«Политик»: обаятельная сатира о борьбе разных поколений за власть
Совсем недавно вышел сериал-утопия «Голливуд», и вот уже плодовитый шоураннер Райан Мерфи и его соавторы Брэд Фальчук и Йен Бреннан представили зрителям свое новое детище под названием «Политик». Точнее, второй его сезон – при том, что первый появился меньше года назад, в сентябре 2019-го, став первым шоу Райана Мерфи в рамках его масштабнейшего контракта с Netflix.
Проект Мерфи – это сатира на современную американскую политическую жизнь, но речь поначалу идет не о людях опытных, а об амбициозных ребятах, которые лишь начинают свою карьеру и мечтают о большом будущем. Как и всегда у Мерфи, получилось не только задорно и актуально, но и ярко и броско с визуальной точки зрения.
В первом сезоне старшеклассник из Санта-Барбары, богатый тинейджер Пейтон Хобарт (звезда Бродвея Бен Платт) стремился стать президентом школьного совета. Во втором ставки выросли: теперь герой решил примерить на себя роль сенатора штата Нью-Йорк, а для этого ему необходимо сместить с должности Диди Стэндиш (Джудит Лайт), которая была у руля больше тридцати лет. Но Диди и ее помощница Хадасса Голд – в этой роли блистает Бетт Мидлер – так просто, конечно, не сдадутся. Пейтону же придется решить для себя, какой он политик: тот, кто соблюдает этические нормы, или тот, кто готов вести грязные игры, сливая компромат на соперников и обманывая избирателей.
Авторы сериала иронически проходятся по всем. По политикам старшего поколения, которые вообще не разбираются в технологиях, скрывают от публики самые дикие факты своей биографии и готовы на циничные поступки ради сохранения власти. По политикам молодого поколения, которые, при всей своей прогрессивности, иногда еще более беспринципны и лживы, чем старшие товарищи.
По экоактивистам, чьи требования к себе и к окружающим порой доходят до полного абсурда. По молодым трудоголикам-перфекционистам, не способным отвлечься от работы и созависимой дружбы с коллегами даже на один вечер. По богатым женщинам, которые от скуки баллотируются в губернаторы (фееричная Гвинет Пэлтроу в образе матери главного героя). По токсичным мужьям, которые только и ждут, как бы их жены отошли в мир иной.
Сила Райана Мерфи и его соавторов в том, что какими бы гротескными ни были персонажи их многочисленных громких проектов, им почти всегда можно сопереживать. Порой даже сильнее, чем героям реалистических сериалов: ведь чем выше градус сатиры, тем эффектней те моменты, когда оказывается, что герои рефлексируют и страдают, что они живые люди.
В «Политике» Мерфи и Ко особенно виртуозно удается ходить по грани, но некоторые персонажи все же так и остаются скорее карикатурными. Впрочем, впереди явно не один сезон, так что у авторов еще появится возможность больше раскрыть некоторых второстепенных героев.
Надо сказать, что Мерфи всегда особенно удавались возрастные героини и их драмы. Началось все с Джессики Лэнг, которую он практически вернул из актерского небытия, подарив множество самых разных ролей в «Американской истории ужасов». В «Политике» Лэнг тоже засветилась, но, к сожалению, только в первом сезоне, где играла мать девушки, которую она убедила в том, что та неизлечимо больна – чтобы зарабатывать на этом. Во второй сезон перешла только та самая дочь, оправившаяся от психологической травмы и ставшая писательницей и активисткой – ее изображает молодая кинозвезда Зои Дойч.
В «Голливуде» все представители старшего поколения были гораздо выразительнее, многограннее молодежи. В «Политике» женщины 70+ также сбивают с ног своей харизмой. Мерфи вновь повторяет свой любимый трюк «напомни миру о полузабытой большой актрисе», и на сей раз ей оказывается Бетт Мидлер. Да и у Гвинет Пэлтроу, звезды более младшего поколения, давно не было столь запоминающегося образа, как в «Политике». Джудит Лайт известна в первую очередь по драмеди – сериалу «Очевидное», но в «Политике» она предстает совсем с другой стороны, совершенно блистательной.
Райан Мерфи, во всех своих шоу, независимо от их жанра, страстно отстаивающий права разнообразных дискриминируемых групп, в «Политике» выступает в первую очередь против эйджизма в обществе. Он немного посмеивается над своими героинями и их сложноустроенной сексуальной жизнью, но по-доброму, уж точно не сомневаясь в том, что и «бабушки» имеют на нее полное право.
Да, собственно, никто в шоу эту позицию и не оспаривает. Если, например, в сериале Мерфи «Вражда», действие которого разворачивалось в 1960–1970-х, было показано, что старость для знаменитой женщины была трагедией и концом карьеры, то сегодня на Западе и в 60, и в 70 лет можно начать новую, захватывающую главу своей жизни – как личной, так и профессиональной.
Пример актрис из сериалов Райана Мерфи служит одним из подтверждений этому. Поддерживая и дальше феминистскую тональность, авторы сериала уже через линию юных героинь подчеркивают значимость права современной женщины выбирать свое будущее, не ориентируясь на установки общества.
«Беги»: к чему приводят маленькие приключения после тридцати
Вообще, молодежь в «Политике» тоже по большому счету обаятельна, и в какой-то момент оказывается, что какого-то кардинального непонимания между политиками-демократами разных поколений в США нет. Молодые просто до поры до времени не осознают, что их предшественники многое сделали для страны и, таким образом, для них лично.
Опытные, в свою очередь, до последнего не хотят признавать, что экологическая повестка, которая так важна для современных молодых, действительно заслуживает максимального внимания. И вот тут неприятно удивляешься больше всего, лишний раз осознавая: в нашей стране еще столько нерешенных проблем, что вопрос, возможно, действительно центральный для будущего всего мира, выйдет на первый план еще очень нескоро. И уж точно экологическая тематика не является у нас стержневой в конфликте поколений.
Успешное налаживание диалога между людьми разных возрастов в сериале – хороший ход во времена, когда диалог наладить очень нелегко вообще с кем бы то ни было. Вселяет, так сказать, надежду на светлое будущее. Получается, если уважать оппонента, если прислушиваться к нему, то можно свернуть горы.
С другой стороны, финал сезона получился уж больно сладким и даже почти утопическим. Аналогичный разворот раздражал многих в сериале «Голливуд», но там он был более плавным и закономерным: изначально было понятно, что «Голливуд» задуман как сказка. «Политик» же в первую очередь – сатира, и идеалистический финал смотрится поэтому странновато.
С другой стороны, таким образом Райан Мерфи продвигает еще одну любопытную и приятно-оптимистическую идею. Невозможно понять, каким ты будешь политиком, пока не стал им в полной мере. Кто-то, проведя поразительно успешную кампанию, тут же теряет интерес к своим новым обязанностям. Кто-то, получив власть, проявляет себя с худшей стороны, даже если изначально имел лучшие намерения. А кто-то, напротив, забывает о своем эго и тщеславии и служит избирателям с полной отдачей – отчасти внезапно для себя самого. Наивно? Может быть. Но все равно супер.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".