы Бланко» должна прийти комиссия, которая решит, присуждать ли фирме награду за достижения – от этого зависит и выдача субсидии. Разумеется, именно в этот момент все пойдет не так. Давний друг и коллега из-за проблем с женой начнет постоянно совершать ошибки на работе. Уволенный недавно сотрудник устроит одиночный пикет с неумелыми кричалками – одним из главных поводов для шуток в картине. Новая стажерка, с которой Бланко переспит, окажется для него опасна: герой выяснит некоторые шокирующие факты ее биографии. Комиссия все никак не появляется, а напряжение нарастает – катарсис неминуем. Только чей это будет катарсис? Так или иначе, зрителям он обеспечен.

Кадр из фильма "Самый лучший босс"

MK2 Films

Конечно, фильмы о том, что богатство часто развращает и лишает души – это не новое слово в кинематографе. В последнее время на эту тему, например, периодически высказывается в своих картинах Ридли Скотт. Особенность «Самого лучшего босса» в том, что драма здесь рождается из комедии положений. Сама ситуация заставляет какое-то время болеть за главного героя и за его победу, но потом осознаешь, что сопереживания в этой истории достойны совсем другие люди. Сбивает с толку и то, что события мы видим именно глазами Бланко. Какое-то время ему удается поводить зрителей за нос: он устраивает на работу сына своего преданного пожилого помощника, возится с нерадивым коллегой-приятелем и кажется оттого довольно приличным человеком. Он говорит громкие слова о справедливости, о том, что «Весы Бланко» – одна большая семья. Но за всем этим скрывается лишь стремление к личной выгоде: корпоративная этика компании Бланко абсолютно лицемерна, а его попытки влезть в личную жизнь сотрудников неуместны.

Бланко, в конце концов, лишь очередной привилегированный человек, даже не осознающий своих привилегий: несмотря на то, что компания досталась ему по наследству, он считает, что всего добился сам. Выдающийся финал «Самого лучшего босса» с прекрасной игрой Хавьера Бардема, увы, намекает на то, что едва ли в ближайшее время судьба серьезно накажет героя (а те, кому все же удается немного испортить ему жизнь, сами ничем не лучше Бланко). Становится очевидно, что его совесть уже никогда не воскреснет. Как и в «Не смотрите наверх», комедия по ходу действия улетучилась, превратившись в трагедию – но не для Бланко, а для простых людей, героев этого фильма.

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Метки: кинофильмы
Самое читаемое