25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Праздник всей многонациональной литературы
ЕАЭС Культура

Праздник всей многонациональной литературы

В Казахстане отмечают 200-летие Фёдора Достоевского

11 ноября по инициативе ЮНЕСКО на планете отмечают 200-летие классика русской и мировой литературы – писателя, мыслителя, философа и публициста Фёдора Достоевского (1821-1881). В честь этой даты по всему миру проходят десятки памятных мероприятий, в том числе конференции, «круглые столы», выставки, премьеры фильмов, спектаклей, посвящённых жизни и творчеству писателя. Широко отмечают этот юбилей и в Казахстане, ведь, как известно, Фёдор Михайлович провёл пять лет в Семипалатинске (ныне – Семей), дружил с выдающимся казахским учёным и просветителем Чоканом Валихановым. В Казахстане Достоевский написал несколько повестей, познакомился со своей первой супругой, и все эти события, несомненно, повлияли на всё его дальнейшее творчество.

Памятник двух друзьям - Чокану Валиханову и Федору Достоевскому в Семипалатинске.

©

«На Дону я – казак, а на Урале – казах»

С инициативой отпраздновать в республике 200-летие со дня рождения Достоевского выступил президент РК Касым-Жомарт Токаев. Это предложение прозвучало в октябре на расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана.

«Думаю, в Семее, – заявил тогда Токаев, – в одном из исторических центров нашей страны, следует организовать памятные мероприятия в честь этой даты. В этом городе Достоевский плодотворно работал в течение пяти лет».

Глава государства напомнил, что в Семее находится литературно-мемориальный дом-музей писателя, который, по его мнению, может стать притягательным культурно-познавательным объектом для туристов со всего мира.

«Взаимное проникновение культур не знает границ, оно духовно обогащает народы. Это мое глубокое убеждение. В Казахстане нашли вдохновение многие классики русской литературы – от Александра Пушкина до лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова, который как-то сказал: «На Дону я – казак, а на Урале я – казах», – отметил президент, добавив, что неоценимый вклад в сохранение музыкального наследия казахского народа внесли композиторы Александр Затаевич и Евгений Брусиловский.

Герои Достоевского заговорили на казахском языке

Празднование юбилея Достоевского в Семее началось с возложения цветов к памятнику писателю и открытия художественной выставки. На сцене местного государственного русского драматического театра (к слову, носящего имя Федора Михайловича) покажут премьеру спектакля «Дядюшкин сон» – по одноименной повести писателя, написанной им во время пребывания на казахстанской земле.

Разумеется, главный центр притяжения в эти дни – Дом-музей великого классика литературы. Сейчас это целый комплекс, включающий в себя дом, где Достоевский жил со своей первой женой, современную пристройку с экспозициями о жизни писателя и памятник, увековечивший дружбу между Федором Достоевским и Чоканом Валихановым.

«Фёдор Достоевский – уникальная личность. Его путь и наследие, оставленные потомкам – бесценны. Жизнь в Казахстане – новый этап после каторжных мучений. Несмотря на ссылку, писатель связывал с нашим городом светлое, новое будущее. И сейчас все эксперты едины во мнении, что не будь этих периодов в его жизни, не было бы того самого Достоевского, его глубины и духовного опыта, которым он делится со своими читателями», – считает Татьяна Титаева, главный хранитель фондов музея Достоевского в Семее, экскурсовод с 25-летним стажем.

В эти ноябрьские дни в самых разных уголках республики пройдёт множество мероприятий, приуроченных к 200-летию Достоевского.

А стартовал этот «юбилейный цикл» ещё в декабре прошлого года, когда в Нур-Султане – с соблюдением всех санитарных норм – открылась выставка «Достоевский, каким вы его не знали», организованная российским центром науки и культуры в Нур-Султане совместно с мемориальным музеем Достоевского в Санкт-Петербурге. Основу экспозиции составили рисунки талантливых петербургских художников Ники Велегжаниновой и Игоря Князева. По сути, это иллюстрации к самым известным произведениям Федора Михайловича – романам «Преступление и наказание», «Идиоту», «Братья Карамазовы», «Игрок», а также очень непривычные по манере исполнения портреты писателя. Стоит отметить, что специально к открытию этой выставки ученица школы-гимназии №3 Нур-Султана Елизавета Аракелян записала на видео рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», который скоро представят в формате аудиокниги в рамках проекта «Вслух».

В январе в столичном Музыкальном театре юного зрителя с большим успехом прошла премьера драмы «Ұлдар» («Мальчики») на казахском языке. Этот спектакль – театрализованная версия романа Достоевского «Братья Карамазовы» – последнего произведения писателя, написанного в 1878-1880 годах. В мае в Семее открыли мемориальную доску в честь писателя, причём памятный знак украсил стену Воскресенского собора, строительстве которого застал Федор Михайлович.

Нельзя обойти вниманием и такой факт. В сентябре совместная российско-казахстанская съёмочная группа закончила съёмки документального фильма «Ваш весь Федор Достоевский», посвящённого так называемому «ссыльному» периоду. Как объявили создатели картины, съёмки велись в Семее, Омске, Санкт-Петербурге и Москве, и лента рассказывает о неизвестных фактах из жизни Достоевского.

Казахстан вдохновил вновь взяться за перо

Напомним, что 27-летний поручик инженерных войск Русской императорской армии в отставке и начинающий писатель Фёдор Достоевский был арестован ранним утром 23 апреля 1849 года за участие в тайном обществе «петрашевцев». Одним из поводов для ареста стало публичное чтение им запрещённого письма Виссариона Белинского к Николаю Гоголю. Текст этого письма, а также другую запрещённую литературу нашли при обыске в его жилище. И хотя литератор всячески отрицал предъявленные ему обвинения, за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» военно-судная комиссия признала его «одним из важнейших преступников» и приговорила «к лишению всех прав состояния и смертной казни расстрелянием».

На восемь месяцев Достоевский был заключён в Петропавловскую крепость, после чего смертную казнь сначала заменили восемью годами каторги, а затем император Николай I сократил этот срок вдвое «с последующей военной службой рядовым». Писатель был сослан в Сибирь и четыре года провёл на каторге в Омске. Именно там после освобождения из острога Достоевский познакомился и подружился с Чоканом Валихановым.

Весной 1854 года экс-каторжанин был зачислен рядовым в Сибирский линейный батальон №7 Отдельного Сибирского корпуса «с оставлением под строжайшим надзором» и вскоре прибыл по этапу в Семипалатинск – столицу только что основанной Семипалатинской области. В своём первом письме брату Михаилу из Семипалатинска Достоевский писал: «Солдатская жизнь со всеми обязанностями солдата не совсем-то легка для человека с таким здоровьем и с такой отвычкой или, лучше сказать, с таким полным ничегонезнанием в подобных занятиях. Чтоб приобрести этот навык, надо много трудов. Я не ропщу; это мой крест, и я его заслужил».

Сначала Достоевский жил в солдатской казарме, затем – за 5 рублей в месяц -снимал «большую тёмную комнату с низким потолком в частном доме». А в 1857-ом после женитьбы переехал в квартиру в деревянном доме почтальона Ляпухина (именно там в 1971 году открыли Музей Достоевского, который на сегодня является единственным, находящимся за пределами России).

Любопытно, что вскоре в Семипалатинске вновь пересекутся пути Достоевского и Валиханова. Вот как описывал встречу друзей в своих мемуарах областной прокурор Александр Врангель: «Из немногих посещавших нас последнее время лиц помню, между прочим, заехал проездом, чтобы повидать Достоевского, молодой, премилый офицер-киргиз, воспитанник Омского кадетского корпуса, внук последнего хана Средней орды Мухамед-Ханафия Валиханов… Ехал он с секретным поручением правительства в Ташкент и Коканд, сопровождая торговый караван... Валиханов имел вид вполне воспитанного, умного и образованного человека. Мне он очень понравился, и Достоевский очень был рад повидать его».

Известно, что Достоевский очень дорожил тёплыми отношениями с молодым казахским учёным. В одном из писем он писал Валиханову: «Не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, её значение и Ваш народ относительно России, и в то же время служить своей родине просвещённым ходатайством за неё у русских. Вспомните, что Вы – первый киргиз, образованный по–европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дав вам и душу и сердце».

Эта дружба (а также переписка) продолжалась до самой смерти учёного в апреле 1865 года. Более того, Валиханов, которого Достоевский называл братом, сыграл значимую роль в судьбе литератора – он был одним из тех, кто поспособствовал досрочному освобождению его из ссылки.

Кстати, две самые ранние прижизненные фотографии Фёдора Михайловича сделаны в фотоателье Соломона (Шлеймы) Лейбина в Семипалатинске. На одной из этих фотографий – Достоевский вместе с Валихановым.

Всего в Семипалатинске писатель провёл пять лет и четыре месяца. Здесь он встретил и влюбился в Марию Исаеву, ставшую его первой женой. Здесь после долгого перерыва Достоевский вновь вернулся к литературному труду – написал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», приступил к «Запискам из мёртвого дома» (через несколько лет «Записки» произведут в России фурор). Здесь «рядовой Достоевский» в 1855 году был произведён в унтер-офицеры, в 1856-ом – в прапорщики, а в апреле 1857-го Федор Михайлович узнал о высочайшем указе императора, объявившем ему «полную амнистию с возвращением дворянства и права печататься». Однако только в 1859 году Достоевский вышел в отставку по состоянию здоровья в звании подпоручика и отбыл из Семипалатинска сначала в Тверь, а затем – в Санкт-Петербург.

Рабочий стол Достоевского в семипалатинском доме-музее.

«Сквозь тернии к звёздам»

По мнению депутата Госдумы от приграничной Казахстану Курганской области Александра Ильтякова, то, что в Казахстане на государственном уровне отмечают 200-летие Достоевского, совсем не удивительно.

«Достоевский – это пророк! И этим всё сказано. Его почитают и знают во всём мире. И казахи, как очень мудрый и умный народ, не желая совершать ошибок, почитают пророка Достоевского. Зачем терять время, исправляя ошибки? Лучше их не совершать. А для этого обязательно нужно знать жизнь и творчество Достоевского».

А вот что сказал в своём комментарии бывший главный редактор «Литературной газеты» (2001-2017), писатель Юрий Поляков:

«Достоевский оказал огромное влияние на всю многонациональную советскую литературу. Именно во второй половине XIX века и особенно в XX веке формировались и дали высокие образцы многие национальные литераторы. Большинство прозаиков учились в Литературном институте, со многими я общался. Они мне признавались (независимо от того, на каких они писали языках – тюркских, финно-угорских и т.д.), что, пожалуй, Достоевский оказал на них самое большое влияние. Я дружил со многими казахскими писателями и поэтами, моими ровесниками. Помню, с Бахытжаном Канапьяновым, замечательным казахским поэтом, эссеистом, мы много в молодости говорили о Достоевском, о том, что такой амбивалентности не хватает в понимании человеческого сознания советской литературе, которая немножечко спрямляет внутренние процессы в угоду идеологическим схемам. Я это очень хорошо помню.

Конечно, двухсотлетие Достоевского – это огромный культурный праздник для всего постсоветского культурного пространства. Это праздник всей многонациональной литературы, которая развивается в своих национальных государствах, но, тем не менее, те связи, которые были заложены и в имперский период в XIX веке и в советский период, никуда не делись. И поверьте: на крутых поворотах истории они ещё сыграют свою спасительную роль для нашего евразийского единства».

По словам доцента кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Натальи Васильковой, очень логично, что празднование 200-летия Фёдора Михайловича Достоевского проходит и в Казахстане.

«Пять лет жизни великий писатель провёл рядовым в Седьмом сибирском линейном батальоне в Семипалатинске, где предписано ему было жить после каторги в Омске. Много произведений вышло в те годы из-под пера Достоевского – «Село Степанчиково», «Дядюшкин сон», «Записки из мёртвого дома». Там же зародились мысли о романе «Идиот». Именно Казахстан дал писателю второе дыхание в творчестве – новые силы и веру в себя. Многие литературоведы Казахстана, изучив жизнь Фёдора Михайловича в Семипалатинске, уверены, что именно казахстанское окружение помогло духовно возродиться величайшему из гениев мировой литературы.

Произведения Достоевского переведены на казахский язык, безусловна роль русского писателя в развитии казахской литературы. Изучению творчества Фёдора Достоевского уделялось немало времени в Институте литературы и искусства имени М.О. Ауэзова. Было проведено множество научных конференций. Произведения писателя изучают в казахстанских средних школах.

«Через тернии к звёздам» – эти слова словно про жизнь Достоевского, полную несчастий и страданий. Да и сам он говорил: «Чтобы хорошо писать – страдать нужно, страдать!». Этому я учу и своих студентов», – резюмировала Наталья Василькова.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Метки: ЕАЭС